Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Dianne Reeves / Дайанн Ривз

Имя Дайянн Ривз стало известным в конце 80-х во времена всеобщего возрождения интереса к джазу благодаря лейблу Blue Note. Одарённая вокалистка с непревзойдённой техникой и подлинным чувством свинга. В карьере Ривз нашла отражение переменчивость фортуны вокалистов, пытающихся обрести свой голос в современном джазе, без уступок финансовой доминанте из мира музыки соул или р-н-б. Родившись в Детройте, Ривз с двух летнего возраста росла в Денвере, куда она вместе с матерью и сестрой переехала после смерти отца. В средней школе она начинает петь в составе школьного биг бенда, где её замечает свинговый трубач Кларк Терри (Clark Terry), который привозит её на конференцию Национальной Ассоциации Джазовых Педагогов (National Association of Jazz Educators Conference) в Чикаго. Поддержка Тэрри и его совет приводят её к учёбе в University of Colorado, где она получает возможность выступать с ним. Позднее она перебирается в Калифорнию, где начинается её активная музыкальная карьера. В середине 70-х в Лос-Анджелесе диапазон Ривз и её богатый, выразительный естественный голос, быстро выводят её на знаменитую студийную сцену Западного Побережья, где она начинает пользоваться большим спросом и делает записи с барабанщиком Ленни Уайтом (Lenny White), саксофонистом Стенли Таррентайном (Stanley Turrentine) и басистом Альфонсо Джонсоном (Alphonso Johnson). Между 1978 и 1980 она плотно сотрудничает с лос-анджелесским пианистом Билли Чайлдсом (Billy Childs), которому она должна быть благодарна за предоставленный ей шанс экспериментировать и расти, выступая большей частью по ночам. Всё ещё учась у педагога по вокалу Фила Мура (Phil Moore), в 1981 она получает своё первое международное признание, совершив гастрольную поездку с Серджио Мендесом (Sergio Mendes). Год спустя Ривз делает запись своего первого сольного альбома. WELCOME TO MY LOVE, cо-продюсированный Чайлдсом и выпущенный на Palo Alto Jazz, установил тенденцию использования оригинального материала, что помогло создать отличительную особенность работ Ривз в последующие годы. Но наибольший её успех выпадает на 1987, когда президент Blue Note Records Брюс Лундволл (Bruce Lundvall) пригласил её принять участие в концерте Echoes Of Ellington в Лос-Анджелесе. Записанный во время выступления материал стал основой альбома Dianne Reeves, на котором представлены Джордж Дюк (George Duke), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Херби Хенкок (Herbie Hancock), Тони Уилльямс (Tony Williams), Стенли Кларк (Stanley Clarke) и её старый друг Билли Чайлдс (Billy Childs). Эта работа ракетой запустила Ривз на орбиту международных фестивальных кругов. Несмотря на долгий флирт с музыкой соул и р-н-б (её дискография проходит ровно посредине этих двух стилей), Ривз смогла сохранить свою принадлежность к джазу. Подтверждением этому стала её следующая работа QUIET AFTER THE STORM - превосходная джазовая запись с элементами world music, в записи которой участвовали саксофонист Джошуа Редман (Joshua Redman), трубач Рой Харгров (Roy Hargrove), флейтист Хьюберт Лоус (Hubert Laws), гитарист Кевин Юбенкс (Kevin Eubanks) и перкуссионист Аирто Морейра (Airto-moreira.html">Airto Moreira). Альбом Дайянн Ривз THE CALLING: CELEBRATING SARAH VAUGHAN, удостоившийся 27 февраля 2002 высшей награды американской Академии звукозаписи - премии Grammy в категории лучшего джазового вокального альбома, отражает тенденцию, обозначившуюся в последние годы в творчестве многих музыкантов - и уже снискавших широкую известность мастеров, и совсем молодых исполнителей. Обращаясь к истории джаза, они посвящают свои диски легендарным джазменам прошлого. Как правило, эти посвящения являются отнюдь не только словесными, движимые любовью и восхищением к шедеврам прошлых лет, музыканты возвращают их новым поколениям слушателей в собственной интерпретации. Успех подобных дисков-ретро приводит в свою очередь к возрождению интереса к музыкантам, их вдохновившим. В данном случае речь идёт о Саре Воун (Sarah Vaughan), "Божественной Саре", "Divine", как называет её Дайян Ривз. "Lullaby" Сара Воун (Sarah Vaughan) записала в 1954 году с Клиффордом Брауном (Clifford Brown), жизнь которого трагически оборвалась через два года в автомобильной катастрофе. "Когда я впервые услышала эту вещь в исполнении Воун, - рассказывала Дайянн, - я была совершенно ошеломлена её скатом. Просто ошеломлена". Надо сказать, что импровизация самой Дайянн - замечательная дань мастерству одной из самых виртуозных исполнительниц эры "бибопа" – Саре Воун (Sarah Vaughan). Дайянн Ривз, которая не устает повторять, что музыканты не должны ограничивать себя рамками какого-то одного жанра, часто спрашивают, считает ли она себя исполнительницей джазовой. Как правило, Дайянн отвечает коротко: "Я - исполнительница многогранная". Ответ мог бы показаться нескромным, если бы не отражал совершенно исчерпывающе сути дела. В репертуаре Дайянн Ривз ритм и блюз, танцевальная и популярная музыка, баллады и этнические африканские напевы и, разумеется, джазовые стандарты. Один из них, гершвиновский "Волнующий ритм", записанный Сарой Воун (Sarah Vaughan) в конце 70-х годов, Дайянн Ривз включила в свой диск-посвящение. Кстати, с "Волнующего ритма" началась развлекательная часть церемонии закрытия Зимней Олимпиады. И если Сара Воун (Sarah Vaughan) Дайянн называет "Божественной", то к ней самой вполне уместно применить эпитет "Царственная": царственный облик, царственная осанка, царственная невозмутимость. О невозмутимости можно говорить в связи с подробностями записи диска, принесшего Ривз высшую награду Академии звукозаписи. Практически все записи в последние годы делаются в студийных условиях. Исключая фактор риска, они зачастую привносят в звучание некую стерильность. В стремлении к безупречности, теряют прелесть сиюминутность и непосредственность. Как известно, все свои диски Сара Воун (Sarah Vaughan) записывала живьём. "Для меня единственно возможным способом воздать дань этой гениальной женщине была именно живая запись", - говорит Дайянн. Джордж Дюк (George Duke), продюсер диска THE CALLING: CELEBRATING SARAH VAUGHAN, принимал участие в записи одного из поздних дисков Сары Воун (Sarah Vaughan) в качестве пианиста. Дайянн Ривз он знает чуть ли не с детских лет. Не без гордости отмечает он, что ни один из участников записи не смог заметить и тени волнения, когда Дайянн стала у микрофона и дала знак музыкантам - можно начинать. "А она волновалась, - смеется он. - Но знал об этом только я. Воистину царское владение собой".
14:56