2014 Brian Blade & The Fellowship Band - Landmarks {Blue Note} [24-96]
01. Down River
02. Landmarks
03. State Lines
04. Ark.La.Tex.
05. Shenandoah
06. He Died Fighting
07. Friends Call Her Dot
08. Farewell Bluebird
09. Bonnie Be Good
10. Embers
- Brian Blade — drums, compositions
- Melvin Butler — soprano and tenor saxophones
- Jon Cowherd — piano, mellotron, pump organ
- Myron Walden — alto saxophone, bass clarinet
- Chris Thomas — bass
with
- Marvin Sewell — guitar (3, 4, 6, 8, 10)
- Jeff Parker — guitar (7, 9)
Четыре пластинки за 16 лет, возможно, и не являются плодовитыми, но Брайан Блэйд и его давняя группа Fellowship Band явно не стремятся к количеству. Хотя, казалось бы, всего два года отделяли лидерский дебют барабанщика (и вдохновение для названия группы) Fellowship (Blue Note, 1998) от его еще более впечатляющего продолжения Perceptual (Blue Note, 2002), следующая пластинка группы, Season of Changes (Verve), вышла спустя целых восемь лет, в 2008 году, и помимо смены лейбла также отражала сокращение состава Fellowship Band от первоначального септета до секстета с уходом виртуоза педальной стали Дэйва Исли.
Прошло еще шесть лет, но Landmarks представляет собой не только очередную смену лейбла в связи с возвращением на Blue Note, но и некоторые дополнительные кадровые перестановки, связанные с уходом Курта Розенвинкеля, ключевого участника со времен Perceptual. В наши дни, чаще всего, Fellowship Band представляет собой не очень большой, но очень мощный квинтет с пятью из семи оригинальных участников; однако для Landmarks группа привлекает гитариста Джеффа Паркера (вернувшегося после участия в группе, которая записывала Fellowship) и Марвина Сьюэлла, которые дополняют семь из десяти треков альбома.
В то время как основной квинтет абсолютно способен стоять на своем - и даже как полностью акустическая группа, что было продемонстрировано в нокаутирующем выступлении на TD Ottawa Jazz Festival 2012 года и в виртуальном срыве крыши на Nasjonal Jazzscene Victoria во время Международного джазового фестиваля в Осло 2011 года - нет никаких сомнений, что Паркер и Сьюэлл могут многое предложить на записи, которая, хотя и сохраняет некоторый огонь, который является основой живых выступлений группы, явно рассматривает студию как совершенно другую среду.
Например, открывающая альбом короткая сольная импровизация Кауэрда "Down River" длиной в минуту исполнена на громоздком и громоздком ставленнике прогрессивного рока - меллотроне; Но здесь характерный воющий звук трепещущих лент флейты только придает ей более странное призрачное качество, которое идеально подходит для заглавного трека, единственного композиторского вклада Кауэрда в "Landmarks", хотя его безошибочная работа на фортепиано и насосном органе - столько же фолковая и кантри-простота, сколько и джазовая утонченность - как всегда, является сильным определителем звучания Fellowship Band.
"Landmarks" открывается относительно редким соло Томаса, которое, в дуэте с Кауэрдом, является первой из многих демонстраций участников Fellowship Band, что дело не в индивидуальной инструментальной виртуозности, хотя это в любом случае является основополагающим фактором; дело в подчинении потребностям песни и, в данном случае, ее просто красивой, певучей мелодии. Когда вступает Блэйд, а Батлер и Уолден повторяют тему на сопрано-саксофоне и бас-кларнете соответственно, мелодия разворачивается в сопрано соло, исполненное такого же благоговения, а легкая работа Блэйда на тарелках сопоставляется с более мощными прогонами по комплекту, создавая прерывания, которыми он стал известен не только в Fellowship, но и с Уэйном Шортером и Дэниелом Лануа. Коухерд исполняет последнее соло, и оно довольно продолжительное, но, как и весь альбом, оно скорее рассказывает историю, чем просто демонстрирует присущую ему виртуозность - мастерство, необходимое для того, чтобы понять, когда нужно выпустить на волю фейерверк, а когда оставить все свободным и простым.
Название альбома не просто отражает множество физических мест, которые группа посетила за 16 с лишним лет своего существования, оно говорит о внутренних путешествиях и духовном качестве, которое ощущается с момента основания группы, что делает ее название не просто словом. Оно также является отражением внеклассной деятельности группы, будь то откровенно джазово-ориентированный альбом Уолдена Momentum (Demi Sound, 2009), более рефлексивный In This World (Demi Sound, 2010) и метко названный Countrified (Demi Sound, 2010); исследовательская работа Блэйда с квартетом Шортера (вместе они были почти столько же, сколько и Fellowship Band) и такая же поисковая работа, хотя и в более рок-центричном контексте, с Лануа в таких проектах, как Black Dub (Jive, 2010); или работа Кауэрда со всеми - от певицы/автора песен Розанны Кэш и канадского басиста Криса Тарри до саксофониста Маркуса Стрикленда и панк-идола Игги Попа. Но вместо того, чтобы все эти разрозненные элементы были очевидны, они вливаются в безошибочный, уникальный голос, который Fellowship Band продолжает развивать, концерт за концертом, год за годом.
В "Landmarks" есть ряд коротких, иногда сквозных миниатюр, которые выступают в качестве тематических нитей, объединяющих альбом в концептуальное целое. Импровизированное произведение Сьюэлла "State Lines" отражает и задает пять основных нот "Ark.La.Tex." Блэйда, которое следует за ним, длительное исследование, которое медленно развивается, с Батлером и Уолденом (на этот раз на тенор- и альт-саксофонах), создающими тематические унисонные линии, которые иногда, чудесным образом, расходятся, только чтобы снова соединиться в одно целое. Произведение начинает набирать обороты, переходя в открытую среднюю часть, где мастерство Уолдена подкрепляется соединенным с ним карманом, созданным Блэйдом и Томасом, но затем возвращается к исходной теме и, в конечном итоге, к основному пятинотному мотиву композиции, завершаясь, как и началось, эмбиентным пейзажем Сьюэлла, но на этот раз с Кауэрдом, создающим более масштабное звучание на насосном органе. Это изумительное произведение, которое по своей структуре, кажется, расширяется и сжимается по мере того, как его эпизодические движения движутся наружу от его более мягкого начала, только чтобы пройти полный круг к моменту его завершения, двенадцать минут спустя.
Насосный орган Коухерда выступает в качестве связующей нити от "Ark. La. Tex. " к "Shenandoah", прекрасной традиционной мелодии, которую The Fellowship Band подробно исследовали на концертах, но здесь придерживаются сценария: Уолден и Батлер (на бас-кларнете и тенор-саксофоне) исполняют знакомую, горько-сладкую тему рубато, ведущую к сольному вступлению Блейда к "He Died Fighting, ", песне, которая легко может быть перенесена в жанр певицы/сонграйтера из неожиданного альбома барабанщика "Mama Rosa" (Verve, 2009) - неожиданного, потому что кто бы мог подумать, что барабанщик, способный на зажигательную мощь, способен также на такую глубокую поэзию, исполненную таким непритязательным, нежным и осмысленным голосом?
Самая длинная вещь Landmarks, "Farewell Bluebird", следует за в основном сквозной композицией "Friends Call Her Dot", хотя открывающее соло Уолдена на бас-кларнете а капелла не отличается от "Down River" Кауэрда в том, как оно задает эту амбиентную, фольклорную мелодию, движимую мягкой, но настойчивой игрой Блейда и сдержанным, но существенным утроением мелодии Паркером вместе с Батлером и Уолденом. Она также, кажется, настраивает на "Friends Call Her Dot", которая изначально вращается вокруг мотива из четырех аккордов и прекрасной контрапунктической игры Кауэрда и Уолдена, тематического дуэта, который вскоре превращается в трио, когда Батлер вступает на сопрано. В сольной части звучит самое впечатляющее соло Кауэрда в этом наборе - урок мотивной эволюции, конец которого сигнализирует о сдвиге во времени, и блюзовый рифф, который приводит в движение жесткое соло Сьюэлла, сочетающее неординарные идеи с неистовой слайд-гитарой, сочетая модальную поддержку Кауэрда со звуком и чувством дельты Миссисипи.
По мере роста Fellowship Band отошли от явных традиционных отсылок, хотя они и присутствуют во всех композициях. Вместо этого, исследуя вехи, как внутренние, так и внешние, "Landmarks" продолжает говорить с единственным голосом, который Fellowship Band создали с самого начала. Смешивая фольклорные отсылки, намеки на церковь и духовные проблемы, джазовую модальность и каунти-стилистику, Landmarks - идеальное название для четвертого альбома Брайана Блейда & The Fellowship Band; помимо значения для группы, это действительно еще одна знаковая запись в эволюционном путешествии квинтета. Возможно, он вышел после долгого перерыва, но это лишь делает ожидание еще более оправданным.
This album is available on our DC++ hub: dchub://hub.pro-jazz.com:7777