Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Arno Marsh / Арно Марш

Американский джазовый тенор саксофонист. За 65 лет своей карьеры Арно Марш играл на саксофоне по крайней мере в 30 известных оркестрах (и это те, которые он смог вспомнить). К примеру, он забыл упомянуть биг бенд Лайнела Хемптона (Lionel Hampton), где он был единственным белым музыкантом. Как такое можно забыть? Без сомнения, он оставил без внимания ещё несколько оркестров с его участием. Спустя годы он продолжал играть во многих воссозданных оркестрах: Стэна Кентона (Stan Kenton), Вуди Хермана (Woody Herman), Гарри Джеймса (Harry James), Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), Каунта Бейси (Count Basie). В свои 82 года он играл на подержанном саксофоне, принадлежавшем Стэну Гетцу (Stan Getz). Отец Марша играл на банджо до того, как гитара стала популярной. Позднее отец стал профессиональным гитаристом. В свободное время рисовал и любил чинить механизмы. Он был довольно тихим человеком. Мама играла на пианино и флейте, озвучивала немые кинофильмы. К сожалению, она заболела шизофренией, поэтому Арно, у которого был ещё на год старший брат, воспитывала бабушка и дедушка. В 18 лет брат ушёл служить в армию и посвятил свою жизнь военной службе. В доме всегда было включено радио и музыка играла днями на пролёт. Музыка Луи Армстронга (Louis Armstrong) нравилась Арно больше, чем то, что играл Гай Ломбардо (Guy Lombardo). Иногда отец с приятелями устраивал джем сейшины. Когда Маршу было 10 лет, у него диагностировали подозрение на астму и доктор сказал отцу, что мальчику нужно развивать лёгкие. Для этого нужно начать играть на духовых. Отец сначала принёс трубу. Но Арно она не понравилась, и тогда в доме появился альт саксофон. Это оказалось то, что нужно.Арно получил несколько частных уроков игры на инструменте и вскоре получил место в школьном оркестре. В нём также играл пианист Клэр Фишер (Clare Fischer), который организовал первый школьный танцевальный оркестр. В 1946 Арно покидает родной городок Grand Rapids и находит работу саксофониста в местных оркестрах. Он хотел играть джаз. Его первым биг бендом становится местный коллектив под управлением альт саксофониста Уолтера Марти (Walter Marty Orchestra). В этот же биг бенд вошли и его приятели из школьного оркестра – пианист Фишер и его брат трубач Дирк (Dirk Fisher), трубач Билл Велтен (Bill Velten) и тенор саксофонист Мори Велтен (Morey Velten), барабанщик Майк Бэлиш (Mike Balish). Позднее все они перешли в другой оркестр под руководством Джон Пол Джонса (John Paul Jones) из города Salina, Kansas. Где-то в 1947 оркестр распался, и ребята вернулись в родной Grand Rapids. Летом 1947 Арно присоединился к оркестру Duke Ambassadors. Его организовал Сонни Бёрк (Sonny Burke) в 1930-х в стенах Duke University. Когда Арни играл в нём, делами заправлял барабанщик Сэмми Флетчер (SAMMy Fletcher). Он нашёл работу на летний период для оркестра в Мичигане, но у них не было тенор саксофониста, и Арно согласился перейти на тенор саксофон. В этот период Марш знакомится с Уби Грином (Urbie Green), Доном Фагерквистом (Don Fagerquist) и Элом Порчино (Al Porcino), которые играли в составе оркестра Джина Крупа (Gene Krupa), прикатившего с гастролями в Мичиган. Как тенор саксофонисту, ему удалось избежать влияния Лестера Янга (Lester Young). Он предпочитал более прохладный, прямой звук. Его кумирами были Чу Берри (Chu Berry), Бен Уэбстер (Ben Webster), Колман Хокинс (Coleman Hawkins) и Сонни Роллинс (Sonny Rollins).Затем он играет в группе пианиста Джо Саундерса (Joe Saunders). В 1949 около года работает с пианистом Ли Локвудом (Lee Lockwood) в отеле Whitcomb Hotel в городе St. Joseph, Michigan. Они исполняли в основном ресторанную и танцевальную музыку. Затем Марш возвращается в Grand Rapids. В небольших составах он много выступает в Crispus Attucks American Legion Hall, играет в клубе в Lamar Hotel в составе квартета пианиста Гарольда "Попай" Букера (Harold “Popeye” Booker), в котором Дик Твелвтриз (Dick Twelvetrees) сидел за барабанами и Питер Гловер (Pete Glover) играл на басу. Он работает с Уби Грином (Urbie Green), пока в 1951 не становится участником оркестра Вуди Хермана (Woody Herman), который был известен как "Третье Стадо" (The Third Herd). Соло Марша можно часто услышать на многих записях оркестра Хермана для лейбла Mars Records. В 1953 он покинул биг бенд Хермана и решил попробовать свои силы в качестве лидера. По 1955 он возглавлял собственный оркестр, после чего в течение 1958 периодически выступал в оркестре Хермана. Кроме того, в этот период Марш работал в оркестрах Стэна Кентона (Stan Kenton) и Мэйнарда Фергюсона (Maynard Ferguson). В 1960 Марш перебрался в Лас-Вегас и присоединился к известному оркестру Чарли Вентура (Charlie Ventura), который выступал в Thunderbird Lounge. Джем сейшины, в которых вместе с Маршем участвовали Карл Фонтана (Carl Fontana) и Вентура стали легендарными. Саксофонист и кларнетист Дрю Пэйдж (Drew Page), игравший в этом оркестре с 1920-х и написавший "Drew’s Blue’s – A Sideman’s Life With The Big Bands", в 1981 назвал Марша одним из величайших героев этого оркестра. Пэйдж упоминал, что Арно Марш и Карл Фонтана (Carl Fontana) превосходно читали с листа и никогда не делали ошибок, играя написанные аранжировки или импровизируя. В составе одного из оркестров Марш аккомпанировал вокалистке Ненси Уилсон (Nancy Wilson) на её записи в 1968; и в 1974 участвовал в концерте, посвящённом Вуди Херману (Woody Herman). Его сын Рэнди Марш (Randy Marsh) известный джазовый ударник, долгие годы выступавший с пианистом Эдди Рассом (Eddie Russ), учеником Арта Тэйтума (Art Tatum).
14:55