Поиск

Ray Anderson / Рэй Андерсон

Ray Anderson / Рэй Андерсон
Date of birth (creation):
16 октября 1952
Place of birth (creation):
Chicago, Illinois, USA

Bio:

Американский "независимый" джазовый тромбонист, один из самых ярких и интересных инструменталистов и композиторов нашего времени, умеющий и удивлять, и действительно увлекать чем-то новым.

В дополнение к изначальному изучению тональных и текстурных возможностей тромбона, Рэй Андерсон оригинально развил мультифоническую технику Дика Гриффина (Dick Griffin) и создал свой неповторимый голос на инструменте, позволяющий ему брать и смешивать сразу несколько нот, так что иногда его игра похожа на горловое пение тувинца, полюбившего блюз. Однако Андерсон не просто авангардист, ищущий новые возможности гармоний и звуков. Его дискография головокружительно богата и разнообразна: он выпустил больше 20 альбомов в качестве лидера и сделал многие десятки записей как сайдмен с исполнителями самых разных жанров. Фактически, единственное, в чем предсказуема его музыка – это её непредсказуемость. Его искреннее и страстное стремление к максимально креативному и свободному самовыражению ниспровергает любые стилистические границы – ему нельзя выделить никакую нишу или отнести к какому-то направлению, поэтому его чаще всего и называют независимым тромбонистом.

Рэй Андерсон - живое воплощение раскованного и порой буйного подхода к индивидуализированному выражению, который является жизненно важным элементом, восходящим к истокам джаза, через Лестера Боуи (Lester Bowie), Чарльза Мингуса (Charles Mingus), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Роя Элдриджа (Roy Eldridge) до Фэтса Уоллера (Fats Waller), Луи Армстронга (Louis Armstrong), Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) и Бесси Смит (Bessie Smith). В дополнение к его новаторскому исследованию тональных и текстурных возможностей тромбона, у Андерсона есть исключительная особенность в том, что он перенес многофоническую технику Дика Гриффина (Dick Griffin) на этом инструменте на свой собственный певческий голос, что позволило ему одновременно смешивать несколько высот до точки, в которой он звучит. как тувинский горловой певец с нотками блюза. С более чем 20 альбомами c его именем и множеством десятков совместных работ с музыкантами, относящимися к разным жанрам, профессиональная история Андерсона головокружительно разнообразна и богата возможностями для захватывающего и предсказуемо непредсказуемого прослушивания. Феноменальное резюме подчеркивает его пожизненную преданность содержательной и творческой музыке независимо от жанровых характеристик или стилистической категории; Рэй Андерсон не может и не будет помещен в категорию. Про Андерсона также можно сказать, что он относится к тем харизматичным музыкантам, чья яркая, ничем и никогда не сдерживаемая личностная индивидуальность срастается с их исполнительским характером.

Андерсон родился в семье священника в районе чикагского Hyde Park – возможно, это предопределило серьёзность его отношения к музыке как некоей божественной сущности. У его отца также была прекрасная коллекция записей свинга и диксиленда, под знаком которых и прошло детство будущего экспериментатора. Вдохновившись игрой Вика Дикенсона (Vic Dickenson) и Трамми Янга (Trummy Young), Рэй в 9 лет начал играть на тромбоне. Как он впоследствии рассказывал, большое влияние на него также оказали исполнительница госпелов Махалия Джексон (Mahalia Jackson), фолк-певцы, бродвейские мюзиклы и концерты Моцарта для духовых. Во времена учёбы в школе он вообще был "всеяден" и жаден до самой разной музыки – ему нравилось слушать Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Чарли Паркера (Charlie Parker), the Beatles, Джона Колтрейна (John Coltrane), Арчи Шеппа (Archie Shepp), Джона Кейджа (John Cage), Джеймса Брауна (James Brown), Слая Стоуна (Sly Stone), Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

Овладевая секретами мастерства в University of Chicago Lab School под руководством таких преподавателей как Френк Тирро (Frank Tirro) и Дин Хэй (Dean Hay), Рэй вместе со своим товарищем по учёбе Джорджем Льюисом (George Lewis), также ставшим впоследствии известным авангардистом, гонялись за всеми доступными записями и старались не пропускать ни одного концерта членов ААСM ("Ассоциации продвижения креативных музыкантов"), которая базировалась в их городе. Оба музыканта потом тесно работали с ключевыми представителями AACM.

Дальнейшее образование привело Андерсона в Миннесоту и затем в Лос-Анджелес. Всё это время он набирался исполнительского опыта, играя в местных R&B группах, а позже играл в фанковых и латиноамериканских ансамблях в Сан-Франциско. Работая в Калифорнии, Андерсон познакомился с саксофонистом Девидом Мюрреем (David Murray) и барабанщиком Чарльзом Моффеттом (Charles Moffett).

В 1973 он переехал в Нью-Йорк, где сотрудничал с мультиинструменталистом Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), ударником Барри Альтшулом (Barry Altschul), талантливыми композиторами и мастерами импровизации Энтони Брекстоном (Anthony Braxton) и Роско Митчеллом (Roscoe Mitchell). Андерсон играл в группе блюзмена Лютера Эллисона (Luther Allison) во время записи альбома NIGHT LIFE на лейбле Motown; выступал в электро джазовом ансамбле Year of the Ear бостонского гитариста Бейрда Херси (Baird Hersey); играл в составе фанкового коллектива Hidden Strength; вошёл в состав секции духовых оркестра из восьми участников Improvising Orchestra.

В 1981 он стал победителем опроса журнала Downbeat в номинации 'Талант, заслуживающий более широкого признания' и сформировал интересную фанковую группу Slickaphonics. Их диск 1985 OLD BOTTLES — NEW WINE выпустила фирма enja. В него вошли стандарты, записанные в компании таких выдающихся музыкантов, как Кенни Баррон (Kenny Barron), Сесил МакБи (Cecil McBee) и Денни Ричмонд (Dannie Richmond). Трио Aндерсона под названием Bass Drum Bone с басистом Марком Хелиасолм (Mark Helias) и ударником Джерри Хемингуэем (Gerry Hemingway), получило такую же известность, как и его будущие проекты Oahspe.

Андерсон появляется во множестве проектов на переднем крае прогрессивной музыки. Он работает в Джорджем Грантзом в составе George Gruntz Concert Band и с Джорджем Расселом в George Russell Orchestra, c американским саксофонистом украинского происхождения Кешаваном Маслаком (Keshavan Maslak), басистами Питером Уорреном (Peter Warren) и Джоном Линдбергом (John Lindberg), виолончелистом Хенком Робертсом (Hank Roberts), гитаристом Джоном Скофилдом (John Scofield), мультиинструменталистом и бендлидером Генри Тредгиллом (Henry Threadgill), тенор-саксофонистом Бенни Уоллесом (Bennie Wallace), швейцарским саксофонистом и флейтистом Дэниелем Шнайдером (Daniel Schnyder), японским композитором-электронщиком Риуши Сакамото (Ryuichi Sakamoto) и звездами рок-н-соул Дериллом Холлом и Джоном Оутсом (Daryl Hall & John Oates).

В 90-х он присоединился к группе Чарли Хейдена (Charlie Haden) Liberation Music Orchestra, работал с New York Composers Orchestra, а также с Доктором Джоном (Dr. John) и другими прогрессивными музыкантами во втором проекте Bluesiana Triangle. Вместе с родственным ему по духу и интересам трубачом Джеком Уолрафом (Jack Walrath) Рэй появился на альбоме пианиста Боба Нэлла (Bob Nell) WHY I LIKE COFFEE, а также участвовал в записях басиста Марка Дрессера (Mark Dresser), клавишника Пита Левина (Pete Levin), трубача Лу Солоффа (Lew Soloff), блюзмена Лаки Питерсона (Lucky Peterson). Его репутация смелого и открытого музыканта делала его все более востребованным в мире экспериментального джаза – и в Америке, и в Европе.

Андерсон записывался с немецкой органисткой Барбарой Деннерляйн (Barbara Dennerlein), трубачом Ренди Сандки (Randy Sandke), его можно услышать на альбоме-трибьюте Эрику Долфи (Eric Dolphy) HIDDEN IN PLAIN VIEW, записанном секстетом басиста Джерома Харриса (Jerome Harris) в компании с Доном Байроном (Don Byron) и Марти Эрхлихом (Marty Erhlich). Он выступал с оркестром Клауса Кёнига (Klaus König), группами португальского басиста Карлоша Бика (Carlos Bica), шведского саксофониста Томаса Густафсона (Thomas Gustafson), пианиста Ди.Ди. Джексона (D.D. Jackson), играл в качестве приглашённого солиста с квартетом с прекрасным названием When Granny Sleeps (Пока бабушка спит).

В январе 1997 Рэй Андерсон возглавил BIMWO (Brande International Music Workshop Orchestra), записав с оркестром шесть своих композиций. В тот период он также появился на альбоме COSMOPOLY, записанном “all-star” коллективом Андреаса Волленвайдера (Andreas Vollenweider), и прекрасно проявил себе и как солист, и как инструменталист в оркестре Сэма Риверса “Rivbea All-Star Orchestra”.

В первой декаде 21 века Андерсон записывался с пуэрториканцами Джонни Ортисом (Johnny Ortiz) и Тито Нивесом (Tito Nieves), с певицей-аккордеонисткой Эрикой Стаки (Erika Stucky), а также с саксофонистом Эллери Эскелином (Ellery Eskelin) в составе ансамбля барабанщика Джона Холленбека (John Hollenbeck). Тромбонист продолжает демонстрировать потрясающее стилистическое разнообразие, выступая с неподдающимся никаким классификациям датским трио Ibrahim Electric или ансамблями Pierre Dørge & the New Jungle Orchestra и Fool Proof. При этом он аккомпанировал вокалисту Аарону Невиллу (Aaron Neville) на записи альбома джазовых стандартов, появился в проекте Девида Бирна (David Byrne) GROWN BACKWARDS, играл с саксофонистами Ренди Брекером (Randy Brecker) и Джеймсом Картером (James Carter) в поддержку проекта Delirium Blues Project Розинн Витро (Roseanne Vitro) и Кенни Вернера (Kenny Werner).

Конечно же, Андерсон очень часто сотрудничает и с коллегами-тромбонистами в их "узкопрофильных проектах" – в частности, он участвовал в создании тромбонного трио с Конни Бауэром (Connie Bauer) и Стивом Свеллом (Steve Swell), квартета с Джорджем Льюисом (George Lewis), Крейгом Харрисом (Craig Harris) и Гари Валенте (Gary Valente), а также выступает в супергруппе духовых Super Trombone c Дэйвом Баржероном (Dave Bargeron) и Дейвом Тэйлором (Dave Taylor). Национальный комитет по искусству (National Endowment) выделил ему специальный грант на проведение серии сольных тромбонных концертов.

Однако, занимаясь бесконечными экспериментами с новым, Андерсон не забывает и о корнях. Свою, наверно, с детства сохранившуюся любовь к новоорлеанским традициям он реализует в двух своих группах – Alligatory Band и Pocket Brass Band с неподражаемым тубистом Бобом Стюартом (Bob Stewart), чаще играя даже не интерпретации старого джаза, а оригинальные композиции на тему. Андерсон по-своему комбинирует элементы и музыкальные образы, связанные с Новым Орлеаном, создавая что-то совершенно уникальное, свежее, невероятно радостное и задорное. Как видно из названия одного из этих бендов, Андерсон явно питает слабость к крокодилам: в его репертуаре также можно найти композиции “Alligatory Crocodile”, “The Alligatory Abagua” и увлекательнейшую “Alligatory Rhumba”. Но если серьёзно, слово "аллигатор", скорее всего, является определением "ярого любителя джаза или свинга", которое использовали в так называемом джазовом (или гарлемском) сленге (“Jive talk”, или “Harlem jive”).

Андерсон стал и очень уважаемым преподавателем – с 2003 он получает должность директора на факультете изучения джаза в University of New York на Stony Brook, он является дирижёром местного университетского оркестра.

Большинство критиков и коллеги-музыканты восхищаются потрясающим воображением тромбониста – его композиторский талант интересен не меньше, чем техника, а энтузиазм и творческая раскованность необыкновенно заразительны. Об Андерсоне говорят, что он вкладывает юмор или просто яркую позитивную энергию практически в каждую ноту, которую играет. И действительно, даже самые сложные экспериментальные пьесы в его исполнении звучат удивительно радостно, если не весело. Если какая-то из его композиций покажется вам сначала слишком «непонятно-авангардной» и «странной», потерпите минутку – и в самом неожиданном месте вас будут ждать потрясающие сюрпризы (как, например, в “The Lion’s Tanz”). Часто Рэй добавляет в исполнение собственный вокал (отличный пример – композиция "Wine”) – тоже с большой долей юмора. При всём при этом Андерсон очень серьёзно относится к духовной составляющей музыки. Он уверен, что играет ни в каком смысле не шутовскую или чисто развлекательную музыку, и верит, что юмор – это "божественное начало", что веселье и радость – это настоящая благодать и красота, а музыка, в конечном счёте, является важнейшим выражением любви.

2004 Андерсон работал в составе необычного совместного проекта IBRAHIM ELECTRIC MEETS Ray Anderson, в рамках которого тромбонист объединился с датской джаз-фанк группой Ibrahim Electric. Их увлекательная смесь рока, блюза и музыки соул застала врасплох весь джазовый мир Европы. Они получили настолько хорошие отзывы, что в 2007 решили собраться снова для реализации IBRAHIM ELECTRIC MEETS Ray Anderson AGAIN. В 2008 Рэй работает с the Felix Stüssi 5 над альбомом BAIJI. В 2010 они объединяются снова для записи HIERONYMUS. В этом же году увидел свет диск The Ray Anderson-Marty Ehrlich Quartet, выпущенный под названием HEAR YOU SAY лейблом Intuition.

Католическое воспитание Андерсона нашло отражение в серии очень разных по стилистике записей, включая совершенно беспорядочную WHO'S IN CHARGE с участием Хана Беннинка (Han Bennink), Френка Мёбуса (Frank Möbus), Эрнста Глерума (Ernst Glerum) и Пола Ван Кеменада (Paul Van Kemenad), или интимного дуэта с гитаристом Стивом Салерно (Steve Salerno), записавшего альбом LOVE NOTES, вышедший в 2011. В следующем году Рэй возглавил очередной звёздный ансамбль Ray Anderson Pocket Brass Band, в состав которого вошли ударник Бобби Превит (Bobby Previte) и трубач Лу Солофф (Lew Soloff). Их работа получила название SWEET CHICAGO SUITE и была выпущена лейблом Intuition.

В 2014 Андерсон снова работает с группой Felix Stüssi 5 над созданием альбома ARRABBIATA. Спустя два года он принимает участие в двух авангардных проектах: WRONG IS RIGHT как часть Noisy Minority и Checking Out, в котором он снова играл в составе квартета с Беннинком-Глерумом-Ван Кеменадом. 19 мая 2017 Андерсон и Стьюсси (Félix Stüssi) (возглавив на этот раз гораздо более крупный коллектив) на лейбле Effendi выпустили диск LES MALCOMMODES INVITENT.

Aдерсон — яркий представитель поколения музыкантов, которые не находят причин, по которым нельзя было бы соединять воедино самые глубокие проявления свободной импровизации с фанком или другим стилем настолько, насколько хватает воображения.

Author of publication:
Ольга Дюдина, Панченко Юлик

По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
14:02
3662