2015 Ben Goldberg - Orphic Machine {BAG Production} [24-44.1]
02. Line of Less Than Ten 6:13
03. Bongoloid Lens 3:11
04. Immortality 12:05
05. The Inferential Poem 3:52
06. How To Do Things With Tears 1:37
07. Care 13:22
08. The Present 6:38
09. What Was That 5:57
10. The Orphic Machine 12:43
- Carla Kihlstedt: voice & violin;
- Ben Goldberg: B-flat clarinet & contra-alto clarinet;
- Ron Miles: trumpet;
- Rob Sudduth: tenor saxophone;
- Myra Melford: piano;
- Nels Cline: guitar;
- Kenny Wollesen: vibraphone, chimes, drums (3);
- Greg Cohen: bass;
- Ches Smith: drums, vibraphone (3)
In Memorian, Allen Grossman (1932 — 2014)
Recorded at Sear Sound, New York, September 2013
Release Date: March 24, 2015
lyrics included as a .pdf
Красота часто встречается в неожиданных местах. В своем новом альбоме Orphic Machine кларнетист/композитор Бен Голдберг создает свою самую красивую и лиричную музыку на сегодняшний день. Интересно, что хотя текст песен принадлежит поэту Аллену Гроссману, он взят не из его стихов, а из книги по "спекулятивной поэтике". Гроссмановская "Summa Lyrica", сборник грубых, переплетенных между собой высказываний, освещающих место поэзии в человеческой мысли, дала Голдбергу тексты, вокруг которых он облекает свои прекрасные мелодии и убедительные грувы.
Голдбергу необходимо было собрать ансамбль артистов, способных воплотить в жизнь такие одновременно пьянящие и страстные композиции; к счастью, на протяжении большей части своей музыкальной жизни он был окружен такими талантливыми артистами. В Orphic Machine участвуют вокалистка и скрипачка Карла Килстедт, его коллега по неклассифицируемой группе Tin Hat; гитарный сорвиголова из Wilco Нельс Клайн, также участник квинтета Голдберга Unfold Ordinary Mind; трубач Рон Майлз, коллега Голдберга по квартету Go Home; тенор-саксофонист Роб Саддут и барабанщик Чес Смит, оба участники квинтета Голдберга, а также Unfold Ordinary Mind; пианистка Майра Мелфорд, с которой Голдберг работает в своем секстете Be Bread и в дуэтном проекте Dialogue; басист Грег Коэн, ранний музыкальный герой, а ныне участник Ben Goldberg Trio; и вибрафонист Кенни Воллесен, участник новаторского New Klezmer Trio Голдберга.
Но самые важные отношения на Orphic Machine - это не чисто музыкальные отношения, а встреча умов - одного молодого и впечатлительного, другого - иконоборческого и мощно оригинального. Многие из нас могут назвать одного влиятельного учителя, который изменил ход нашей жизни, и для Голдберга таким учителем был Аллен Гроссман, с которым молодой кларнетист познакомился в 1978 году, когда учился в университете Брандейса. Гроссман читал курс по спекулятивной поэтике под названием "Репрезентация опыта", и этот курс познакомил Голдберга не только с новыми идеями, но и с совершенно новым образом мышления.
"Я не знал, что обучение может существовать на таком уровне", - говорит Голдберг. "Гроссман жил в своем собственном мире смысла и делал все возможное, чтобы донести его до людей, особенно до студентов. Это было похоже на общение с пророком - вы не можете понять, о чем он говорит, но его высказывания просто врезаются в вас и начинают работать над вашим сознанием. Он действительно захватил меня, и это семя посеялось внутри меня".
Заметки Бена Голдберга
В 1978 году я проучился в Университете Брандейса один год, будучи первокурсником. Мне посчастливилось оказаться в комнате общежития с Тасс Беем, молодым человеком из Монреаля, который верил в преобразующую силу литературы в такой степени, с какой я не сталкивался ранее. Тасс познакомил меня с "Битлз" до "Белого альбома" и с творчеством Леонарда Коэна. Позже он должен был познакомить меня и с другими вещами, но сначала он велел мне записаться на курс литературы под названием "Репрезентация опыта", который вел человек по имени Аллен Гроссман. Этот курс очень сильно меня зацепил. Мы читали старые книги - Библию, Гильгамеша, Моби-Дика и т. д., и профессор Гроссман вводил нас в мир, где чтение, мысль, смысл, действие и понимание объединялись. Я бы не сказал, что он учил нас - скорее, он воплощал в жизнь бизнес познания.
Годы спустя, находя выход из темного периода жизни, я внезапно ощутил жажду поэзии. Я связался с поэтом Сьюзан Стюарт, услышав в ее творчестве отголоски Аллена Гроссмана. Сьюзан пригласила меня в 2006 году на встречу в честь выхода профессора Гроссмана на пенсию из Джонса Хопкинса, где он читал мощные стихи. Я начал изучать его книгу под названием "Summa Lyrica: A Primer of the Commonplaces in Speculative Poetics.
Книга построена как набор взаимосвязанных афоризмов, цель которых - "привести в чувство "стихотворение" как объект мысли и как инструмент для мышления".
Примерно в это же время я начал писать вокальную музыку, когда моя группа Tin Hat приступила к проекту песен, используя в качестве текстов стихи Э. Каммингса. Я обнаружил, что получаю удовольствие от соприкосновения слов, мелодии и гармонии. (Альбом The Rain Is A Handsome Animal с шестью моими песнями был выпущен в 2012 году лейблом New Amsterdam).
В 2010 году Chamber Music America заказала мне композицию для большого ансамбля по мотивам "Summa Lyrica" Гроссмана. Я читал эту книгу в течение пяти лет и намеревался сочинить музыку, основанную на ее структуре. Но, поскольку стихотворение нельзя пересказать другими словами (ведь тогда это будет уже другое стихотворение), книга не позволяла мне подвести итог или составить карту.
Я застрял на том полезном пути, который внезапно открывает новые возможности: афоризмы из книги работали на меня, и мне нужно было позволить им работать непосредственно на музыку, используя их в качестве текстов для песен. Что-то в безумии этой идеи - песни, основанные не на стихах, а на высказываниях о поэзии - писании о писании, - очень меня зацепило. Так я обнаружил, что пишу песни со словами вроде "Функция поэзии заключается в том, чтобы добиться для всех одного вида успеха на пределе автономии воли".
Премьера Orphic Machine, вечернего произведения из десяти частей, состоялась в марте 2012 года в кофейне Freight & Salvage в Беркли и в Blue Whale в Лос-Анджелесе. Газета "Лос-Анджелес Таймс" назвала ее "узловатой и временами жутковатой композицией, отмеченной ослепительным взаимодействием".
Благодаря гранту, полученному в 2013 году от фонда Shifting Foundation, я смог записать Orphic Machine в сентябре 2013 года.
Профессор Гроссман говорит о поэзии как об инструменте сохранения ценностей во времени. Его работа создала работу для меня. Теперь я надеюсь, что и вы найдете что-то ценное в акте прослушивания.
This album is available on our DC++ hub: dchub://hub.pro-jazz.com:7777