Willem Breuker / Виллем Брёкер
Нидерландский джазовый сопрано саксофонист, кларнетист, композитор и продюсер. Наряду с Петером Брётцманом (Peter Brоtzmann), Александром фон Шлиппенбахом (Alexander von Schlippenbach) и другими, один из ведущих европейских исполнителей авангардного джаза и фри-джаза.
В школе Брёкер мечтал играть на фортепиано, но экономические обстоятельства в пост-военной Голландии сделали это невозможным. Он изучал музыкальную грамоту и учился играть по записям в музыкальной школе трудящихся (Labour Music school). Затем он взял в руки кларнет, который и стал его основным инструментом, наряду с блок-флейтой и различными саксофонами. Он начал импровизировать, когда, по его собственным словам, ему было лень переворачивать страницы его домашнего задания. Можно сказать, что игру на всех инструментах (включая бас-кларнет, который ему вручили в оркестре, как единственному согласившемуся играть на нём) он осваивал самостоятельно. Для участия в уличных маршах молодой музыкант получил тенор саксофон. В то время он уже купил альт саксофон, а свой кларнет выменял на сопрано саксофон. Ещё будучи подростком, он открыл для себя авангардную классическую музыку Арнольда Шонберга (Arnold Schoenberg) и Эдгара Варесе (Edgard Varеse). Их музыка подтолкнула его к сочинительству.
В течение 1950-х в одном из оркестров он и прошёл свой путь джазовой эволюции. В начале 1960-х он повстречал Мишу Менгельберга (Misha Mengelberg), который сотрясал музыкантов и аудиторию своей игрой на фортепиано и который нашёл в Брёкере родственную душу. В 1966 они организуют оркестр из 23 музыкантов для исполнения композиции Брёкера "Litany", которая была настолько противоречива, что её обсуждение попало на первые страницы национальных газет. Он был вовлечён в создание De Volharding совместно с Луисом Андриессеном (Louis Andriessen), а в 1967 он, Хан Беннинк (Han Bennink) и Менгельберг основали Instant Composers Pool, который процветал довольно долго. Вскоре был основан независимый лейбл с тем же названием.
Абсурдный подход к музыке в те дни (к примеру, во время выступлений на радио Менгельберг мог не сыграть ни одной ноты, читая вместо этого газету) в большой степени был продиктован поведением Брёкера. Параллельно с Instant Composers Pool Брёкер и Беннинк (Han Bennink) работали над дуэтом New Acoustic Swing Duo, и вскоре под маркой ICP увидел свет одноимённый альбом, который был переиздан в 1984. В конце 1960-х Брёкер также играл с Globe Unity Orchestra Александра фон Шлиппенбаха (Alexander von Schlippenbach).
В 1974 он покинул ICP, основал лэйбл BVHaast и также иницировал создание Willem Breuker Kollektief, замечательную группу, которая смешивала различные джазовые школы (от новоорлеанской до авангардной), музыку марширующих оркестров, композиции из фильмов, театральных постановок, кабаре, латину и классику (от лёгкой до тяжёлой) с весёлой и невозмутимой клоунадой. Их живые выступления давали зрителям такой опыт, который очень сложно описать или сравнить: публика, одновременно взрываясь от хохота, воспринимала музыку, исполненную с огромным мастерством и совмещённую с виртуозными импровизациями.
Постановочные шоу и юмор позволили ансамблю давать концерты для детей. Что касается музыкальной ткани творчества WBK, то в неё также вплетались элементы различных популярных жанров — цирковой музыки, маршей, латиноамериканских мелодий; современные ансамблевые риффы сочетались с неожиданными ритмическими смещениями. Одним из наиболее оригинальных экспериментов Брёкера стала композиция для трёх шарманок и 19 мандолин. Большую часть своего существования коллектив состоял из десяти участников. Дискография Willem Breuker Kollektief насчитывает более тридцати альбомов. В 1999 к 25-летию ансамбля, на BVHaast вышла книга "Willem Breuker Kollektief: Celebrating 25 Years on the Road", включавшая два CD.
Брёкер писал практически весь материал и аранжировал музыку таких композиторов, как Прокофьев, Эннио Морриконе (Ennio Morricone), Курт Вайлль (Kurt Weill), Реджинальд Форсис (Reginald Foresythe) и Дюк Эллингтон (Duke Ellington), или смело парадировал, к примеру, "Bolero" Равеля, совместив его с фрагментами песен "Little Drummer Boy" и "Never On A Sunday". В результате это было похоже на гибрид выступлений Спайка Джонса (Spike Jones), Bonzo Dog Doo-Dah Band, Джерарда Хоффнунга (Gerard Hoffnung), Арчи Шеппа (Archie Shepp) и Дюка Эллингтона (Duke Ellington).
Наиболее смущающий аспект выступлений Kollektief - это язвительная сатира Брёкера по поводу фриджаза, который он, как ни странно, с успехом исполнял в составе других групп - например, его появление в составе октета Питера Брёцманна (Peter Brоtzmann) при исполнении печально известной MACHINE GUN.
Виллем Брёкер также известен, как обладатель большой коллекции музыки и различных документов Курта Вайля (Kurt Weill). В 1997 музыкант выступил в качестве продюсера 48-часового 12-серийного цикла документальных радиопередач "Componist Kurt Weill". Кроме того, он написал музыку для нескольких нидерландских фильмов (что тоже нашло своеобразное отражение в творчестве Willem Breuker Kollektief), в числе которых картина Йоса Стеллинга "Иллюзионист". В течение более чем сорока лет Брёкер организовал множество фестивалей, начиная с амстердамского Klap op de Vuurpijl 1977.
В 1998 Виллем Брёкер стал рыцарем Ордена Нидерландского льва. Музыкант умер от рака лёгких