Поиск

Curtis Fuller / Кёртис Фуллер

Curtis Fuller / Кёртис Фуллер
Date of birth (creation):
15 декабря 1934
Place of birth (creation):
Detroit, Michigan, USA
Instruments:

Bio:

Американский джазовый тромбонист.

Родители Кёртиса были выходцами с Ямайки и умерли, когда он был ещё маленьким. Воспитывался в приюте для детей-сирот. Интерес к музыке возник в старших классах школы, где он начал играть на валторне. Кёртис пробовал освоить саксофон и скрипку, но к 16 годам остановил свой выбор на тромбоне, который освоил практически самостоятельно. В школе среди его друзей были Пол Чемберс (Paul Chambers) и Дональд Бёрд (Donald Byrd). Он также знал Томми Фленегена (Tommy Flanagan), Тэда Джонса (Thad Jones) и Милта Джексона (Milt Jackson).

"Если взглянуть теперь на цепь происходивших событий, то я думаю, что тромбон в определённой степени был предназначен для меня. Вначале я избрал скрипку, но на ней у меня ничего не получалось, и единственным инструментом, который оставался не занятым в школе, был тромбон. Ещё я хотел играть на саксофоне, но у них не было ни одной такой дудки. Я думаю, что Создатель во многом определил мой путь, и я не мог его контролировать…"

Два года с 1953 по 1955 он проводит в армии, играя в армейском оркестре, где также играли Пол Чемберс (Paul Chambers), Нэт Эддерли (Nat Adderley) и Джуниор Менс (Junior Mance). Одно время руководителем оркестра был Кеннонболл Эддерли (Cannonball Adderley). Не удивительно, что после увольнения Фуллер начинает исполнять джаз. Сначала он работает в своём родном городе, играет с Кенни Барреллом (Kenny Burrell), затем входит в состав квинтета Юсефа Латифа (Yusef Lateef).

Свою дебютную запись в качестве лидера Фуллер делает в 1955 для лейбла Transition. В апреле 1957 квинтет Латифа отправляется в Нью-Йорк для записи двух альбомов для лейбла Savoy, и ещё одного диска для лейбла Verve, продюсером которого был Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie).

В период начала 50-х многие молодые джазмены Детройта отправились покорять Нью-Йорк. В их числе вместе с Фулером были Дональд Бёрд (Donald Byrd), Элвин Джонс (Elvin Jones) и Тэд Джонс (Thad Jones), Пол Чемберс (Paul Chambers), Луис Хейс (Louis Hayes), Кенни Баррелл (Kenny Burrell), Барри Харрис (Barry Harris), Пеппер Адамс (Pepper Adams), Юсеф Латиф (Yusef Lateef), Сонни Рэд (Sonny Red), Хью Лоусон (Hugh Lawson), Даг Уоткинс (Doug Watkins), Томми Фленеген (Tommy Flanagan). Милт Джексон (Milt Jackson) и Хенк Джоунс (Hank Jones) к этому моменту уже были в Нью-Йорке и заработали себе имена.

Хотя изначально он находился под влиянием Джей Джей Джонсона (J.J. Johnson), а в числе своих кумиров называл Джимми Кливленда (Jimmy Cleveland), Боба Брукмайера (Bob Brookmeyer) и Юби Грина (Urbie Green), 22-летний Фуллер прибыл в Нью-Йорк, обладая своим уникальным стилем и саундом. Молва о талантливом молодом тромбонисте из Детройта быстро распространилась по Нью-Йорку. В мае 1957 он участвует в сессиях звукозаписи с Полом Куинчетте (Paul Quinchette) и записывает собственные два альбома для лейбла Prestige с Сонни Рэдом (Sonny Red) на альт саксофоне (NEW TROMBONE (Prestige PRLP 7107) и Curtis Fuller WITH Red Garland (New Jazz NJLP 8277)). Как это делали Кенни Баррелл (Kenny Burrell) и Тэд Джонс (Thad Jones), он старается приглашать в свои составы музыкантов из Детройта.

Ближе к концу 50-х Кёртис работает с Хемптоном Хоусом (Hampton Hawes) и Майлзом Дэвисом (Miles Davis). Именно в составе Дэвиса Альфред Лайон (Alfred Lion) из Blue Note Records пришёл в Cafe Bohemia, чтобы послушать игру Фуллера. Кёртис входит в семью Blue Note и 2 июня участвует в записях с Клиффордом Джорданом (Clifford Jordan), а 16 июня при участии Хенка Моубли (Hank Mobley) делает запись собственного диска THE OPENER (Blue Note BLP 1567).

Тем летом Кёртис был везде. "Альфред пригласил меня на записи с Джимми Смитом (Jimmy Smith) и Бадом Пауэллом (Bud Powell). И затем мы сделали BLUE TRAIN с Джоном Колтрейном (John Coltrane). И я был единственным тромбонистом, записавшимся с этими тремя артистами". Альбом Колтрейна BLUE TRAIN становится одной из самых известных работ Фуллера. В дальнейшем Кёртис возглавляет четыре сессии для Blue Note, одна из которых, сделанная со Слайдом Хемптоном (Slide Hampton), долгие годы не издавалась. Как сайдмен Фуллер также участвует в записях альбомов таких лидеров, как Бад Пауэлл (Bud Powell), Джимми Смит (Jimmy Smith), Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Ли Морган (Lee Morgan) и Джо Хендерсон (Joe Henderson), который был его соседом по комнате во время учёбы в Wayne State University в 1956.

За 8 месяцев пребывания в Нью-Йорке Фуллер записал шесть альбомов в качестве лидера и принял участие в записи ещё 15 дисков. Это впечатляющий результат для тромбониста-новичка. В конце 1958 его приглашает Бенни Голсон (Benny Golson) для работы над альбомом THE OTHER SIDE OF Benny Golson для лейбла Riverside, на котором Голсон был представлен не как композитор и аранжировщик, а скорее, как тенор саксофонист. Совместная работа понравилась обоим музыкантам и их сотрудничество продолжилось в работе над диском Кёртиса BLUES-ETTE (Savoy MG 12141) для лейбла Savoy и над тремя дисками под лидерством Бенни для Prestige в 1959 с различными ритм секциями. Они также записали два альбома Фуллера для Savoy (THE Curtis Fuller JAZZTET WITH Benny Golson (Savoy MG 12143) и IMAGINATION (Savoy MG 12144)) с добавлением в переднюю линию трубача, что и стало основой для создания их совместного коллектива Jazztet.

В феврале 1960 Jazztet – секстет под лидерством Бенни Голсона (Benny Golson) и Арта Фармера (Art Farmer) записал свой третий альбом. Фуллер был тромбонистом, а МакКой Тайнер (McCoy Tyner) сделал свою дебютную запись как пианист. Jazztet становится чрезвычайно популярным с самого начала своего существования, но Фуллер и Тайнер покидают состав через несколько месяцев и решают двигаться в другом направлении. В летом 1961 Фуллер первый раз становится участником секстета Jazz Messengers под руководством Арта Блейки (Art Blakey), много гастролирует в её составе. В тот период в составе Посланников играли Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Уэйн Шортер (Wayne Shorter) и Седар Уолтон (Cedar Walton), подталкиваемые Блейки и Джими Мериттом (Jymie Meritt) (позднее Реджи Уоркменом (Reggie Workman).

Фуллер остаётся с Блейки до февраля 1965 и в дальнейшем работает как фрилансер. В этот период как лидер записывает два альбома для Impulse! Records, после окончания контрактных обязательств перед Blue Note делает записи для Savoy Records и Epic. Звук его инструмента можно услышать на альбомах TOM CAT Ли Моргана (Lee Morgan), A CADDY FOR DADDY Хэнка Моубли (Hank Mobley), MODE FOR JOE Джо Хендерсона (Joe Henderson) и SCHIZOPHRENIA Уэйна Шортера (Wayne Shorter). В конце 60-х он становится участником оркестра Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), в котором также играл Фостер Эллиот (Foster Elliott). В дальнейшем Фуллер гастролирует с Каунтом Бейси (Count Basie), и воссоединяется с Блэйки и Голсоном.

В 70-е Фуллер некоторое время экспериментирует с хард-боповыми аранжировками, постепенно включает джаз-роковые интонации в свой репертуар, и начинает работать с такими музыкантами как гитарист Билл Уошер (Bill Washer) и бас гитарист Стенли Кларк (Stanley Clarke). Эта фаза его творчества нашла воплощение в альбоме CRANKIN‘ (Mainstream MRL 333). В 1975-1977 Фуллер гастролирует в составе оркестра Каунта Бейси (Count Basie), делает записи для лейблов Mainstream, Timeless и Bee Hive. В 1979-1980 Фуллер соруководит квинтетом Giant Bones с Кайем Уиндингом (Kai Winding), играет с Артом Блейки (Art Blakey), Лайнелом Хемптоном (Lionel Hampton), Седаром Уолтоном (Cedar Walton), Рэдом Гарлендом (Red Garland) и Селом Нистико (Sal Nistico), также продолжает возглавлять свои проекты.

В 80-е среди сотрудничавших с ним музыкантов вновь был Голсон, он также играет в реформированном Jazztet и в составе оркестра Timeless All Stars, с которым посещает с гастролями Европу. В 1993 он записывает прекрасную сессию для Savoy. Ведущий тромбонист стиля пост-боп, техническое совершенство и виртуозность Фуллера предоставляют ему огромную свободу в развитии его импровизационной изобретательности. Он продолжает выступать и делать записи. В последнее время он является преподавателем в рамках учебной джазовой программы в летней школе искусств штата Нью-Йорк (New York State Summer School of the Arts (NYSSSA) School of Jazz Studies (SJS)).

13 января 2010 умерла его жена - Catherine Rose Driscoll Fuller.

Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:59
3542