Joe Williams / Джо Уилльямс
Американский джазовый вокалист.
Появился на свет как Джозеф Горид (Joseph Goreed) в семье Уилли Горида (Willie Goreed) и Энни Беатрис (Anne Beatrice в девичестве Джильберт (Gilbert). В три года мама с бабушкой перебрались в Чикаго. Первые уроки музыки получил дома. Несмотря на перенесённый в детстве туберкулёз, подростком Уилльямс начал выступать на местных праздниках и стал участником вокального госпел квартета The Jubilee Boys.
К концу 30-х он регулярно выступает как сольный исполнитель и в 1937 начинает профессиональную карьеру вокалиста. Он недолго работает в оркестре Джимми Нуна (Jimmie Noone), Лэса Хайта (Les Hite) и других лидеров. В начале 40-х недолго поёт у Лайнела Хэммптона (Lionel Hampton) и Колмена Хокинса (Coleman Hawkins). В середине 40-х гастролирует с Энди Кёрком (Andy Kirk & His Clouds of Joy) (с ними же делает свою дебютную запись в 1946 под именем JUMPIN' Joe Williams). Но слабое здоровье сказывалось и Джо был вынужден отказываться от гастролей, зарабатывая на жизнь швейцаром театра и продавцом косметики.
В 1950 короткий период работает с Каунтом Бэйси (Count Basie). Первую широкую известность немолодому уже вокалисту принёс изданный лейблом Checker в 1951 сингл "Every Day I Have The Blues", но настоящий большой прорыв наступает в 1954, когда он воссоединяется с Бэйси. Вскоре он смог не только затмить своего многолетнего предшественника Джимми Рашинга (Jimmy Rushing), но и обратить вялое внимание публики на оркестр.
В течение следующих нескольких лет записи оркестра с сильным вокалом Уилльямса становятся чрезвычайно популярными. Первый (и лучший) альбом Count Basie SWINGS, Joe Williams SINGS, изданный в 1955, включал композиции "Every Day I Have the Blues" (ставшую визитной карточкой певца) и "Alright, Okay, You Win." "Every Day" стал вторым номером в R&B чартах. В 1957 последовал альбом THE GREATEST! Count Basie SWINGS / Joe Williams SINGS STANDARDS.
Союз лидера и вокалиста для своего времени был и своеобразным стилевым возвращением на один-два десятка лет назад, к временам славы биг бендов и блюзовых "крикунов" (shouter), и, одновременно, движением вперёд, поскольку исполнительские приёмы этих стилей подверглись основательным переработкам и обновлению. Результатом реформационного возвращения к корням был огромный творческий успех, подтверждённый и коммерчески.
В то же время Уилльямс выпускает дебютный сольный альбом на лейбле Regent в 1956, и продолжает уже во главе трио на Roulette. Затем, к сожалению, у Бэйси наступает период финансового спада, но теперь с полной уверенностью сложно было сказать, кто кому был нужен больше. К 1961, когда Уилльямс покидает Бэйси, и оркестр, и вокалист достигли достаточно большой популярности.
Официально уйдя из оркестра Бэйси в 1961, в течение последующих лет они иногда давали совместные концерты. Далее Уилльямс работает в малом составе с Гарри "Свитс" Эдисоном (Harry "Sweets" Edison), в 1962 собрает свой квартет. В 1963 на RCA выходят его альбомы JUMP FOR JOY, AT NEWPORT '63, ME AND THE BLUES. В 1966 на Blue Note - PRESENTING Joe Williams AND THE Thad Jones-Mel Lewis ORCHESTRA. В 60-х Уилльямс чаще выступает как сольный исполнитель, приглашая для аккомпанемента первоклассных джазменов, в числе которых Кларк Тэрри (Clark Terry), Джордж Ширинг (George Shearing) и Кэннонболл Эддерли (Cannonball Adderley).
В 70-е и первой половине 80-х он гастролирует и практически не записывается. Пробел в дискографии он заполняет выпуском на лейбле Delos дисков NOTHIN' BUT THE BLUES и I JUST WANNA SING.
С 1979 по 1989 8 раз номинировался на GrAMMy, а в 1984 стал победителем с альбомом NOTHIN' BUT THE BLUES в номинации "Best Jazz Vocal Performance".
Находясь в прекрасной вокальной форме, в 1986 он сказал: "Я приятно удивлён тем, на что ещё способен мой голос".
С годами его голос становится более зрелым и сильным. Утончённый артист, чей блюзовый мягкий отполированный вокал иногда ярко контрастирует с грубоватыми словами исполняемых им песен. Его выступления более поздних лет с такими оркестрами, как Capp-Pierce Juggernaut, часто включали популярные песни, которые он исполнял с блюзовыми оттенками. Он также предпочитал материал, который позволял продемонстрировать присущее ему чувство юмора.
В 90-х Уилльямс продолжал гастролировать и записывать альбомы для Verve и Telarc, выступал с оркестром Каунта Бэйси (Count Basie's Orchestra) (под руководством Френка Фостера (Frank Foster), оставаясь одним из лучших джазовых исполнителей вплоть до своей смерти.
Последний концерт Джо Уилльямса был назначен на 7 мая 1999.
(Этого артиста не следует путать с вокалистом и пианистом Биг Джо Уилльямсом (Big Joe Williams).