Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Ottmar Liebert / Оттмар Либерт

Немецкий гитарист, автор песен и продюсер, наиболее известный своей музыкой с испанским влиянием.

Пятикратный номинант премии Grammy, Либерт получил 38 золотых и платиновых сертификатов в США, а также сертификаты в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Его дебютный альбом NOUVEAU FLAMENCO (1990) был сертифицирован как платиновый в США. Глобальный успех Оттмара Либерта можно объяснить множеством вещей - его творческим видением, решимостью и сильным чувством мелодии.

В жилах его отца текла смешанная китайско-немецкая кровь, а его мать была чистокровной венгеркой. Сам же Оттмар, рождённый в немецком Колоне (подарившем миру также всемирно известную "колонскую воду" - одеколон), считался немцем – что явно пошло ему на пользу. Вспомним, что именно в Германии появились на свет практически все ведущие исполнители музыки "new age", которые, однако, в большинстве своем предпочли данным при рождении крепко сбитым немецким именам туманные восточные псевдонимы.

В детстве Либерт познакомился с самыми разными музыкальными направлениями. Он начал играть на гитаре , подаренной ему отцом, в 11 лет. В 14 лет начал изучать классическую гитару в Рейнской музыкальной школе в Германии, после того как "нашёл пластинку фламенко в местном супермаркете". До 19 лет Либерт намеревался остаться в Германии и продолжить карьеру дизайнера и фотографа. Большую часть своей юности Оттмар провёл, путешествуя по Европе и Азии вместе со своими родителями. Исколесив старушку Европу, он устремился в Азию, некоторое время провёл и в России. Много путешествуя по Азии и играя с другими гастролирующими и местными музыкантами, он понял, что не сможет избежать музыкальной жизни.

После возвращения в Германию, где он работал в различных блюзовых и фанк-группах, Либерт переехал в США и на несколько лет поселился в Бостоне. После нескольких попыток влиться в различные поп, рок, фанк, блюз и джазовые коллективы, он пришёл к мысли о сольной работе. В 1986 году Либерт поселился в Санта-Фе, Нью-Мексико, где начал искать возможности для создания нового музыкального звучания, устроившись штатным гитаристом в одном из ресторанов.

Санта-Фе стал для Либерта новым началом во многих отношениях, и помимо возвращения к акустической гитаре, он был открыт для того, чтобы позволить месту определять музыку, которую он создавал. Именно эта открытость местному ландшафту определила то, что стало его музыкальным стилем - смесь испанских, мексиканских и элементов world музыки; сильные мелодии с оттенком меланхолии, сбалансированные с энергичными ритмами, перемешанные с другими популярными музыкальными стилями — джазом, босса-новой и индусской традиционной музыкой.

В числе музыкантов, оказавших на него влияние, Либерт называет таких мастеров, как "Карлос Сантана (Carlos Santana), Пако де Лусия (Paco de Lucía), Джон Маклафлин (John McLaughlin), Роберт Фрипп (Robert Fripp) и Джефф Бек (Jeff Beck), и даже исполнителей на духовых, как Майлз Дэвис (Miles Davis)", хотя он ссылался и на "других, которые были прекрасными художниками, которые научили меня пространству, мазкам, динамике и контрасту".

Первое воплощение своей группы Luna Negra Либерт собрал в 1988 году. В том же году он записал альбом собственного производства под названием MARITA: SHADOWS AND STORMS. Он записал этот альбом в ответ на просьбу поклонников и коллег, которые жаждали услышать его музыку в записи. В то время Либерт работал в основном на местных площадках, особенно в Санта-Фе, недалеко от своего дома. Первая тысяча копий была продана в галерее местного коренного американского художника Фрэнка Хауэлла (Frank Howell). После того как CD попал на радиостанцию smooth джаза KTWV (the Wave), он вызвал большой резонанс и получил беспрецедентный отклик среди слушателей.

Компания Higher Octave Music, прекрасно понимая коммерческий потенциал музыки, подписала с Либертом контракт на год, и выпустила полностью ремастированную версию этого первого альбома под названием NOUVEAU FLAMENCO.  Либерт вместе с руководителями лейбла был удовлетворён результатом ремастеринга альбома, который оставался в чарте Billboard New Age более трёх лет, достигнув платинового статуса. Майк Александр в новозеландской газете Dominion описал альбом как "роман с цыганским оттенком, в котором смешались испанская, индийская и англоязычная культуры". Кроме того, 13 произведений фламенко, написанных Либертом и вошедших в этот альбом, были опубликованы в виде нотной партитуры (фолио) калифорнийской издательской корпорацией Creative Concepts в 1997 году.

Записанный менее чем за 3 000 долларов на старом аналоговом магнитофоне в хижине рядом с гравийным карьером, этот диск стал международной сенсацией, создав уникальный фламенко в стиле Либерта и став самым продаваемым инструментальным альбомом акустической гитары всех времен: 2 x Platinum - США 14 x Platinum - США/Латинская Америка Platinum - Австралия Platinum - Новая Зеландия Gold - Канада Gold - Мексика

Визуальное искусство всегда было неотъемлемой частью мировоззрения Оттмара Либерта, и даже сегодня он является заядлым фотографом.  "Моя музыка визуальна", - говорит Либерт. "В Санта-Фе прекрасное освещение, то особенное, что бывает в высокогорной пустыне. В некоторые дни вы можете видеть на 100 миль, и вам кажется, что вы можете дотянуться до неба или сойти с горного хребта и продолжать полет. Именно это я чувствовал, когда записывал Nouveau Flamenco".

Дебютный диск Оттмара вызвал большой интерес не только у поклонников гитарной музыки и нью-эйджа, но и у самой широкой аудитории. Причём его популярность была столь высока, что десятилетнюю годовщину выхода NOUVEAUX FLAMENCO студия пышно отметила выпуском нового, юбилейного издания.

Состав его группы Luna Negra регулярно менялся, неизменным оставался лишь басист Йон Гэган (Jon Gagan). Помимо Оттмара в ансамбле играет его брат Стефан. Сам Оттмар определяет свой коллектив как "каучуковая группа" (rubber band), — иными словами, группа, членство в которой для её участников постоянно меняется — то они в отпуске, а то они возвращаются из отпуска, играют и снова уходят в отпуск.

После оригинального выпуска и переиздания своего дебютного альбома Либерт записал два последующих, POETS & ANGELS и BORRASCA, которые вышли в 1990 и 1991 годах соответственно на лейбле Higher Octave. Вскоре после выхода BORRASCA, номинированного на премию Grammy, Либерт подписал контракт с Epic Records, одного из подразделений концерна Sony. Его дебютный альбом на новом лейбле, SOLO PARA TI 1992 года, к началу 1994 года достиг 500 000 продаж по всему миру. Он взлетел на первое место в чарте Billboard New Age и стал хитом в числе 100 лучших альбомов в чарте поп-музыки. В работе над альбомом приняли участие известный гитарист и композитор Карлос Сантана (Carlos Santana) и струнное трио.

После дебюта Либерт выпустил несколько успешных альбомов, которые продолжили и расширили его звучание, включая BORRASCA (1991), SOLO PARA TI (1992) и THE HOURS BETWEEN NIGHT + DAY (1993), все три получили золотую сертификацию. Записанный в 1992 году и выпущенный в 1993 альбом THE HOURS BETWEEN NIGHT + DAY был продан сотнями тысяч экземпляров и возглавил чарт Billboard adult alternative/New Age более чем на три месяца. Также в начале 1990-х годов, склоняясь к инновациям, Либерт дал лицензию на ремиксы своих работ британским коллегам по электронной музыке Стиву Хилледжу (Steve Hillage), DJ Slip и Аки Навазу (Aki Nawaz) в рамках проекта, который породил релиз Либерта 1995 года EUPHORIA. Международный успех Либерта продолжился с альбомами ¡VIVA! (1995) и OPIUM (1996), оба из которых получили платиновый статус в Соединённых Штатах и Латинской Америке.

В музыкальных вопросах Оттмар проявляет похвальное непостоянство, постоянно радуя публику новыми гранями своего таланта. Чистое фламенко первых альбомов вскоре сменилось гитарной классикой и джазом, сладкозвучными "стандартами" а-ля Френсис Гойя (Francis Goya) и жёсткими, ритмичными композициями "под эмбиент"… Каждый альбом Либерта отличен от другого – и не "оттенками", как у того же Армика (Armik) или Джесси Кука (Jessey Cook), а общей направленностью. Либерт широко раскидывает сети, сплетённые из гитарных струн – и стоит ли удивляться, что его музыка пленяет поклонников самых различных жанров. С годами стиль Либерта продолжал развиваться, соединяя джаз, классику, поп-музыку и латину в свой собственный неповторимый микс.

Так на альбоме LITTLE WING можно найти обработки композиций Led Zeppelin, Rolling Stones и Джимми Хендрикса – многие ли "звёзды" фламенко отваживаются на подобные эксперименты.

Во время турне под названием "2 Hours Between Night And Day", проходившее летом 1994, была сделана запись альбома VIVA (Epic). Рабочий материал был смикширован в ноябре 1994 в одной из студий города Санта-Фе. Продюсерами выступили сам Отмар и Стефан Либерт (Stefan Liebert). Никакого редактирования и наложений запись не претерпела.

Большая часть времени Либерта с 1990 по 1994 год была проведена в турне с Luna Negra. К концу 1990-х годов путешествия Либерта привели его в Новую Зеландию, среди прочих мест, три раза - в 1994, 1996 и снова в 1999 годах. В Новой Зеландии у Либерта появилось множество поклонников, и во время его новозеландского турне 1999 года Ирен Чаппи (Irene Chappie) на страницах издания Dominion похвалила его за способность Либерта играть с "плавностью, которая маскировала техническую сложность того, что он играет", назвав его "непревзойдённым, скромным и спокойным музыкантом".

В 1996 году Либерт выпустил набор из двух компакт-дисков под названием OPIUM. Два компакт-диска, озаглавленные соответственно WIDE-EYED и DREAMING, были записаны в его студии Spiral Subwave в Санта-Фе. Затем последовало видео, WIDE-EYED и DREAMING, записанное вживую в Калгари, Канада. По словам Либерта, на создание OPIUM его вдохновила открытка от его деда по отцовской линии, который работал на Маньчжурской железной дороге.

За выходом альбома OPIUM последовало турне 1996 года с участием басиста Йона Гэгэна (Jon Gagan), барабанщика Карла Колетти (Carl Coletti) и нью-эйджевого перкуссиониста на индийских барабанах табла и арабском думбеке Рона Вагнера (Ron Wagner). На этом экзотическом альбоме Либерт также играет на фретлесс-лютне, электрогитаре и своих любимых инструментах фламенко, среди которых гитара с крышкой из кедра, сделанная сзади и по бокам из бразильского палисандра, и инструмент Eric Sahlin Flamenco Bianca с кипарисовыми спинкой и боками.

Свой альбом 1997 года LEANING INTO THE NIGHT Либерт записал с оркестром в отдельной студии. Он поддерживал контакт через закрытый микрофон, добиваясь таким образом необычайной чистоты звука. В этом альбоме Либерт обратился к аранжировкам Оскара Кастро-Невеса (Oscar Castro-Neves), чтобы создать самую продаваемую коллекцию, включающую произведения Равеля, Пуччини и Сати, а также избранные композиции собственного сочинения.

Несмотря на знойную утонченность, которую создают типично безмятежные и ночные образы Либерта, на самом деле ему не хватало интенсивного обучения, которое считается необходимым условием для настоящего классика фламенко. Хотя критики преуменьшали навыки Либерта в игре на классической гитаре, альбом LEANING INTO THE NIGHT стал хитом классического кроссовера. Альбом, выпущенный на Sony Classical, продержался восемь недель на вершине чарта классического кроссовера, тем самым подкрепив теорию критиков о том, что музыка Либерта, независимо от жанра, спонтанно привлекает поклонников. Именно это качество вызвало комментарий агента крупной розничной сети звукозаписи, который отметил: "именно неотразимая музыка Либерта, а не маркетинговый вес, стоящий за ней, соблазнила сотни тысяч фанатов", что процитировал Пол Верн (Paul Vern) из Billboard. Возможно, чтобы подтвердить это, Либерт выпустил уникальную коллекцию RUMBA COLLECTION в 1998 году.

В конце 1990-х годов Либерт нашёл источник вдохновения во время семейной экскурсии по живописным окрестностям тосканской сельской местности Италии. Там он испытал эмоции для создания INNAMORARE, который он записал с Luna Negra и выпустил на Epic (США) в 1999 году. Альбом, его одиннадцатый крупный релиз, стал его первой компиляцией, в которой широко использовались духовые инструменты. INNAMORARE включал песню "Summer Flamenco", которую некоторые стали считать фирменной песней Либерта. Ещё до появления альбома в США песня Либерта "2 the Night" стала любимой в Италии, когда она была включена в фильм "II Ciclone". Позже эта композиция возглавила музыкальные чарты Италии, когда её записала итальянская группа La Fuertezza.

После более чем десятилетнего проживания в Соединённых Штатах Либерт продолжал сохранять немецкое гражданство по состоянию на 2001 год. Он признался, что не принимает во внимание национальные границы с философской чистотой художника, считая гражданство более широким, планетарным понятием. В начале лета 2000 года Либерт появился среди хедлайнеров джазового фестиваля в Калгари. Выступление Либерта в Эдмонтоне в зале Jubilee Auditorium во время фестиваля заставило писателя газеты Edmonton Sun Фиша Гривковского (Fish Griwkowsky) прокомментировать, что "Либерт играет с интенсивностью и юмором. Каждая из его песен, как и Santa Fe, навевает видения далёких дорог и путешествий. Его музыка эмбиентная, эскапистская...".

Под управлением Luna Negra Music Либерт выступал в качестве аккомпаниатора для многих своих популярных музыкальных коллег, включая Дайану Росс (Diana Ross), Селин Дион (Celine Dion), Кенни Логгинса (Kenny Loggins), представителей поколения хип-хоп и др. Либерт издавался как в Sony/ATV Songs LLC, так и в Luna Negra Music Incorporated. Когда он не гастролирует, Либерт обычно работает в своей личной студии звукозаписи в своем доме в Санта-Фе.

Либерт стал одним из самых успешных инструментальных исполнителей последних десятилетий, выступая перед публикой по всему миру и создав каталог из 33 классических альбомов, включая концертные записи, оркестровый альбом для Sony Classical, бинауральную запись объёмного звучания, альбомы ремиксов, колыбельных и альбом фламенко-регги.  За свою карьеру он дал более двух тысяч концертов по всему миру.  Оттмар Либерт и Luna Negra дали два концерта с Филармоническим оркестром Нью-Мексико, в которых прозвучала музыка Либерта в аранжировке басиста Йона Гэгэна (Jon Gagan).  На сегодняшний день эти два концерта побили рекорды посещаемости филармонии Нью-Мексико.

Либерт описывает свой музыкальный стиль как "нуво фламенко". В интервью 2004 года Либерт объяснил, что как только он подписал контракт со звукозаписывающей компанией, от него потребовали придумать название для того, чем он занимается. Хотя в его музыке есть элементы фламенко, она совсем не похожа на традиционное фламенко: она основана на мелодии и использует гораздо более простые формы. Поскольку эту музыку нельзя было отнести к джазу, року или классике, он считал, что фламенко - это самое близкое слово, которое люди могли бы идентифицировать с его стилем.

Принятие этого термина вызвало критику в сторону Либерта, тем более что, по мнению критиков, ни одна из его работ до сих пор не следовала традиционным формам фламенко пало. Некоторые восприняли это как маркетинговую уловку и попытку связать его музыку с развивающейся в то время школой "фламенко нуэво", где признанные исполнители фламенко начали омолаживать и заново изобретать фламенко, привнося в него влияния из Латинской Америки (например, ритм румбы) и даже джазовой музыки. Пако де Лусия (Paco de Lucia) был одним из таких критиков. Несмотря на то, что Либерт ссылался на Пако как на источник влияния, Пако назвал музыку Либерта "una degeneración, una caricatura del flamenco" (буквально "вырождение, карикатура на фламенко"). Однако позже Пако, похоже, оценил музыку Либерта, а звукозаписывающая компания Пако даже упоминала его в рекламных материалах.

После многих лет сотрудничества с Epic Records Либерт вернулся на лейбл Higher Octave, выпустив в 2002 году альбом IN THE ARMS OF LOVE: LULLABIES 4 CHILDREN & ADULTS. В 2005 году вышел WINTER ROSE, его второй релиз на праздничную тематику, за которым через год последовал сольный гитарный альбом ONE GUITAR, принесший ему еще одну номинацию на Грэмми.

В 2006 году Либерт внёс свою песню "This Spring Release 10,000 Butterflies" в альбом проекта ARTISTS FOR CHARITY - GUITARISTS 4 THE KIDS, выпущенный Slang Productions, чтобы помочь организации World Vision Canada в оказании помощи нуждающимся детям из малообеспеченных семей.

Для альбома 2008 года UP CLOSE Либерт записал альбом в бинауральном объемном звучании. В том же году альбом THE SCENT OF LIGHT принёс ему ещё одну номинацию на Grammy. Он продолжал активно записываться и в следующем десятилетии, выпустив такие альбомы, как SANTA FE 2011 года, DUNE 2012 года и THREE-OH-FIVE 2014 года. Выпущенная в том же году новая антология под названием BARE WOOD собрала многие из его лучших записей 2002-2012 годов. Альбом 2015 года WAITING N SWAN продолжил его эволюцию, смешав стили танго и фламенко с ритмами регги.

Личная жизнь

С 1986 года Либерт живет в Санта-Фе, Нью-Мексико. В мае 2006 года Либерт был рукоположен в дзен-монахи Деннисом Генпо Мерцелем в дзен-центре Канзеон в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.

22:11