Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Eddie Harris / Эдди Харрис

Американский джазовый саксофонист, наиболее известный своей игрой на тенор саксофоне и использованием электронного усиления звука саксофона. Он также иногда играл на пиано, вибрафоне, трубе, тромбоне, пел, сочинял музыку, руководил комбо (модерн-джаз). Одними из наиболее популярных его композиций являются "Freedom Jazz Dance", записанная и популяризированная Майлсом Девисом (Miles Davis), и "Listen Here". Всю свою жизнь хард-боповый тенор-саксофонист Эдди Харрис, игравший также соул и фанк, довольно сильно разбрасывался, что дало повод многим обозревателям значительно принизить его джазовые таланты. Тем не менее, Харрис (по крайней мере, с 60-х годов) имел свой собственный саунд, импровизировал в различных стилях от бопа до фри-джаза, был одним из первых, кто применил электронные эффекты к звучанию саксофона и ввёл в обиход тростевую трубу. Родился и вырос в Чикаго. Его отец родом с Кубы, а мама родилась в Новом Орлеане. Обучался игре на фортепиано в раннем возрасте, пел в церковном госпел-хоре. Как и другие успешные музыканты, родившиеся в Чикаго, в числе которых можно назвать Нэт Кинг Кола (Nat King Cole), Дину Вашингтон (Dinah Washington), Клиффорда Джордана (Clifford Jordan), Джонни Гриффина (Johnny Griffin), Джина Эммонса (Gene Ammons), Джулиана Пристера (Julian Priester) и Бо Дидли (Bo Diddley), молодой Эдди изучал музыку под руководством преподавателя Уолтера Дайетта (Walter Dyett) в стенах DuSable High School. Позже он продолжил своё музыкальное образование в Roosevelt University, и к этому времени уже превосходно владел фортепиано, вибрафоном и тенор саксофоном. Во время учёбы в колледже профессионально выступает с тенор-саксофонистом Джином Эммонсом (Gene Ammons). По окончании колледжа отправляется на военную службу. Службу проходит в Европе в составе оркестра 7-ой армии сухопутных войск, в котором также играли Дон Эллис (Don Ellis), Лео Райт (Leo Wright) и Седар Уолтон (Cedar Walton). По окончании военной службы некоторое время работает в Нью-Йорке, а затем возвращается в Чикаго, где подписывает контракт с Vee Jay Records. Его первый альбом для Vee Jay - EXODUS TO JAZZ (1961), включал его собственную джазовую аранжировку темы Эрнеста Голда (Ernest Gold) из фильма "Exodus". Укороченная версия этого трека, на которой представлено его мастерское владение тенор саксофоном в верхних регистрах, часто звучала по радио и стала первой джазовой записью, получившей сертификат "золотой". Сингл вошёл в список U.S. Billboard Hot 100 и поднялся до No. 16 в U.S. R&B чартах. Некоторые джазовые критики отметили, что такой коммерческий успех является свидетельством того, джазмен продался воротилам шоу бизнеса, и Харрис перестал исполнять "Exodus" на концертах. В 1964 он переходит под покровительство Columbia Records, а в следующем году уходит к Atlantic Records, где вновь громко заявляет о себе. В 1965 на Atlantic выходит его боп альбом THE IN SOUND, который закрыл рот многим хулителям его таланта. На протяжении нескольких последующих лет он играет на электронных клавишных и электронном саксофоне Varitone, исполняя смесь джаза и фанка в манере, близкой к Джону Колтрейну (John Coltrane) (особенно в сфере фразировки). Его записи хорошо раскупают как любители джаза, так и поклонники R&B. Его альбом THE ELECTRIFYING Eddie Harris (1967) занимает вторую позицию в R&B списках популярности. Заглавная композиция диска "Listen Here" была выпущена синглом, поднявшись до No. 11 R&B и до No. 45 в списке Hot 100. В последующие годы Харис выпустил несколько различных версий этой композиции, включая как студийные, так и записанные живьём варианты. Он руководит различными по составу комбо, играет и как сайдмен с Седаром Уолтоном (Cedar Walton), Роном Картером (Ron Carter), Махал Ричард Эбрамсом (Muhal Richard Abrams), Тете Монтолиу (Tete Montoliu). В 1969 выступает вместе с Лэсом МакКанном (Les McCann) на Montreux Jazz Festival. И хотя у музыкантов не было возможности репетировать, их выступление было настолько впечатляющим, что его запись была выпущена лейблом Atlantic под названием Swiss Movement. Диск попадает в число бестселлеров среди джазовых альбомов, а также становится вторым номером в R&B списках. Смелый новатор тенор саксофона, Харрис экспериментировал с диапазоном звуков, которые можно получить, пропустив сигнал сквозь устройство электронных эффектов. Харрис становится известным благодаря идее тростевой трубы, на которой он впервые сыграл на Newport Jazz Festival в 1970. Кроме того, во время выступления он использовал трубу и тромбон, на которых он играл сквозь саксофонный мундштук. И хотя в целом он поразил аудиторию фестиваля поочерёдным солированием на саксофоне, трубе и тромбоне, отзывы критиков по поводу нового инструмента в основном были негативными. С 1970 по 1975 он экспериментирует с новыми инструментами собственного изобретения (тростевая труба – труба с мундштуком от саксофона; саксобон – саксофон с мундштуком от тромбона и гитарорган – комбинация гитары и органа), с блюзовым вокалом, с джаз-роком (записывает альбомы со Стиви Уинвудом (Steve Winwood), Джеффом Бэком (Jeff Beck), Альбертом Ли (Albert Lee), Риком Гречем (Ric Grech), Зутом Мани (Zoot Money), Айяном Пейсом (Ian Paice) и другими рокерами). Он начинает больше петь и использовать комические R&B номера, такие как "That is Why You're Overweight" и "Eddie Who?". Неоднократно гастролировал в Европе. Во 2-й половине 70-х вернулся к bop и cool стилистике. Он переезжает из Чикаго в Лос-Анджелес. Становится автором почти всей музыки для телевизионного сериала "The Bill Cosby Show". В 1975, однако, он отпугивает большую часть своей аудитории выпуском альбома THE REASON WHY I'M TALKING S--T, который практически полностью состоял из комедийных номеров. Интерес публики к его последующим альбомам пропал. В начале 80-х он становится участником квинтета Хореса Силвера (Horace Silver). В начале 90-х он возвращается в джаз, на этот раз, исполняя его в более традиционном hard bop стиле, но всё также используя альтернативные инструменты. Посещает Европу, где у него были сторонники. Он умирает в одном из госпиталей Лос-Анджелеса от рака костей и заболевания почек в возрасте 62. Эдди Харрис — необычайно разносторонний мультиинструменталист, широко известен своими экспериментами с малыми составами и с различными нетрадиционными для джаза музыкальными инструментами. На раннем этапе испытал влияние боп-саксофонистов и Four Brothers-саунда (звучание "солирующей секции саксофонов" в оркестре Вуди Хермана (Woody Herman). В 60-е предпринял попытки возрождения и модернизации стиля cool (в синтезе с элементами neo-bop и free-jazz).
14:56