Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Billy Strayhorn / Билли Стрэйнхорн

Американский джазовый композитор, пианист, автор песен, аранжировщик, получивший наибольшую известность благодаря своему успешному сотрудничеству с бендлидером и композитором Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), продолжавшемуся почти три десятилетия. Семья Билли была проблемной и, чтобы уберечь малыша от пьяных кутежей отца, его отправили к бабушке в Хиллсборо. По словам композитора, самые светлые и радостные детские воспоминания связаны были именно с бабушкой. Она прививала мальчику любовь к музыке, и он потихоньку начинал подбирать на фортепиано, слушая её пластинки на "Victrola". Переехав в Питтсбург, Билли окончил среднюю школу Westinghouse, которую чуть позже окончили Эрролл Гарнер (Erroll Garner) и Ахмад Джамаль (Ahmad Jamal). В Питтсбурге он и начал свою музыкальную карьеру, изучая классическую музыку в институте и играя в трио на местной радиостанции. Именно тогда, в ранней своей юности, он столкнулся с одиночеством и написал одни из лучших своих песен с собственными текстами: "Life Is Lonely" (позже переименованная в "Lush Life"), "My Little Brown Book" и "Something to Live For". Ещё в начальной школе, он не брезговал грязной работой, чтобы заработать достаточно денег и купить своё первое пианино. Он встретил Дюка Эллингтона (Duke Ellington) в декабре 1938 года в Питтсбурге и показал ему свои произведения. Эллингтон был поражён настолько, что пригласил музыкантов своего оркестра, чтобы те послушали Стрейхорна. Дюк настоял на переезде Стрейхорна в Нью-Йорк. В начале следующего года Эллингтон записывает первую из его работ, и вскоре Стрейхорн начинает писать оригинальный материал и аранжировки для оркестра Эллингтона. Сотрудничество с Эллингтоном в значительной мере исключило все другие виды музыкальной активности Стрейхорна практически до конца его жизни. Если же он и писал аранжировки, либо играл на пианино с другими артистами, то все они были либо настоящими, либо бывшими эллингтоновцами. Хотя он сделал множество записей в качестве пианиста как с различными эллингтоновцами, так и в дуэтах с самим Дюком, наибольший вклад в джазовое искусство Стрейхорн сделал в качестве автора великолепных композиций, которые после исполнения оркестром Эллингтона обрели статус бессмертных. Одной из наиболее известных стала композиция "Take The "A" Train", но и практически все другие его темы являются роскошными балладами, в их числе "Day Dream", "Passion Flower", "Lotus Blossom", "Raincheck", "Chelsea Bridge" и "Lush Life". Последняя тема была написан в 1938, но Стрейхорн воздерживался от публикации долгие годы, предпочитая ждать появления вокалистов, способных так исполнить эту песню, как он себе представлял. Первая её запись была сделана Нет Кинг Коулом (Nat King Cole) в 1949, но, (и хорошо, что это произошло), позднее Стрейнхорн отметил, что всё ещё надеется услышать "правильное" исполнение этой песни. Теснейшее сотрудничество и переплетение композиторских талантов Стрейхорна и Эллингтона в некоторой степени затрудняло таким исследователям, как музыкант и писатель Брйан Пристли (Brian Priestley), в полной мере раскрыть глубину его гения. Когда в 1967 Стрейхорн попал в больницу, он продолжал работать над своей последней композицией "Blood Count". Несколько месяцев спустя после его смерти в мае 1967 Эллингтон записывает альбом с композициями Стрейхорна, посвящённый его памяти под названием AND HIS MOTHER CALLED HIM BILL. Стрейхорн был открытым геем, но на это вообще никто внимание не обращал и все его очень любили. Музыканты из оркестра Дюка никогда не подшучивали над ним и окружали уважением. Певица Лина Хорн (Lena Horn) была влюблена в него, словно в ангела, и мечтала о замужестве. Билли умер от туберкулёза и рака 31 мая 1967, едва успев закончить на больничной койке пьесу "Blood Count" для Эллингтона. Эллингтон любил шутить на сцене: "Стрейхорн делает много работы, но на поклон приходится выходить только мне!".
14:57