Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Pascal Bokar / Паскаль Бокар

Если вы хотите представить себе, что такое этно-джаз, то трудно подобрать для этой цели лучший пример, чем работы Паскаля Бокара. Практикующий и в качестве лидера, и в качестве сайдмена, музыкант, педагог, работающий в нескольких калифорнийских университетах, Паскаль Бокар родился в семье смешанного франко-сенегальского происхождения. Его детство прошло в Западной Африке, куда переехали родители помогать в развитии молодым государствам, только что получившим независимость. Оба они были горячими поклонниками джаза, поэтому с детства их сын в равной степени полюбил джаз и традиционную африканскую музыку, ставшие делом его жизни. Уже много позже, переехав в США, Бокар опубликовал нашумевшую книгу «От Тимбукту к дельте Миссисиппи», исследующую развитие музыки в древних государствах Западной Африки и её связь с джазом через культуру рабов, привезённых из этих регионов на американский континент. Эту связь наглядно демонстрирует и его альбом GUITAR BALAFONICS. Визуально – в виде карты, размещённой на одной из внутренних сторон конверта, где показаны пути перемещения будущих рабов из разных точек Африки в разные точки Америки. Ну, а практически Бокар отражает её в своём творчестве. Для альбома GUITAR BALAFONICS Паскаль отобрал известнейшие композиции классиков джаза разных эпох – "Lester Leaps In" Лестера Янга (Lester Young), "Solitude" Эллингтона (Duke Ellington), "Song For My Father" Хорэса Сильвера (Horace Silver), стандарты Роджерса (Richard Rodgers) "Have You Met Ms. Jones", Ноубла (Ray Noble) "Cherokee" и так далее – и интерпретировал их в духе африканской музыки. Есть в альбоме и две собственные композиции Бокара: "Song For Dizzy", посвящённая Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), и "Segou On The Djoliba", выполненные в той же стилистике. С другой стороны, в альбом включён и древний западноафриканский гимн с тысячелетней историей, "Massani Cisse", аранжированный с использованием характерных джазовых идиом. Паскаль Бокар – гитарист, выработавший особую манеру игры на своём электроинструменте. Его гитара может звучать в привычном западному уху стиле, а может превращаться в деревянный перкуссионный инструмент, предок маримбы, - балафон, распространённый в Западной Африке. Отсюда, собственно, и происходит название альбома. В ассистирующем Бокару составе мы видим и африканские барабаны сабар, и флейты с саксофоном, равно, как и музыкантов разного происхождения. В своей версии эллингтоновской "Solitude" Паскаль ещё и поёт в дуэте с вокалисткой Дарией Найлс (Daria Niles). Сильное впечатление производит композиция "Massani Cisse" с музыкой величавой и трагичной, как сама история Африки.
23:48