Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Andy Kirk / Энди Кёрк

Американский джазовый тубист и басовый саксофонист, стал более известен как руководитель оркестра the Twelve Clouds of Joy, ставшего популярным в эпоху эры свинга.

Энди Кёрк не стремился быть аранжировщиком, известной личностью или ведущим музыкантом (по крайней мере, он никогда по-настоящему не солировал). В то же время в 1930-х – 1940-х он был успешным руководителем оркестра.

Он пробовал играть на фортепиано, пел в школьном хоре, а позже занялся альт-саксофоном. Его обучал Франц Рот (Franz Roth), а также он получал уроки гармонии от Уолтера Лайта (Walter Light), занимался с Уилберфорсом Уайтманом (Wilberforce Whiteman), отцом Пола Уайтмана (Paul Whiteman). Музыкальную карьеру он начинал на басовом саксофоне и тубе в оркестре скрипача Джорджа Моррисона (George Morrison) в 1918. После гастролей и записи с Моррисоном Кирк временно работал почтальоном, а затем в 1925 присоединился к недавно сформированной группе Терренса Холдера (Terrence Holder Band) в Далласе. Этот коллектив позже стал известен как Dark Clouds of Joy.

В январе 1929 Холдер решил покинуть оркестр и Кёрка выбрали лидером оркестра. Оркестр изменил название на Andy Kirk's Clouds of Joy (иногда Twelve Clouds of Joy в зависимости от количества участников) и перебрался в Канзас Сити. Оркестр получил работу в танцзале Pla-Mor Ballroom на пересечении улиц 32-ой и Main. В этом же году биг-бенд Кёрка сделал свою первую хитовую запись для лейбла Brunswick Records – композицию "Froggy Bottom". Пианистка Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams) присоединилась к оркестру в самый последний момент перед записью, но она настолько удивила шефа Brunswick Дэйва Каппа (Dave Kapp), что было решено оставить её в основном составе.

В оркестре она заменила пианиста Марион Джексона (Marion Jackson), который не совсем подходил для этой позиции. С приходом Уилльямс состав оркестра долгое время был относительно стабильным. Первым вокалистом группы был певец Билли Мэсси (Billy Massey), а затем его место занял Фа Террелл (Pha Terrell). Многие из его участников в последствии стали знаменитостями: тенор саксофонист Бадди Тэйт (Buddy Tate), скрипач Клод Уилльямс (Claude Williams) и тогдашний муж Мэри Лу саксофонист Джон Уилльямс (John Williams). По размеру оркестр был меньше большинства свинговых биг бендов того периода, что имело как свои преимущества, так и недостатки. Недостаток заключался в том, что потеря одного из исполнителей могла быть разрушительной для состава.

Кёрк перевёз свою группу в Канзас-Сити, и со времени их первых записей в 1929–1930 они стали настолько популярными, что буквально стали олицетворять джазовое звучание Канзас-Сити наряду с коллективами под управлением Каунта Бейси (Count Basie), Бенни Мотена (Benny Moten) и Джея МакШенна (Jay McShann). В этот период они записали несколько превосходных горячих композиций с такими солистами, как скрипач Клод Уилльямс (Claude Williams) и трубач Эдгар "Паддингхэад" Бэттл (Edgar "Puddinghead" Battle). Одно короткое время в 1931 вся группа работала под руководством Бланш Кэллоуэй (Blanche Calloway) в Филадельфии. Вскоре они вернулись к прежним выступлениям в Winwood Beach в Канзас-Сити.

На удивление оркестр Кёрка не сделал ни единой записи в период 1931-1935, но в 1936 (когда они перебрались в Нью-Йорк) оркестр немедленно добился успеха с популярным хитом "Until the Real Thing Comes Along", на котором представлен высокий голос Фа Террелла (Pha Terrell). В середине 1936 оркестр Кёрка подписал контракт с Decca и до 1946 сделал множество популярных записей.

По-видимому, во время этого 6-летнего перерыва Кёрк распустил и реформировал оркестр. Хотя всё это выглядит несколько странно, так как его записи для Brunswick периода 1929-1930 продавались достаточно хорошо, да и тиражи 1933-1934 для различных лейблов тоже были неплохими.

В 1938 Кёрк и его группа в течение 12 недель занимали первое место в чарте Billboard с песней "I Won't Tell a Soul (I Love You)", написанной Хьюи Чарльзом (Hughie Charles) и Россом Паркером (Ross Parker), с вокалом Фа Террелл (Pha Terrell). В 1942 Кёрк и His Clouds of Joy записали "Take It and Git", которая 24 октября 1942 стала первым синглом, занявшим первое место в Harlem Hit Parade, предшественнике хит-парада Billboard R&B. В 1943 с Джун Ричмонд (June Richmond) на вокале у него был хит номер 4 с песней "Hey Lawdy Mama".

В разные годы в составе оркестра Энди Кёрка блистали такие превосходные солисты, как тенор саксофонист Дик Уилсон (Dick Wilson), один из первых электрогитаристов Флойд Смит (Floyd Smith), Дон Байяс (Don Byas), Гарольд "Шорти" Бэйкер (Harold "Shorty" Baker), Ховард МакГи (Howard McGhee) (1942-43), Джимми Форрест (Jimmy Forrest), Билл Колман (Bill Coleman), Кен Кёрси (Ken Kersey), Бен Смит (Ben Smith), Рубен Филлипс (Reuben Phillips), Бен Тигпен (Ben Thigpen), Генри Уэллс (Henry Wells), Милт Робинсон (Milt Robinson), Хенк Джонс (Hank Jones), Джонни Линч (Johnny Lynch), Джо Уилльямс (Joe Williams), Биг Джим Лоусон (Big Jim Lawson), Джино Мюррей (Gino Murray) и Джо Эванс (Joe Evans). Даже Фэтс Наварро (Fats Navarro) и (недолго) Чарли Паркер (Charlie Parker) были в числе сайдменов Кёрка. Однако наиболее значимой артисткой оркестра стала пианистка Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams), как солистка, как аранжировщица и как композитор.

В 1941 умер саксофонист Дик Уилсон (Dick Wilson), а в следующем году Мэри Лу решила начать независимую сольную карьеру. После этого оркестр всё ещё имел некоторый успех, исполняя более попсовый материал, который нравился широкой публике.

В 1948 Энди Кёрк решил распустить свой оркестр. На некоторое время он переехал на Западное побережье, затем вернулся в Нью-Йорк. В начале 1950-х Кёрк ненадолго возглавил другой коллектив. Его оркестр был единственный раз воссоздан в 1956, но в его составе практически не было музыкантов первого оригинального состава. В течение 1960-х он продолжал организовывать биг-бэнды для конкретных мероприятий. В этот период он посетил Европу, затем работал инспектором на складе в Local 802 в Американской федерации музыкантов в Нью-Йорке. В 1970-е он иногда выступал и руководил пикапами, работая менеджером в отеле Theresa в Нью-Йорке. Он также проповедовал как новообращённый Свидетель Иеговы.

Он был мужем пианистки Мэри Колстон (Mary Colston). Их сын Энди Кёрк-младший (Andy Kirk, Jr.) играл на тенор-саксофоне.

Энди Кёрк умер в Нью-Йорке в возрасте 94 лет от осложнений, связанных с болезнью Альцгеймера.

14:55