Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Meshell Ndegeocello / Мишель Ндегеочелло

Феноменальная американская певица, виртуозная бас-гитаристка, композитор, десятикратная номинантка на премию Grammy, "спасительница соул-музыки" (как её нарекли в прессе) Мишель Линн Джонсон более известна в музыкальном мире как Мишель Ндегеочелло. С детства отличавшаяся свободолюбивым норовом и нетрадиционным взглядом на мир, в 17 лет она решила взять себе столь трудно произносимый сценический псевдоним, который на африканском языке суахили означает "свободная, как птица". Таким образом, ещё в тинейджерском возрасте будущая соул-дива нарекла себя птицей свободного полёта и отправилась, подобно чайке из романа Ричарда Баха, в дальние странствия в поисках безграничной духовной и телесной свободы.

Мишель Линн Джонсон (она же – Мишель Ндегеочелло или Мишель Сухайла Башир-Шакур) провела первые несколько лет своей жизни в западной части Берлина. Она родилась и воспитывалась в семье военного и медсестры. Любовь к музыке в целом и к джазу в частности передалась Мишель от отца Жака Джонсона, совмещавшего военную службу с игрой на саксофоне. Вначале 70-х семья переехала в Вирджинию, где Мишель и пристрастилась к музыке, среди прочего к мелодиям отцовских любимцев – Джона Колтрейна и Клиффорда Брауна. По приезду в США она училась сначала в Музыкальной школе им. Дюка Эллингтона (Duke Ellington School), а позже – в Высшей школе Оксон-Хилла (Oxon Hill High School). Уже будучи подростком, Ндегеочелло начала регулярно играть в вашингтонских клубах, но, в конце концов, после окончания музыкального обучения в Университете Говарда, поселилась в Нью-Йорке.

После прослушивания в нескольких группах, включая популярный коллектив ‘Living Color’, Ндегеочелло решила выступать самостоятельно и часто устраивала сольные концерты как человек-оркестр, используя на сцене не только бас-гитару и вокал, но также драм-машину и клавиши. Вначале 90-х она стала одной из первых исполнительниц, подписавших контракт с лейблом Maverick, принадлежащим Мадонне. Её дебютный альбом 1993 ‘Plantation Lullabies’ ("Плантация колыбельных песен") проложил дорогу новому соул-движению, которое наряду с Мишель возглавили такие певицы, как Индиа Ари и Эрика Баду. В названии альбома Ндегеочелло использовала термин "плантация" в качестве метафоры для описания современного гетто: "Мои колыбельные – это затишье перед революционной бурей, которую вскоре поднимут цветные народы". Впечатляющий дебют, в реализации которого участвовали столь разноплановые музыканты, как DJ Premier, Джошуа Редман, Билл Саммерс и Дэвид Фьючински, получил три номинации на Grammy, а предшествующий выходу диска сингл ‘If That’s Your Boyfriend (He Wasn’t Last Night)’ попал во множество топ-чартов Британии, Австралии и США. Известный музыкант и обозреватель Колин Ларкин в своей "Энциклопедии популярной музыки" назвал эту песню "провокационным постфеминистским вызовом".

Со времён дебютной пластинки музыкальная палитра Мишель Ндегеочелло обогащалась яркими цветами и оттенками всех жанров – от фанка, ритм-н-блюза и джаза до хип-хопа, рока и регги. А в виртуальной дискографической котомке исполнительницы оказалась дюжина сольных альбомов-самородков (в том числе альбом, посвященный легендарной певице и пианистке Нине Симон ‘Pour Une Âme Souveraine: A Dedication to Nina Simone’, при участии Лиз Райт, Шинейд О’Коннор, Валери Джун и других звёзд музыкального олимпа), десятки саундтреков и песен для фильмов, а также пару сотен коллабораций. Среди тех, с кем Мишель сотрудничала – Херби Хэнкок, Пат Мэтини, Маркус Миллер, Стив Коулмен, Чака Хан, Уму Сангаре, Аланис Мориссетт, группы The Rolling Stones, The Blind Boys of Alabama, Basement Jaxx, Ibeyi и др.

За время продолжительного творческого полёта, насыщенного калейдоскопом встреч и событий, Мишель проявила себя как выдающаяся бас-гитаристка, став первой женщиной, чей портрет украсил обложку профессионального журнала Bass Player. Кроме того, она – харизматичная, изысканная вокалистка и разноплановый лирик, чьи темы песен варьируются от сакральных вопросов веры до политических призывов, от облагораживания романтических страстей до популяризации однополых отношений. Вероятно, тут стоит сказать пару слов о личной жизни артистки: у неё двое сыновей, при этом она бисексуальна и никогда не скрывала своих взаимосвязей. Одно время она жила с феминистской писательницей Ребеккой Уолкер, позже – вышла замуж за актрису и продюсера Элисон Райли, с которой сегодня и воспитывает детей. Истории взаимоотношений Мишель, также как и её музыкальные пристрастия, находятся в нескончаемом движении и развитии, они видоизменяются, трансформируются, расцветают буйством красок, превращаясь в песни любви и свободы.

15:49