Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Don Grusin / Дон Грусин

Американский композитор, аранжировщик, продюсер, пианист и преподаватель, музыкальные интересы которого простираются от джаза до популярной музыки и далее в музыкальную культуру Бразилии и Латинской Америки.

Младший брат пианиста Дейва Грусина (Dave Grusin) и артист успешной фирмы GRP Records. Дон, в основном, остаётся в тени своего брата, но имеет несколько впечатляющих сольных альбомов. Формат этих работ создан по стандартной формуле GRP - доступный джаз для подготовленного слушателя.

Его отец, иммигрант из Латвии, был музыкантом и часовых дел мастером. Дон рос в Колорадо и, конечно же, подражал ковбоям, в школе занимался спортом, а дома возвращался к музыке – если бы вы жили в доме Грусинов, вы должны были играть на пианино. Брать уроки игры на фортепиано Дон начал в шестилетнем возрасте, и на него оказали влияние, как танцевальные оркестры, так и местные кантри-вестерн группы; от таких пианистов как Арт Тейтум (Art Tatum), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Билл Эванс (Bill Evans) и Владимир Хоровитц (Vladimir Horowitz); до его отца, который, прохаживаясь по дому, играл вторую скрипку струнного квартета Бартока.

Влияние на него оказали и радиопередачи местной R&B радио станции, которые помогли ему открыть имена великих соул и фанк групп и вокалистов. Постепенно у Дона родился интерес к африканской и латиноамериканской музыке. В дополнение его старший брат Дейв регулярно обращал его внимание на величайших джазовых исполнителей того времени (1950-х - 1960-х).

Несмотря на свой интерес к музыке, Дон получает степень бакалавра по социологии и магистра по экономике в University of Colorado. Он становится профессором и преподаёт экономику в Autonomous University в мексиканском городе Guadalajara. В 1975 он возвращается в США, где присоединяется к оркестру Куинси Джонса (Quincy Jones) для гастролей по Японии и США, после чего решает полностью посвятить себя миру музыки.

За годы своей музыкальной карьеры Дон играл со многими выдающимися исполнителями, в числе которых Петти Остин (Patti Austin), Оскар Кастро-Невес (Oscar Castro-Neves), Куинси Джонс (Quincy Jones), Зут Симс (Zoot Sims), Джо Пасс (Joe Pass), Дори Каимми (Dori Caymmi), Садао Ватанабе (Sadao Watanabe), Френк Куинтеро (Frank Quintero), Бренда Расселл (Brenda Russell), Эрни Уоттс (Ernie Watts), Джеральд Олбрайт (Gerald Albright), Нельсон Ренджелл (Nelson Rangell), Джим Холл (Jim Hall), Симоне (Simone), Луизао (Luizao) и Артур Майа (Artur Maia), Джильберто Джил (Gilberto Gil), Флора Пьюрим (Flora Purim), Аирто Морейра (Airto Moreira), Ларри Карлтон (Larry Carlton), Харви Мейсон (Harvey Mason), Натан Ист (Nathan East), Ли Райтнор (Lee Ritenour), Арманд Сабал-Лекко (Armand Sabal-Lecco), Эйб Лебориел (Abe Laboriel, Sr.), Алекс Акуна (Alex Acuña), Марсио Монтаройос (Marcio Montarroyos), Иван Линс (Ivan Lins), Милтон Нашименто (Milton Nascimento), Паулиньо Брага (Paulinho Braga), Серджио Менедс (Sergio Mendes), Леон Уэар (Leon Ware) – музыкальные гении со всего мира – которые продолжают сотрудничать с ним и постоянно вдохновлять.

С 1975 Дон неразрывно связан с музыкой Бразилии и Латинской Америки, одной из его больших страстей. Он побывал в Боготе, Колумбия, с латин джаз группой Azteca под управлением Пита Эсковедо (Pete Escovedo) (в составе которой также играла дочь Пита, виртуозная перкуссионистка Шейла И. (Shiela E.), в то время как Дон преподавал экономику в Foothill College возле Сан-Франциско. Эта поездка позволила ему познакомиться с большим количеством новых артистов, и подвигла его играть и записывать со многими исполнителями и вокалистами со всей Латинской Америки.

Креативность Дона в полной мере вспыхнула в составе нашумевшего фьюжн ансамбля Friendship лейбла Atlantic Records. В 1979 Грусин в составе Friendship на лейбле Elektra выпускает альбом, в записи которого участвовали саксофонист Эрни Уоттс (Ernie Watts), гитарист Ли Райтнор (Lee Ritenour) и перкуссионист Алекс Акуна (Alex Acuña). Затем он дебютирует как сольный артист на лейбле JVC с диском 10K-LA в 1981, за которым в 1983 следует альбом . В 1985 Дон пишет музыку для и продюсирует получивший премию Grammy альбом MUSICAN Эрни Уоттса (Ernie Watts). В 1988 в сотрудничестве с братом на лейбле JVC Дон создаёт альбом STICKS AND STONES. В этом же году совместно со своим братом он начинает постоянное сотрудничество с лейблом GRP Records.

Особую любовь Дон питает к музыке Бразилии, где он записал множество проектов, включая альбом VICIOS с Simone в 1985. Длительное сотрудничество с Дори Каими (Dori Caymmi) на множестве его альбомов воплотилось в создании проектов с новичками сцены – вокалистами-гитаристами Totonho Villeroy, Luis Brasil и Renato Braz; кроме того, был записан диск с участием вокалистов Милтона Нашименто (Milton Nascimento), Ивана Линса (Ivan Lins), Лейлы Пиньейру (Leila Pinheiro) и Аны Каролины (Ana Carolina).

Дон Грусин принимал участие в записях многих известных джазовых музыкантов, включая Эрика Мариентала (Eric Marienthal), при участии Дона был записан его диск EASY STREET (1995), который отметился в Top 5. Кроме того Грусин пишет музыку, продюсирует альбомы и участвует в записях дисков бразильского вокалиста и композитора Милтона Нашименто (Milton Nascimento), пианиста Девида Бенуа (David Benoit), а также Патти Остин (Patti Austin), Серджио Мендеса (Sergio Mendes), Оскара Кастро-Невеса (Oscar Castro-Neves), Зута Симса (Zoot Sims), Дори Каими (Dori Caymmi), Садао Ватанабе (Sadao Watanabe), Френка Куинтеро (Frank Quintero), Бренды Расселл (Brenda Russell), Джеральда Олбрайта (Gerald Albright), Нельсона Ренджелла (Nelson Rangell), Джима Холла (Jim Hall), Джильберто Джила (Gilberto Gil), Флоры Пьюрим (Flora Purim), Аирто (Airto), Ларри Карлтона (Larry Carlton) и многих других.

Как сольный артист Грусин записал несколько дисков для различных лейблов, чаще для GRP, включая RAVEN (1990), ZEPHYR (1991), NO BORDERS (1992), NATIVE LAND Native Land (1993) и BANANA FISH (1994). В 2000 в составе трио он записывает альбом TRAVELING FANCY.

Альбом TOCANDO TIERRA - дань латиноамериканской музыке – детище Дона и Френка Куинтеро (Frank Quintero), был выпущен в 2000. В его создании приняли участие 36 артистов со всей Латинской Америки с помощью инженера Roger Nichols. На трёх дисках представлены: Pedro Luis e A Parede and Joyce – Brazil; Armando Manzanero – Mexico; Compay Segundo, Gema y Pavel, Lucrecia, Aramis Galindo, Mayito Rivera – Cuba; Soledad Bravo, Ilan Chester, Guaco, Aldemaro Romero, Gurrufio – Venezuela; Eva Allyon, Rony Campos – Peru; Edwin Colon Zayas – Puerto Rico; Luis Enrique – Nicaraugua; Maridalia Hernandez – Dominican Republic; Бела Флек (Béla Fleck), Shiela E., Пакито ДеРивера (Paquito D’Rivera) и ритм секция из Дон Куинтеро (Don Quintero) и Френк Куинтеро (Frank Quintero), включая бразильского гитариста Оскара Кастро-Невеса (Oscar Castro-Neves), мексиканского басиста Абрахама Лебориела (Abraham Laboriel, Sr.), перуанского ударника Алекса Акуну (Alex Acuna) и перуанского гитариста Рамона Стагнаро (Ramon Stagnaro). Unicef стал частичным спонсором, и альбом получил венесуэльскую премию Grammy.

Альбом 2004 THE HANG был номинирован на премию Grammy. Для турне по Германии с программой диска THE HANG Дон собирает группу, в составе с гитаристом Ли Райтнором (), ударником Уиллом Кеннеди (Will Kennedy), и своим братом Дейвом Грусином ().

В 2006 Дон снова номинируется на Grammy за свой концертный DVD и CD contemporary джаза THE HANG, а в 2008 получает Grammy за свой вклад в создание диска Пола Уинтера (Paul Winter) CRESTONE. Он выпускает сольный альбом PIANO IN VENICE (2009). В 2011 следующую премию Grammy за свои композиции и вклад в создание другого альбома Пола Уинтера (Paul Winter) MIHO – JOURNEY TO THE MOUNTAIN, работы, основанной на первозданной музыке и инструментах со всего мира, представленных в записях, находящихся в музее Miho, последнем архитектурном произведении в I.M Pei в горах над городом Kyoto в Японии.

В Мюнхене Дон с братом записали альбом дуэтов на роялях Steinway во время радио передачи для Bayerischer Rundfunk, получивший название ONE NIGHT ONLY (2011).

Сотрудничество Дона с клавишником Билом Шарпом (Bill Sharpe) из группы Shakatak приводит к появлению альбома TRANS ATLÁNTICA (2012). Диск создавался на протяжении двух лет – музыканты время от времени встречались в различных студиях Лос-Анджелеса, в Великобритании и города Boulder в штате Колорадо, обменивались идеями и файлами через интернет. В записи участвовали Чарли Бишарат (Charlie Bisharat), Элвис ду Чез (Elvis du Chez), Эшли Маер (Ashley Maher) и Дерек Неш (Derek Nash). Диск был сведён обладателем множества премий Grammy Роджером Николсом (Roger Nichols).

Грусин, который получил почётную степень доктора музыки в Five Towns College из Huntington, New York, продолжает выступать, делать записи и продюсировать музыку, и даже совмещать вместе свой опыт работы в экономике, музыке, фильмах, этнографии, журналистике и искусству с преподаванием в стенах ATLAS Institute в рамках University of Colorado.

15:22