Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Tommy Dorsey / Томми Дорси

Американский джазовый тромбонист, трубач и бендлидер эры биг бендов. Как и его старший брат Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), Thomas Francis Dorsey, Jr. ещё ребёнком был вовлечен в мир музыки под влиянием своего отца – преподавателя музыки (корнетиста и руководителя оркестра духовых). Сначала он осваивает трубу, но затем переключается на тромбон. Его карьера начинается в 16 лет в городке Allentown, Pennsylvania с участия в записи альбома Раса Моргана (Russ Morgan) в составе популярного в 20-е ансамбля The Scranton Sirens, где играл и его брат. Затем братья вместе работают в оркестре California Ramblers Эда Кёркеби (Ed Kirkeby), у Адриана Роллини (Adrian Rollini), участвуют в Нью-Йорке в записях этого джаз-бенда. Томми сотрудничает с Джином Голдкеттом (Jean Goldkette) и Полом Уайтменом (Paul Whiteman) (до 1927), возглавлявшими большие "симфоджазовые" оркестры с танцевально-развлекательным репертуаром. В 1922 Томми, которому исполнилось 17 лет, женится на 16-летней Милдред Крафт (Mildred Kraft). Они сбегают из дома и тайно расписываются. У них рождается двое детей - Patricia и Tom (по прозвищу "Skipper"). В 1925 Томми записывается как трубач. Становится членом студийного диксиленд ансамбля Реда Николса (Red Nichols) 5 Pennies (1926), в составе которого выступали также Бенни Гудмен (Benny Goodman), Джо Венути (Joe Venuti), Эдди Ланг (Eddie Lang), Джином Крупа (Gene Krupa). С 1927 всё больше играет на тромбоне. Из-за нестабильности своего материального положения эпизодически работает в различных коммерческих оркестрах - у Винсента Лопеза (Vincent Lopez), Тэда Льюиса (Ted Lewis), Андре Костеланеца (Andre Kostelanetz), Виктора Янга (Victor Young), Руди Валли (Rudy Vallee), в 1928 и в 1932 - в ансамбле Фила Наполеона (Phil Napoleon) Original Memphis Five (вместе с братом). Первый совместный проект двух братьев получает название Dorsey’s Novelty Six, позже переименованный в Dorsey’s Wild Canaries. Затем Томми перебирается в Нью-Йорк, где работает как студийный музыкант, также много записывается, часто в компании лидирующих джазменов своего времени. В 1934 вместе с братом Джимми создаёт Dorsey Brothers Orchestra, который становится чрезвычайно популярным. Не смотря на, а, возможно, из-за их близких родственных отношений, братья часто спорят, иногда до ожесточения. Однажды, после очередной размолвки в мае 1935, несмотря на то, что их композиция "Every Little Movement" становится хитом, Томми уходит и оставляет Джимми самостоятельно руководить оркестром. Томми берёт под свою опеку прекрасный танцевальный оркестр, до этого руководимый Джо Хаймсом (Joe Haymes). Будучи высоко амбициозным человеком, Дорси превращает оркестр, который и до этого хорошо звучал и отличался твердой дисциплиной, в один из лучших танцевальных коллективов эпохи. Мягкое, лиричное звучание его тромбона – как в балладах, так и в быстрых свинговых номерах – становится отличительным саундом всей эры биг бендов и свинга. Практически сразу после подписания контракта с RCA Victor оркестр записывает композицию "On Treasure Island" - первый из четырёх хитов 1935, и первое из 137 попаданий в списки популярности журнала Billboard. Хитами также становятся "I'm Getting Sentimental Over You" (в которой он демонстрирует феноменальный диапазон и мастерское владение сурдиной, достигая верхней C #), "Marie", "The Big Apple", "Music, Maestro, Please", "I'll Never Smile Again", "This Love of Mine", "On the Sunny Side of the Street", "T.D.'s Boogie Woogie", "Well, Git 'It", "Opus One", "Manhattan Serenade" и "There Are Such Things" среди множества других. В течение многих лет он приглашает наилучших аранжировщиков, включая Акселя Стордаля (Axel Stordahl), Кармен Мастрен (Carmen Mastren), Пола Уэстона (Paul Weston) и Сая Оливера (Sy Oliver), который больше всех повлиял на становление успеха оркестра и его музыкальный рост. Также свой вклад в успех оркестра сделали сильнейшие джазовые исполнители тех лет, среди которых трубачи Банни Бериган (Bunny Berigan), Янк Лоусон (Yank Lawson), Зигги Элман (Ziggy Elman), Джордж Сиберг (George Seaberg), Карл "Док" Северинсен (Carl "Doc" Severinsen) и Чарли Шейверс (Charlie Shavers); аранжировщик/композитор/трубач Сай Оливер (Sy Oliver) (написавший "Well, Git 'It" и "Opus One"); кларнетисты Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco), Джонни Минс (Johnny Mince) и Пинатс Хако (Peanuts Hucko); ударники Бадди Рич (Buddy Rich), Луи Беллсон (Louis Bellson), Джин Крупа (Gene Krupa) и Дэйв Таф (Dave Tough); Янк Лоусон (Yank Lawson), Пи Ви Эрвин (Pee Wee Erwin) и Бад Фриман (Bud Freeman) (этот список, конечно же, намного обширнее). Чётко отслеживая предпочтения публики, Дорси приглашает в оркестр превосходных вокалистов. Одной из ранних находок становится Джек Леонард (Jack Leonard), который исполнил один из крупнейших хитов оркестра "Marie", среди других вокалистов были Эдит Райт (Edythe Wright), Джо Стаффорд (Jo Stafford), Конни Хейнс (Connie Haines) и Дик Хеймс (Dick Haymes). На замену последнему пришёл лучший вокалист, когда-либо выступавший с оркестром Дорси - Френк Синатра (Frank Sinatra). Хотя Синатра уже успел завоевать некоторый успех и репутацию в оркестре Гарри Джеймса (Harry James), именно с Дорси он превращается в международную звезду и в свою очередь помогает оркестру стать одним из наиболее популярных биг бендов эры свинга – во многих отношениях оркестр стал эталоном американской популярной музыки того периода. Сам Синатра отмечал, что научился контролю за дыханием, наблюдая как это делает Дорси во время игры на тромбоне. Дорси отмечал, что сильнейшее влияние на его стиль как тромбониста оказал Джек Тигарден (Jack Teagarden). Ещё одним участником оркестра Дорси, который с особым вниманием изучал и прислушивался к выдающимся аранжировкам Сая Оливера (Sy Oliver), был тромбонист Нельсон Риддл (Nelson Riddle), ставший впоследствии ведущим аранжировщиком и дирижёром оркестра Синатры и революционизировавший послевоенную популярную музыку. По аналогии с малым диксиленд бендом Original Dorseyland Orchestra Джимми Дорси, в 1936 Томми сформировывает из членов своего биг бенда комбо Clambake Seven, специализирующееся в области импровизации камерного джаза в традиционном стиле и предназначенное для выступлений в джем-сешн (отсюда и название ансамбля). Одной из успешнейших записей биг бенда становится альбом BOOGIE WOOGIE (1938) – оркестровая адаптация фортепианного произведения Пайна Топ Смита (Pine Top Smith); хитами также стали "живые" свинговые версии MARIE и SONG OF INDIA (1937), оба альбома с великолепными соло Беригана. Тем не менее, оркестр Дорси более всего был известен своим исполнением баллад в танцевальных темпах. С началом Второй мировой войны экономика США была переведена на военные рельсы, что в свою очередь вызвало перемены в музыкальной индустрии. Многих музыкантов призвали в армию; шеллак, из которого изготавливались пластинки, попал в разряд стратегических материалов и выпуск пластинок практически прекратился. Кроме того, было очень трудно найти автомобильные покрышки, а без колёс гастролировать было невозможно. Эти и другие причины привели к распаду многих выдающихся оркестров. Томми смог продержать на плаву свой оркестр до конца 1946. Но уже в начале 1947, благодаря успеху альбома ALL-TIME HITS, Дорси реорганизует свой биг бенд. В 1943 его брак с Милдред распадается и в этом же году он женится на киноактрисе Пэт Дейн (Pat Dane), с которой он прожил до 1947. Частная жизнь Томми часто попадает на заглавные страницы печатных изданий, и в этот раз, незадолго до развода Томми привлекает внимание журналистов и публики тем, что набрасывается с кулаками на актёра Джона Холла (Jon Hall), когда застаёт свою жену Пэт в объятиях Джона. Последней женой Томми становится Джейн Ёрл Нью (Jane Earl New) (родилась 23 октября 1923 в Dublin, Laurens County, Georgia). Она была танцовщицей в известном на весь мир Copacabana. Они расписались 27 марта 1948 в Atlanta, Fulton County, Georgia. У них родилось двое детей - Catherine Susan и Steve. В 1947 на экраны выходит биографический фильм "The Fabulous Dorseys", в котором в общих деталях показывается, как братья начинали свой путь с самого дна джазовой эры в составах, собиравшихся на один вечер; ранние дни джазовых радио-шоу; как оба брата покинули Пола Уайтмена (Paul Whiteman) и до момента, когда The Dorsey Brothers' Orchestra разделился на две части. Позднее братья помирились. В 1953 Джимми Дорси (Jimmy Dorsey) распускает свой также чрезвычайно успешный оркестр, брат Томми приглашает его присоединиться к нему и вскоре переименовывает свой оркестр в Dorsey Brothers Orchestra. Братья гастролируют с оркестром и с 1954 по 1956 выступают в своём телевизионном шоу Stage Show, на котором, среди многих других, представили аудитории Элвиса Престли (Elvis Presley). В 1956 в возрасте 51 года в своём доме в Greenwich, Connecticut Томми Дорси неожиданно умирает. Вечером после обильного ужина он принимает снотворное и во сне умирает от удушья. Джимми берёт на себя руководство оркестром, но в следующем 1957 тоже умирает от рака горла. С благословения вдовы Джейн Дорси (Jane Dorsey) (к которой перешли права на обладание названием оркестра) тромбонист Уоррен Ковингтон (Warren Covington) принимает на себя руководство коллективом, и они под именем Дорси, что звучит достаточно иронично, делают самую успешную запись. С названием Tommy Dorsey Orchestra Starring Warren Covington они в 1958 возглавляют чарты с "Tea For Two Cha-Cha". Ковингтон руководит оркестром до конца 1970, выступая и записываясь и с другими коллективами. Затем Джейн Дорси принимает решение сократить название оркестра до просто The Tommy Dorsey Orchestra. В последнее время коллектив находился под руководством Бадди Морроу (Buddy Morrow), с ведущим вокалистом Робом Заппуллой (Rob Zappulla). Джейн Дорси умерла в возрасте 79 лет 24 августа 2003 в Bay Harbor Island, Miami-Dade County, Florida. Томми и Джейн Дорси похоронены вместе на Kensico Cemetery в Valhalla, New York. В 1961 Синатра выпускает альбом-посвящение памяти Дорси под названием I REMEMBER TOMMY с аранжировками Сая Оливера (Sy Oliver). Среди ведущих "белых" музыкантов свинговой эры Т. Дорси занимает особое, исключительно важное положение. Оставаясь прежде всего представителем коммерциализированной танцевально-развлекательной популярной музыки, он, тем не менее, внёс большой вклад в процесс сближения этой сферы с джазом и в становление профессионально-зрелой концертной разновидности оркестра свингового стиля (наиболее значительным его преемником в данном направлении является Бенни Гудмен). Указанную тенденцию можно условно обозначить краткой формулой "джаз-ин-свинг" (освоение джазовой идиоматики в области коммерциализированного свинга), тогда как к негритянскому хот-свингу (возникшему еще в начале 20-х годов) более применим термин "свинг-ин-джаз" (разработка техники свингования в джазе) - по аналогии с принятыми в литературе о джазе терминами, характеризующими взаимодействие блюза и джаза ("блюз-ин-джаз" - ассимиляция джазом блюзовых традиций, "джаз-ин-блюз" - проникновение в практику интерпретации блюза достижений профессионального джаза, его стилистики). Не будучи революционером или радикальным экспериментатором в области свинга, Дорси, однако, по праву входит в число основоположников классического свингового стиля. Ему удалось привести к общему знаменателю и реализовать в ограниченной, хорошо сбалансированной и технически совершенной форме совокупность наиболее значимых стилевых идей джаза предшествующего исторического периода, а также, что весьма примечательно, обогатить ими американскую популярную музыку, таким образом, сделать их доступными для широкой массовой аудитории. Базой для такого синтеза послужили традиции диксиленда и чикагского стиля (в 20-е Дорси активно сотрудничал с самыми яркими новаторами этих направлений – Байдербеком, Венутти, Лангом и музыкантами из их окружения), канзасской (Бенни Мотен/Каунт Бейси (Bennie Moten/Count Basie) и нью-йоркской (Флетчер Хендерсон/ Бенни Картер (Fletcher Henderson/Benny Carter) школ негритянского свинга, симфонизированной коммерческой популярной свит-музыки больших оркестров (Пол Уайтмен/Жан Голдкитт (Paul Whiteman/Jean Goldkette), раннего «белого» коммерциализированного биг бенд-свинга (Бен Поллак (Ben Pollack/ Casa Loma Orchestra). Раньше многих других белых бендлидеров Т. Дорси (вместе с братом) завершил формирование полностью развитого биг бендового состава оркестра (к 1943, несколько опередив Бенни Гудмена (Benny Goodman), создавшего в этом же году свой биг бенд и начавшего с ним восхождение к славе). По известности и популярности его оркестр не уступал в 30-40-е всем остальным биг бендам (включая оркестр Гудмена), хотя и не всегда превосходил их пышностью аранжировок и виртуозным блеском; для многих ведущих бендлидеров этого периода он оставался образцом (например, для Арти Шоу (Arty Shaw), Гленн Миллер (Glenn Miller), Гарри Джеймс (Garry James) и других). Вместе с тем, оркестр Дорси оказался одним из наиболее жизнеспособных, тогда как многие другие, в том числе биг бенды Гудмена, Джеймса, Картера, Тигардена к 1946 уже прекратили существование в связи с кризисом свинга. Ещё одна важная область творческих интересов Томми Дорси - популяризация биг бендовой разновидности буги-вуги в специфически свинговой интерпретации; он является одним из пионеров данного направления (биг-бенд-буги, буги-ин-свинг) наряду с Бобом Кросби (Bob Crosby) и Каунтом Бейси (Count Basie). Автор ряда композиций и аранжировок в духе буги-свинга. Одним из первых (среди белых руководителей оркестров) сделал неотъемлемой принадлежностью биг бенда сольные импровизации. Выступавших с ним вокалистов побуждал к введению элементов импровизации в исполнение, к применению скэт-техники, включал в репертуар отдельные номера с использованием искусственно сконструированных слоговых сочетаний комического характера (так называемые нонсенс-сонги). Работал с комбо - преимущественно в русле диксиленд-джаза (привнес в него принцип свингования). Как тромбонист, испытал влияние Мифф Моул (Miff Mole) постепенно выработал индивидуальную исполнительскую манеру - достаточно техничную и при этом отличающуюся особой элегантностью, изяществом мелодической пластики, чистотой интонации, мягким легатным звуковедением (в духе свит- и кул-саунда), пристрастием к высоким регистрам и к более подвижной, беглой игре в импровизации, а также почти полным отсутствием глиссандо и граул-эффектов (характерным для негритянских джазменов). В 30-е годы получил прозвище "сентиментальный джентльмен свинга". Оказал влияние на некоторых современных тромбонистов (в частности, на Урби Грина). Несмотря на свою популярность, если не говорить о его упрямой решительности в достижении целей, а иногда и о высокомерной самонадеянности, Дорси всегда был довольно сдержанным по поводу своих способностей как джазового исполнителя, хотя некоторые из его ранних записей демонстрируют, что он является одаренным музыкантом с сильным чувством стиля. Как и его брат, Томми Дорси был выдающимся исполнителем и установил для тромбона новые стандарты совершенства. Его плавная исполнительская манера идеально подходила для исполнения баллад и его соло часто являли собой достойный пример для подражания. Даже по сравнению с последующими поколениями выдающихся в техническом отношении исполнителей, лишь некоторых можно поставить с ним в один ряд, да и то они вряд ли бы превзошли его в той конкретной исполнительской области, в которой он блистал.
13:57