Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Carla Bley / Карла Блей

Легендарная американская пианистка, композитор и руководитель оркестров Первым учителем игры на рояле Карлы Борг (Carla Borg) в очень раннем возрасте стал её отец, который был преподавателем музыки и церковным органистом. Правда, эти начальные уроки были прерваны уже в возрасте пяти лет. Свой первый музыкальный опыт Блей накапливала в церковном хоре, а затем и в качестве церковной органистки, пока в возрасте 17 лет не стала интересоваться джазом. Перебравшись в Нью-Йорк она устроивается работать официанткой, так как зарабатывать на жизнь в качестве пианистки или композитора у неё пока не получалось. В 1957 в возрасте 19 лет она выходит замуж за талантливого джазового пианиста Пола Блея (Paul Bley) и с 1959 начинает создавать множество прекрасных композиций, всё ещё используя свою девичью фамилию Борг. Первыми исполнителями её мелодий становятся муж Пол и Джордж Расселл (George Russell), который первым записал её тему "Dance Class" в 1960. По мере роста репутации среди джазменов её темы начинают использовать такие музыканты, как Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), Арт Фармер (Art Farmer), Гари Бёртон (Gary Burton) и Чарли Хейден (Charlie Haden), с которым она впоследствии работала в различных воплощениях её проекта Liberation Music Orchestra. Осенью 1964 Билл Диксон (Bill Dixon) приглашает её стать одним из учредителей Jazz Composers Guild для оказания поддержки молодым джазовым музыкантам-авангардистам, и к концу года она и Майкл Мантлер (Michael Mantler), который позже станет её вторым мужем, возглавили Оркестр Джазовой Композиторской Гильдии с серией концертов в Judson Hall. Её авторитет как критика невероятно вырос после присоединения к Jazz Composers' Orchestra Association, созданной Мантлером в 1966 по типу распавшейся гильдии. Ассоциация и её оркестр (JCO) дал композиторам возможность писать работы эпического звукоряда для больших составов и Карла не упустила свой шанс. Две её работы - A GENUINE TONG FUNERAL (Dark Opera Without Words), записанная оркестром, ядром которого стал квартет Гари Бёртона (Gary Burton), и массивная работа из шести альбомов ESCALATOR OVER THE HILL, были задуманы как своеобразный музыкальный театр. Они были восторженно приняты, в особенности ESCALATOR, который она определила как хронотрансдукцию и который стал самостоятельным жанром. Многие её композиции, такие как "Mother Of The Dead Man" (тема из произведения TONG FUNERAL), "Closer", "Ida Lupino" и "Sing Me Softly Of The Blues", получили статус стандартов. В начале 1964 она начинает сотрудничество с Фароа Сандерсом (Pharoah Sanders) и Чарльзом Моффеттом (Charles Moffett), и полностью зарабатывает на жизнь музыкой. Начиная с декабря этого же года она вместе с Мантлером руководит JCO. Её первая оркестровая пьеса "Roast" появилась именно в этот период и в это же время она начинает сильно тяготеть к фри джазу. В 1965 JCO выступил на Ньюпортском джазовом фестивале, а позже Блей организовывает Jazz Realities Quintet, в состав которого входят Мантлер и Стив Лейси (Steve Lacy), и они отправляются в турне по Европе. Во время другого европейского турне в 1966, на этот раз с Питером Брёцманном (Peter Brutzmann) и Питером Ковальдом (Peter Kowald), она полностью разочаровывается в идеях фри джаза и это изменение в её сердце приводит к появлению работы FUNERAL. В течение нескольких лет она концентрируется на композиторской деятельности, хотя в 1974 она недолго сотрудничает с группой Джека Брюса (Jack Bruce), а с 1976 она снова надолго становится лидером оркестра. В 1977 она вновь посещает Европу. В течение 80-х она играет на клавишных, руководит малыми и средними составами. Но нужно отметить, как она сама сказала о себе во время посещения Лондона в 1990, она никогда не была сильной пианисткой, но была уникальным композитором. Композитор и виброфонист Гари Бёртон (Gary Burton) и басист Стив Своллоу (Steve Swallow) внесли большой вклад в успех её секстета, с которым она регулярно гастролировала в конце 80-х. В 1990 параллельно с преподаванием в Колледже Уильяма и Мэри в Уильямсбурге Карла Блей выпустила альбом THE VERY BIG Carla Bley BAND, который был удостоен премии Французской академии джаза Jazz Moderne. В 1991 Карла разошлась с Майклом Мантлером и вскоре стала жить со Стивом Своллоу (Steve Swallow), с которым она работала в дуэте. В 1992 они записали альбом GO TOGETHER. Её группа Carla Bley Band с 1993 продолжила регулярные гастроли, и их новый альбом BIG BAND THEORY был номинирован на премию Grammy. С 1993 по 2000 Карла Блей одновременно с другими проектами выступала в трио вместе со Стивом Сваллоу (Steve Swallow) и Энди Шеппардом (Andy Sheppard). Летом 1996 большой оркестр крошечной калифорнийской блондинки выступает на фестивале La Vilette в Париже. В 1997 Карла и Стив уехали в Хельсинки (Финляндия) для работы с местным джазовым коллективом. В 1998 Карла основала новую группу 4Х4. В 2000 4Х4 выступали в Европе. В течение последующих нескольких лет Карла Блей и Стив Своллоу (Steve Swallow) сотрудничали со множеством джазовых коллективов из США, Люксембурга, Италии и Португалии. К концу 90-х многие критики (но только не джазовая публика) начали прохладно отзываться о творчестве секстета, но турне в поддержку альбома THE VERY BIG Carla Bley BAND в конце 90-х подтвердило, что она не потеряла свой индивидуальный композиторский голос так же, как и способность убедительно управлять большими оркестровыми составами. Осенью 2002 Карла выпустила альбом LOOKING FOR AMERICA, который был номинирован на премию Grammy. Позже в состав Trios вошёл барабанщик Билли Драммонд (Billy Drummond), и группа преобразовалась в The Lost Chords. В 2003-2004 новый коллектив гастролировал в Европе, а в 2005 квартет работал в Америке. В 2006 по приглашению Майкла Кауфманна (Michael Kaufmann), руководителя программ Филармонии Эссена (Германия), Карла Блей стала резидентом филармонии на один год. В течение этого времени состоялись трёхнедельный европейский тур группы The Carla Bley Big Band, запись нового альбома и работа со Стивом Своллоу (Steve Swallow) в Сардинии и Гамбурге. Заслуживает признания вклад Карлы Блей и в административную сторону музыки. Она стала заметной частью движения, которое предоставило музыкантам большую возможность к самовыражению и независимость от представителей истеблишмента шоу-бизнеса. Она совместно с Мантлером организовала две фирмы звукозаписи - Watt для своих собственных записей и JCOA Records для промоушина работ других музыкантов. Её композиции и сейчас записываются большим числом исполнителей.
21:07