Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Al McKibbon / Эл МакКиббон

Известный своим богатым, резонансным тоном и метрономной точностью, Эл МакКиббон был в числе ведущих американских контрабасистов начала эры бибопа, игравший с такими гигантами, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Колмен Хоукинс (Coleman Hawkins) и Телониус Монк (Thelonious Monk), кроме того сотрудничавший с перкуссионистом Чано Позо (Chano Pozo), выковывая звук афро-кубинского джаза. Альфред МакКиббон (Alfred McKibbon) родился в Чикаго. Он был сыном священника, который играл на тубе и гитаре, часто под аккомпанемент матери за фортепиано. Водевили были ещё живы и МакКиббон увлекается танцем, самостоятельно разучивая различные приёмы. В 1921 семья переехала в Детройт, где старший брат МакКиббона начинает играть в составе Midwest Territorial Orchestra и рекомендует младшему взяться за контрабас. Будучи студентом в Cass Tech, МакКиббон изучает бас и фортепиано. В стенах этой школы учились такие известные джазмены, как Джеральд Уилсон (Gerald Wilson), Джей Си Хеард (J.C. Heard), Уорделл Грэй (Wardell Gray) и другие. К 17 годам он регулярно выступает в местном ночном клубе B&C. Позднее, выступает с Kelly Martin в Conga Club, после чего играет с саксофонистом Тэдом Бракнером (Ted Bruckner) – бывшим участником оркестра Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford). В 1943 оркестр Лаки Миллиндера (Lucky Millinder) прикатил в Детройт и начал выступать в Paradise Theater, но контрабасиста оркестра Джорджа Дювивье (George Duvivier) неожиданно забрали в армию. По рекомендации детройского саксофониста Билли Боуэна (Billy Bowen), игравшего в оркестре, МакКиббона берут в состав, и он доигрывает до конца ангажемента в Детройте. Позднее МакКиббон присоединяется к оркестру в Washington, D.C. для выступлений в Howard Theater. И уже оттуда Миллиндер берёт МакКиббона с собой на гастроли в Нью-Йорк. Контрабасист решает остаться в Большом Яблоке, и делает свою первую студийную запись с Миллиндером перед тем, как присоединиться к Табу Смиту (Tab Smith). В октябре 1945 МакКиббон переходит к Колмену Хоукинсу (Coleman Hawkins), в оркестре которого играл Телониус Монк (Thelonious Monk). Благодаря Хоукинсу басист получает место в первом турне грандиозного проекта Нормана Гранза (Norman Granz) Jazz at the Philharmonic, в котором также принимают участие Лестер Янг (Lester Young) и Бак Клэйтон (Buck Clayton). Хотя период работы МакКиббона с Хоукинсом был относительно коротким, его сотрудничество с Монком продолжилось несколько десятилетий – он играл на нескольких ранних записях легендарного пианиста, и входил в состав группы Монка во время выступлений в Minton's Playhouse. В 1946 МакКиббон вошёл в состав оркестра Джей. Си. Хэарда (J.C. Heard) во время выступлений в нью-йоркском Café Society. В следующем году его приглашает к себе Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) на замену Рэю Брауну (Ray Brown), у которого вспыхнул роман с вокалисткой Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). Затем МакКиббон отправляется на гастроли с кубинским перкуссионистом Чано Позо (Chano Pozo), и, несмотря на языковый барьер, два музыканта создают ритмические шаблоны, которые стали основой афро-кубинского джаза, начавшегося с записи "Manteca" (Gillespie) и получившего продолжение в композициях "Cubano Be", "Cubano Bop" и "Guarichi Guaro". Несмотря на то, что оркестр Гиллеспи в 1949 распадается, МакКиббон продолжает работать с латиноамериканскими ритмами. Он участвует в записи новаторского альбома BIRTH OF THE COOL Майлса Девиса (Miles Davis), затем недолго работает с Каунтом Бэйси (Count Basie), Эрлом Хайнсем (Earl Hines) и Джонни Ходжесом (Johnny Hodges). В 1951 он входит в состав квартета Джорджа Ширинга (George Shearing Quartet), после чего пианист проявляет интерес к афро-кубинской музыке. С Ширингом он проводит 7 лет, затем следует год с Колом Тьядером (Cal Tjader) – следующим бендлидером, заинтересовавшимся латиной. В 1958 басист перебирается в Лос-Анджелес, где берёт уроки у Хермана Райнсхагена (Herman Rheinshagen), бывшего участника New York Philharmonic. Почти десятилетие работает сессионным музыкантом, записывается для кино и телевидения. В начале 1970-х возвращается на дорогу вместе с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Телониусом Монком (Thelonious Monk) в рамках турне Giants of Jazz – в 1971 он принимает участие в последней записи Монка. Немногим позже он приобретает контрабас, сделанный Якобом Штайнером (Jacob Steiner), "немецким Страдивариусом" в 1650 – его звук становится ещё богаче. Он начинает исполнять классический репертуар – в 1992 отправляется в Mojave Desert, где с симфоническим оркестром участвует в записи Девятой симфонии Бетховена посреди песчаной пустыни. Только в 1999 в возрасте 80 лет МакКиббон наконец-то выпускает первый диск в качестве лидера - TUMBAO PARA LOS CONGUEROS DE MI VIDA, который был номинирован на получение премии в номинации Best Latin Jazz Performance. В 2003, несмотря на преклонный возраст, он выступает на джазовом фестивале JOJAZZ в столице Кубы. Второй его альбом BLACK ORCHID (Nine Yards Music) увидел свет в 2004. Он также пишет послесловие к книге Рауля Фернандеза (Raul Fernandez) Latin Jazz. Он умирает 29 июля 2005 в возрасте 86 в больнице Buen Samaritano в Голливуде.
14:54