Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Herbie Nichols / Херби Николс

Американский джазовый пианист и композитор, автор джазового стандарта "Lady Sings the Blues". Практически игнорируемый при жизни, в последующие годы его творчество было высоко оценено критиками и любителями джаза.

Его родители были с островов St. Kitts и Trinidad. Их семья жила на Манхеттене в районе San Juan Hill, где сейчас расположен Lincoln Center. Когда Херби исполнилось 7 лет, они перебрались жить в Harlem. В детстве он хорошо играл в шашки и шахматы, много читал – любимым его автором был, по словам друга Росуэлла Радда (Roswell Rudd), был Николай Гоголь. Изучать фортепиано начал в 9 лет. В старших классах он начинает играть джаз в составе школьной группы, позднее учится в C.C.N.Y. Впервые становится известен в 1937 благодаря работе в составе Royal Barons Orchestra, которым руководил саксофонист Фредди Уилльямс (Freddie Williams), и в котором также играл басист Джордж Дювивье (George Duvivier).

В 1939 он начинает играть в клубах Minton's Playhouse и Monroe's Uptown House. Uptown House был инкубатором модернистского переворота в джазе, получившего название бибоп, но эти выступления не стали счастливым опытом для него. Соревновательная атмосфера, царившая на джем сейшинах, не входила в зону комфорта его личности. Как написал критик Леонард Фэзер (Leonard Feather) в аннотации к альбому Николса для лейбла Blue Note Records, на джем сейшинах его буквально сталкивали со стула менее талантливые пианисты. Тем не менее, он становится близким другом пианиста Телониуса Монка (), хотя пренебрежение критиков к нему самому было ещё более продолжительным, чем к Монку.

В конце 30-х и начале 40-х Николс играет на пианино в различных оркестрах, исполнявших разнообразнейший репертуар. В составе этих коллективов он работал с такими артистами, как Херман Отри (Herman Autrey), Иллинойс Джакет (), Лаки Томпсон (Lucky Thompson), Эдгар Сэмпсон (Edgar Sampson) и Арнетт Кобб (). Они исполняли свинг, диксиленд и р-н-б.

Отличительно оригинальный и чрезвычайно талантливый музыкант Николс разрабатывает персональный музыкальный стиль, во многом схожий с бибопом, особенно в изложении его наиболее идиосинкразического практика, такого как Телониус Монк (). Однако большую часть своей карьеры единственной работой, которую ему удавалось найти, было исполнение диксиленда, который он сильно возненавидел. Его собственный стиль был смесью свинга, фолка Вест Индии, угловатости в стиле Монка, европейских классических гармоний а-ля Сати и Бартока и неортодоксальных структур – всё это было крайне трудно классифицировать и для общей джазовой публики того времени подобная музыка была по-видимому сложной для восприятия.

В 1941 Николс был призван в пехоту и прослужил 18 месяцев. В 1943 он возвращается в Нью-Йорк, но ему не удаётся снова войти в круги бибоперов и он был вынужден работать в различных составах, игравших р-н-б или новоорлеанский джаз. В середине 40-х – начале 50-х в числе его работодателей были Дэнни Баркер (Danny Barker), Хал Сингер (Hal Singer), Иллинойс Джакет (), Снаб Мосли (Snub Mosely), Арнетт Кобб (), Эдгар Сэмпсон (Edgar Sampson) и Джон Кёрби (John Kirby).

Ему удаётся добиться некоторого признания, когда в 1951 он знакомится с пианисткой Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams), которая была близким другом Телониуса Монка (). Послушав его музыку, она записывает три его композиции, изменив названия: "Stennell" на "Opus Z", "The Bebop Waltz" на "Mary's Waltz", и "At Da Function". Его тему "Serenade" услышала вокалистка Билли Холидей (Billie Holiday) и мелодия понравилась ей настолько, что Билли написала к ней слова, переименовав песню в "Lady Sings the Blues". Песня стала прочно ассоциироваться с Билли (Billie Holiday) и дала название автобиографии Холидей, выпущенной в 1955.

Приблизительно с 1947 он настойчиво пытался убедить Альфреда Лайона (Alfred Lion), со-основателя Blue Note Records, подписать с ним контракт и дать ему возможность записать собственную музыку. Наконец в мае и августе 1955 он делает записи в качестве лидера с басистом Элом МакКиббоном () и ударниками Артом Блэйки () и Максом Роучем (), вошедшие в памятный альбом APPLEJACKIN. Затем следует вторая августовская сессия с Максом Роучем () и басистом Тэдди Котиком (Teddy Kotick). Записи вошли на два альбома, выпущенные лейблом Blue Note, которые были восторженно встречены критиками, но почему-то остались незамеченные публикой. Такую же встречу получил ещё один диск Николса-лидера LOVE, GLOOM, CASH, LOVE, вышедший в 1957 на Bethlehem – хвалебные отзывы и отсутствие продаж. Некоторые записи для Blue Note были изданы лишь в 80-х.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Николс был вынужден вернуться к исполнению диксиленда. В начале 60-х иногда он работает с современными музыкантами, более близкими к его широкому музыкальному мышлению, в числе которых были Росуэлл Радд (Roswell Rudd), Сэсилд Тэйлор (Cecil Taylor), Бьюэлл Найдлингер (Buell Neidlinger) и Арчи Шэпп (). Но вскоре он неизлечимо заболевает лейкемией и, по словам Радда, страдает "от разбитого сердца" в результате "многих лет расстройств, непонимания и пренебрежения".

В последующие годы репутация Николса сильно выросла, о чём свидетельствует появление нескольких альбомов-посвящений, в которых исполняются его композиции. Особенно необходимо отметить два диска, выпущенные лейблом Soul Note, и диск, записанный Holland's Instant Composers Pool Orchestra. Наследие самого Николса в звукозаписи, хотя и не большое, но с выдающимся качеством: две сессии в составе трио на Blue Note с поддержкой ритм-секции в составе: Арт Блэйки () и Макс Роуч (), переизданные двойным альбомом THE THIRD WORLD. Среди более поздних записей интересно трио с Джордж Дювивьер (George Duvivier) и Дэнни Ричмонд () для лейбла Bethlehem. Эти записи наилучшим образом раскрывают его отличительные и восхитительные композиции, некоторые из которых - "2300 Skiddoo", "Shuffle Montgomery", "House Party Starting", "Hangover Triangle" - стали стандартами в 90-х. В 1984 квинтет Стива Лэйси (Steve Lacy) в составе с Джорджем Льюсом (George Lewis), Мишей Мангельбергом (Misha Mengelberg), Ханом Беннинком (Han Bennink) и Арьеном Гортером (Arjen Gorter) исполнили музыку Николса на Ravenna Jazz Festival в Италии.

В 2009 была опубликована биография ": A Jazzist's Life", написанная Марком Миллером (Mark Miller). Много сил и энергии к продвижению музыки Николса приложил Росуэлл Радд (Roswell Rudd), работавший с ним в начале 60-х. Радд записал по меньшей мере три альбома с композициями Николса, включая THE UNHEARD (1996) и написал книгу The Unpublished Works (2000).

Нью-йоркская группа the Project (как часть the Jazz Composers' Collective) записала три альбома (DR. CYCLOPS' DREAM, LOVE IS PROXIMITY и STRANGE CITY), содержащие в основном незаписанные композиции Николса, многие из которых были найдены в архивах Библиотеки Конгресса.

"Особый шарм и интерес окружает вас, - писал Радд о музыке Николса, - от ярких пульсаций до тяжёлых потоков. Что за прекрасное чувство музыкального пространства! Какой невероятный лиризм! Какое наполнение души! Какая грация! Какая широчайшая палитра звуков! Остроумие, вкус, тонкость, нюансировка... и всё чрезвычайно персонально и индивидуально".

15:01