Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Matthew Shipp / Мэттью Шипп

Американский авангардный джазовый пианист, композитор и бэндлидер.

Шипп вырос в Уилмингтоне, штат Делавэр. Начал изучать музыку в пять лет. Другом их семьи был трубач Клиффорд Браун (Clifford Brown). Благодаря влиянию Брауна Шипп полюбил джаз, но в школьные годы играл и в рок группе. После школы Шипп поступил в University of Delaware, но проучился там всего лишь один год. Он решил жить с родителями и сосредоточиться на занятиях, хотя часто ездил в Филадельфию для выступлений в качестве коктейльного пианиста и для занятий с Деннисом Сандолом (Dennis Sandole) (который давал уроки саксофонисту Джону Колтрейну (John Coltrane). По словам Шиппа, Деннис сыграл важную роль в его становлении, что позволило сделать большой рывок в развитии. Затем продолжил образование в New England Conservatory of Music под руководством саксофониста и композитора Джо Манери (Joe Maneri).

В 1984 Шипп перебрался в Нью-Йорк, где начал активную деятельность, приняв участие в создании множества альбомов в качестве лидера собственных составов, сайдмена или продюсера. До того, как он начал зарабатывать на жизнь своей музыкой, Мэттью работал ассистентом менеджера в книжном магазине. Его уволили после того, как он бросил несколько книг в своего боса, и Шипп решил не возвращаться к дневной работе.

В начале наибольшую активность он проявлял как музыкант фри джаза, но впоследствии решил расширить свои стилистические рамки, и начал исследования в области современной классики, хип хопа и электронной музыки.

В начале карьеры Шиппа стилистически сравнивали с некоторыми предшественниками на пантеоне джазового пианино, но впоследствии был признан полным новатором в стилистике игры на фортепиано: интернет-ресурс AllMusic отмечал "его уникальный, мгновенно узнаваемый стиль"; а Ларри Блуменфельд (Larry Blumenfeld) из Jazziz Magazine назвал Шиппа "потрясающе оригинальным". Jazziz Magazine также назвал диск Шиппа 4D "ещё одним доказательством его идиосинкразического гения".

Долгое время он был участником квартета саксофониста Девида Эс Уэа (David S. Ware). Он записывался и выступал со многими музыкантами, включая Уилльяма Паркера (William Parker), ДиДжей Спуки (DJ Spooky), Джо Морриса (Joe Morris), Даниэла Картера (Daniel Carter), Роско Митчелла (Roscoe Mitchell), Митчелла Бисио (Michael Bisio), Уита Дики (Whit Dickey), Мэта Маниэри (Mat Maneri), Мэта Валериана (Mat Walerian), High Priest and Beans of Antipop Consortium и El-P.

Шипп также был отмечен широким кругом деятелей искусства: Дэвид Боуи высоко оценил его работу (в частности, композицию "Rocket Ship" с альбома Nu Bop), а Терстон Мур (Thurston Moore), впервые увидевший его выступление в 1990 году, отметил его межжанровую привлекательность: "Я вижу, что на концерты Мэтью приходят те же люди, что и на концерты Merzbow". (В составе David S. Ware Quartet Шипп выступал перед Sonic Youth). Шипп также был отмечен за связь с иконой панк-рока Генри Роллинзом, который выпустил несколько записей Шиппа на своем импринте 213. В 2010 году Роллинс написал: "Мэтью Шипп и его творчество очаровали меня с тех пор, как я впервые услышал его много лет назад. Его оригинальность и подход иногда растягивают границы того, что считается джазовой музыкой, и в то же время прекрасно описывают ее яростную свободу. ... Мэтью не только блестящий джазовый пианист, он настоящий художник и визионер". В начале 1990-х годов Шипп также подружился с Чаном Маршаллом (Chan Marshall) (он же Cat Power), который в то время был его соседом.

Одним из первых людей, к которым обратился Шипп по прибытии в Нью-Йорк, был Уильям Паркер (William Parker), которого он знал по записям с Сесилом Тейлором (Cecil Taylor); позднее Паркер рекомендовал его в квартет саксофониста Дэвида С. Уэйра (David S. Ware), наряду с самим Паркером и рядом барабанщиков (Марк Эдвардс (Marc Edwards), Сьюзи Ибарра (Susie Ibarra), Гильермо Э. Браун (Guillermo E. Brown), Уит Дики (Whit Dickey)). В составе квартета Уэйра Шипп записал альбомы для Homestead (CRYPTOLOGY и DAO), Thirsty Ear (THREADS, LIVE IN THE WORLD, BALLADWARE), AUM Fidelity (первый релиз лейбла, WISDOM OF UNCERTAINTY, а также CORRIDORS & PARALLELS, FREEDOM SUITE и RENUNCIATION), Silkheart (GREAT BLISS, VOL. 1 GREAT BLISS, VOL. 2, OBLATIONS AND BLESSINGS), Columbia (GO SEE THE WORLD, SURRENDERED) и DIW (FLIGHT OF I, THIRD EAR RECITATION, EARTHQUATION, GODSPELIZED).

Кроме того, ритм-секция Шиппа, Паркера и Брауна записала композиции Уэйра без Уэйра в 2003 году, выпущенные Splasc(H) Records под названием THE TRIO PLAYS WARE, а Шипп и Уэйр выступили как дуэт, записанный на концерте и выпущенный AUM Fidelity под названием LIVE IN SANT'ANNA ARRESI, 2004. В 2001 году Гэри Гидденс написал для The Village Voice, что "The David S. Ware Quartet - лучшая малая группа в современном джазе". После смерти Уэйра Шипп написал: "Некоторые сравнивают наш коллектив с классическим квартетом Колтрейна, но все участники нашей группы привнесли что-то такое, что может привнести только тот, кто играет сейчас, - в результате получился гештальт, который соответствует своему времени и не оглядывается назад. Когда свободный джаз казался исчерпавшей себя силой, он привнес в него нечто новое - и очень красивое".

Шипп также был участником группы Роско Митчелла (Roscoe Mitchell) Note Factory, которая, по словам Шиппа, "может рассматриваться как продолжение некоторых постколтрейновских концепций, но в руках Роско это расширенная техника с множеством импульсов", отмечая "[Митчелл] постоянно настаивает на выходе за пределы клише".

Шипп записывался или выступал со многими другими музыкантами, в том числе с High Priest и Beans of Antipop Consortium, Майклом Бизио (Michael Bisio), Дэниелом Картером (Daniel Carter), DJ Spooky, El-P, Мэтом Манери (Mat Maneri), Джо Моррисом (Joe Morris), Иво Перельманом (Ivo Perelman), Мэтом Валерьяном (Mat Walerian), Алленом Лоу (Allen Lowe) и Чадом Фаулером (Chad Fowler). Он также является одним из руководителей группы East Axis, в состав которой входят басист Кевин Рэй (Kevin Ray), барабанщик Джеральд Кливер (Gerald Cleaver) и саксофонисты Аллен Лоу (Allen Lowe) (первый альбом) и Скотт Робинсон (Scott Robinson) (второй альбом).

The New York Times отметила кураторскую работу Шиппа для Thirsty Ear Records как "одного из главных консультантов лейбла и самого плодовитого художника". Среди собственных релизов Шиппа на лейбле - двухдисковый альбом 2011 года под названием Art of the Improviser; AllMusic назвал эту работу "свидетельством достижений Шиппа, но в то же время она является продолжением открытий в его развивающемся музыкальном языке", а Chicago Tribune назвала проект "монументальным" и "гальваническим, как всегда". Thirsty Ear также выпустил сольную пластинку Шиппа PIANO SUTRAS 2013 года, которую издание PopMatters назвало "той самой пластинкой, о которой мы говорим и играем друг другу спустя десятилетия... музыкой, в которой заключена целая история: художника, слушателей, художников, сформировавших историю данной формы искусства, культуры и времени, которые позволили этому искусству расцвести". За ней последовал альбом THE CONDUCT OF JAZZ 2015 года, первый альбом трио Шиппа с басистом Майклом Бизио (Michael Bisio) и барабанщиком Ньюманом Тейлором Бейкером (Newman Taylor Baker).

Работа Шиппа с французским лейблом RogueArt началась с альбома 2006 года SALUTE TO 100001 STARS: A TRIBUTE TO JEAN GENET группы Declared Enemy (Сабир Матин (Sabir Mateen), Шипп, Уильям Паркер (William Parker) и Джеральд Кливер (Gerald Cleaver)). С 2006 по 2013 год Шипп участвовал в пяти альбомах, выпущенных лейблом RogueArt, в одном из которых (Un Piano) он был заявлен как лидер; с 2015 по 2022 год лейбл выпустил еще шесть альбомов с Шиппом в качестве лидера и еще девять, в которых он участвовал в качестве соавтора, в том числе с Марком Хелиасом (Mark Helias), Нейтом Вули (Nate Wooley), Уильямом Паркером (William Parker), Мэтом Манери (Mat Maneri), Джоном Батчером (John Butcher) и Эваном Паркером (Evan Parker).

В 2008 Мэттью Шипп выпустил книгу "Logos And Language: A Post-Jazz Metaphorical Dialogue" – "Логос и Язык: пост-джазовые метафорические диалоги" с поэтом Стивом Далачински, а в феврале 2011 вышел альбом THE ART OF THE IMPROVISOR, который является "свидетельством достижений Шиппа, и продолжает демонстрировать развитие его музыкального языка". The Chicago Tribune назвала проект "монументальным" и "как никогда ранее притягательным".

Шипп постоянно совершенствует свой репертуар, гастролируя по всему миру, пишет новые композиции, а с 2011 тесно сотрудничает с Барбарой Янушкевич (Barbara Januszkiewicz). Совместно они исследуют новые территории благодаря участию в авангардном фильме " The Composer with Matthew Shipp / Barb Januszkiewicz".

Шипп начал сотрудничать с ESP-Disk с альбома дуэта Шипп/Мат Валериан LIVE AT OKUDEN, получившего название THE UPPERCUT. Выпущенный в 2015 году, он стал последним новым релизом, одобренным основателем ESP-Disk Бернардом Столлманом (Bernard Stollman). Все четыре альбома Валерьяна с Шиппом были выпущены на ESP-Disk. Первыми альбомами Шиппа в качестве лидера ESP стали альбом квартета Sonic Fiction и сольный альбом Zer0, выпущенные в 2018 году. После этого он выпустил несколько альбомов своего трио с Майклом Бизио (Michael Bisio) и Ньюманом Тейлором Бейкером (Newman Taylor Baker): SIGNATURE, THE UNIDENTIFIABLE и WORLD CONSTRUCT. Последний был назван критиком Майком Хобартом из Financial Times "альбомом, определяющим карьеру" и удостоен пяти звезд. В 2022 году на лейбле ESP вышел дуэтный альбом Шиппа и Иво Перельмана (Ivo Perelman) FRUITION, в рецензии на который NPR Нейт Чинен отметил: "Свободная алхимия между бразильским саксофонистом Иво Перельманом и американским пианистом Мэтью Шиппом - это уже доказанный факт: редко когда два музыканта достигают состояния высшего потока в реальном времени".

В 2020 году давний соратник Шиппа Уит Дики (Whit Dickey) основал лейбл Tao Forms; по состоянию на январь 2023 года лейбл выпустил два альбома Шиппа, THE PIANO EQUATION и CODEBREAKER, оба сольные, и еще четыре альбома, в которых он участвовал.

14:58