Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Teddy Wilson / Тедди Уилсон

Американский джазовый пианист.

Он был младшим сыном Джеймса и Пёрл Уилсон (James и Pearl Wilson). Оба родителя были преподавателями в школе и принадлежали к набирающему силы среди темнокожего населения среднему классу. Уилсон вырос в городке Talladega, куда его родители переехали в 1918, получив более престижное место преподавателей в Tuskegee College – одном из первых университетов для темнокожих. Отец Джеймс Уилсон был главой кафедры английского языка, а мама преподавала в старших классах.

Тэдди начал с изучения пианино, но уроки не пошли. Он попробовал скрипку, но обнаружил, что не может исполнить на ней ни одной мелодии. Вскоре Тэдди знакомится с одним пареньком, живущим в этом же квартале, который играл на пианино. Уилсону понравился его стиль игры и, вооружившись нотами и терпением, Тэдди закладывает основы своего собственного стиля. Не смотря на интерес к музыке, Уилсон нацеливается на работу в торговой отрасли, что было популярным в те времена. По окончании школы он получает образование типографщика, но к этому времени темнокожих не брали на работу в торговые сообщества, и Тэдди поступает в Talladega College для изучения музыкальной теории.

В 1926 неожиданно умирает его отец. В следующем году мать уезжает с детьми в Детройт на летние каникулы. Тэдди окунается в насыщенную музыкальную атмосферу большого города. Афиши танцзалов, как Greystone Ballroom, пестрили различными именами, включая популярный оркестр McKinney's Cotton Pickers. Тэдди и его брат Гас (Gus), тромбонист и аранжировщик, посетили практически все ночные клубы и танцзалы, где приобрели множество знакомств, что пригодилось им в дальнейшем. В 1929 Тэдди решает бросить учёбу, чем разбивает сердце матери. Но когда он сообщает ей, что сможет зарабатывать 50$ в неделю, если отправится в Детройт, она отпускает его. Даже его отец зарабатывал меньше, когда работал в университете.

Позднее Тэдди всегда с теплотой вспоминал время учёбы в колледже, отмечая, что полученные им знания помогли ему в последующей карьере. В течение нескольких месяцев Тэдди и Гас играют в местных клубах, а затем отправляются в Cincinnati, где присоединяются к оркестру Спида Уэбба (Speed Webb). Уэбб, родившийся в штате Индиана, работал на территории штатов Огайо и Индианы, и заработал большую известность благодаря участию в фильме с Этель Уотерс (Ethel Waters). Это был довольно сильный коллектив, в составе которого играли такие будущие звёзды, как Рой и Джо Элдриджи (Roy и Joe Eldridge), Вик Дикенсон (Vic Dickenson) и Тэд Бакнер (Ted Buckner).

В 1930 он покидает Уэбба и присоединяется к Милту Сениору (Milt Senior), обосновавшемуся в Toledo. Сениор, в своё время известный альт саксофонист в оркестре McKinney's Cotton Pickers, нуждался в пианисте, т.к. его пианист Арт Тэйтум (Art Tatum) нашёл более выгодную работу на радиостанции WLW и больше не мог гастролировать с оркестром. В этот период Уилсон попадает под сильное влияние Тэйтума и перенимает из его стиля всё, на что был способен. Два пианиста быстро становятся друзьями, вместе выступают во всех доступных заведениях, устраивают совместные дуэли-марафоны.

Логическим пунктом назначения для музыкантов, работавших на территории штатов Мичиган-Огайо, был Чикаго. Тэдди покидает оркестр Сениора спустя 6 недель, как только из Чикаго приходит приглашение. Уилсон быстро осваивается в Чикаго, работает с Кларенсом Муром (Clarence Moore), который руководит оркестром, выступающим в Grand Terrace, когда Ёрл Хайнс (Earl Hines) уезжает на гастроли. Также работает с Эрскином Тэйтом (Erskine Tate), Эдди Мэллори (Eddie Mallory) и Джимми Нуном (Jimmie Noone).

Когда в 1933 Луи Армстронг (Louis Armstrong) возвращается в Чикаго, имея на руках контракт с фирмой Victor, для него был собран оркестр под управлением Майка МакКендрика (Mike McKendrick). Они гастролируют в течение 3 месяцев и делают несколько записей. Тэдди вспоминал, что это был ужасный оркестр. Полон превосходных музыкантов, но чрезвычайно неорганизованный, так как все понимали, что они собраны здесь лишь аккомпанировать Армстронгу.

Бенни Картер (Benny Carter) впервые услышал Уилсона, когда тот делал аранжировки для МакКиннея. И когда в 1933 у Бенни появился шанс собрать свой биг бенд, он вместе со своим покровителем и спонсором Джоном Хаммондом (John Hammond) отправляются в Чикаго и убеждают Тэдди приехать в Нью-Йорк и сыграть в составе оркестра Картера. Записи, выпущенные под названием Chocolate Dandies, стали революционными. Некоторые композиции (касательно стиля игры фортепиано) можно смело отнести к бопу.

Уилсону удалось создать уникальный синтез трёх его любимых пианистов – Тэйтума, Хайнса и Уоллера. Оркестр Картера опередил своё время и поэтому выступал не часто. Уилсон находит дополнительную работу в популярной группе Уилли Браянта (Willie Bryant), который много выступает в танцзалах Гарлема и записывается на RCA Victor. Да и сам Картер вскоре начал сотрудничать с Браянтом.

Джон Хаммонд в начале 30-х был в самой гуще музыкального бизнеса. Он ездит по всей стране в поисках талантов, организовывает сессии звукозаписи для английского лейбла Parlophone и пишет множество публикаций о джазе. Для Тэдди он находит работу в Brunswick Records и Уилсон становится одним из самых занятых парней, работающих в студиях звукозаписи. Уилсон начинает серию записей ещё с одним открытием Хаммонда - молодой вокалисткой Билли Холидей (Billie Holiday). Результатом их совместного творчества становятся великолепные записи.

Уилсон мог выбирать для своих сессий лучших сайдменов из любого оркестра в Нью-Йорке. Он приглашает таких виртуозов, как Рой Элдридж (Roy Eldridge), Лестер Янг (Lester Young), Джонни Ходжес (Johnny Hodges), Бак Клэйтон (Buck Clayton) и Бенни Гудмен (Benny Goodman). С момента первого выпуска пластинки с их записями постоянно допечатываются. Другой вокалисткой, которой Уилсон часто аккомпанирует в студии, становится Милдред Бейли (Mildred Bailey). В 1935 она приглашает Уилсона на домашнюю вечеринку, на которой присутствует и Гудмен. Естественно начался джем сешн, и присутствовавший Джон Хаммонд был так впечатлён их музыкой, что немедленно организовал записи на Victor для трио Бенни Гудмена (Benny Goodman Trio), добавив Джина Крупа (Gene Krupa) на барабанах.

В следующем году Гудмен начинает выступления в Congress Hotel в Чикаго и по воскресеньям со своим трио даёт послеобеденный концерт, спонсируемый Hot Club of Chicago, который представляет публике одна из первых джазовых писательниц Хелен Окли (Helen Oakley). Трио становится таким популярным, что начинает выступать регулярно, и вскоре с приходом Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton) расширяется до квартета. Уилсон гастролирует с Гудменом целых три года.

Большинство биг бендов начинало своё существование тогда, когда пианисты, заработав себе громкие имена, решали уйти в свободное плавание. Так Гарри Джеймс (Harry James) и Джин Крупа (Gene Krupa) покинули Гудмена и собрали собственные оркестры. В 1939 Уилсон тоже уходит от Гудмена с намерением собрать свой биг бенд. Уилсон устанавливает высокие музыкальные стандарты, которые скорее препятствуют коммерческому успеху коллектива. Как и многие другие талантливые исполнители, он оказался не в состоянии руководить большим коллективом и оркестр, просуществовав около 18 месяцев и сделав несколько записей, распадается.

В этот же период Уилсон также начинает преподавать музыку.В его музыкальной школе работают ещё два учителя. Он даже делает серию записей под названием Школа для пианистов Тедди Уилсона (Teddy Wilson School for Pianists (переиздана на лейбле Mosaic)), на которых демонстрирует различные элементы джазового пианино. Также он собирает секстет, для которого устанавливает такие же высокие стандарты. К счастью, эта группа добивается необходимого для выживания уровня популярности и делает ряд превосходных записей. Коллектив держится на плаву около 6 лет и за это время в его составе играют и записываются Билл Колман (Bill Coleman), Эдмонд Холл (Edmond Hall), Рэмо Пальмиери (Remo Palmieri) и Чарли Шэйверс (Charlie Shavers).

В 1945 Уилсон вновь начинает преподавать, на этот раз на одном из факультетов Джуллиарда. Одним из его учеников становится Дик Хайман (Dick Hyman), один из ведущих пианистов на современной сцене традиционного джаза. Уилсон также начинает работать на радиостанциях, которые открыли свои двери темнокожим музыкантам в конце 40-х. Он работает на Seven Lively Arts - одной из местных радиостанций Нью-Йорка, затем несколько лет на CBS, где часто ведёт послеобеденные передачи.

В середине 50-х Уилсон практически постоянно находится на гастролях, работая в составе собственного трио, соло и в составе небольших групп, как, к примеру, the Gentlemen Of Swing, в составе которой он присоединился к Гарри Эдисону (Harry Edison) и Бенни Картеру (Benny Carter). Он делает ряд записей для Columbia.

К 60-м он выступает по всему миру. Он принимает участие во множестве мировых турне, включая поездку Гудмена в 1962 от Государственного департамента США в Россию, с продолжением в Польше и Югославии. Уилсон выступает и в составе местных коллективов по всему миру. У него сложились тёплые дружеские отношения с Dutch Swing College Band, с которым он совершил 4 турне.

Дискография Уилсона к 70-м включала записи в Копенгагене, Токио, Мюнхене, Нице и Лондоне. Он становится настоящей международной звездой джаза. Он продолжает работать до самого конца, выступая с Гудменом, Хэмптоном, Крупа, Бенни Картером (Benny Carter), Редом Норво (Red Norvo) и другими героями эры свинга; много работает в составе трио, в котором играют его сыновья Теодор (Theodore) на басу и Стивен (Steven) на ударных.

Тэдди Уилсон умирает 31 июля 1986 в своём доме в городе New Britain, Connecticut.

В истории существует лишь несколько артистов, остававшихся на вершине популярности так долго – Тэдди вошёл в состав всех звёзд джаза в начале 30-х с Армстронгом и Картером и оставался в числе лучших до самого конца. Хотя исполнительский стиль, принятый Уилсоном в ранние годы его карьеры, во многом находился под влиянием творчества Ёрла Хайнса (Earl Hines), к середине 30-х он обретает свой отличительный голос и становится заметным исполнителем.

Будучи от природы сдержанным музыкантом, Уилсон обладал стремительной техникой, а его соло были изысканно сбалансированы (последняя черта нашла отражение и в его личной манере вести себя) – всё это сделало его влиятельной фигурой в истории развития джазового пианино. Его непосредственное влияние наиболее заметно в работах Нэт Кинг Коула (Nat King Cole).

Исполнительский стиль Уилсона стал своеобразным мостом между пианистами эры свинга и бибоп пианистами. Он понимал и уважал новые формы джаза, но в то же время избегал внедрения новых элементов в свою музыку. То, что он аккомпанировал Билли Холидей (Billie Holiday) во время многих классических выступлений, стало важным фактором успеха певицы. Качество его исполнения, особенно в некоторых ранних сессиях, где талант Холидей был ещё не так отшлифован, становится для неё важным уроком, не смотря на кажущуюся простоту.

Превосходные аранжировки, которые помогают как солисту инструменталисту, так и вокалисту, демонстрируют его мастерство, в то время как его на первый взгляд пассивные облигато и сольные проходы добавили особые качества в эти незабываемые записи. Его выступления в составе трио и квартета Гудмена не менее важны – они стали блестящими интуитивными контрапунктами к игре лидера. Гудмен, известный своей бескомпромиссностью по отношению к качеству, не уставал расхваливать Уилсона за его манеру, что удивительно контрастировало с его обычным немного пренебрежительным отношением к другим не менее важным музыкантам.

Биг бенд Уилсона, несмотря на коммерческий провал, стал ещё одной музыкальной вехой в истории джаза, чья музыка до сих пор в состоянии взбудоражить слушателя, спустя несколько десятков лет после распада. Секстет начала 40-х, в составе которого в разное время играли такие звёзды, как Бенни Мортон (Benny Morton), Джимми Хамильтон (Jimmy Hamilton), Биг Сид Катлетт (Big Sid Catlett), Билл Колмен (Bill Coleman), Эмметт Берри (Emmett Berry), Слэм Стюарт (Slam Stewart) и Эдмонд Холл (Edmond Hall), стал ещё одной демонстрацией его нежной и до конца не высказанной музыкальности.

В числе важных записей последних лет можно назвать сессии с Лестером Янгом (Lester Young) и Роем Элдриджем (Roy Eldridge) в 1956, с Картером в Японии в 1980, и несколько выдающихся сольных работ. Будучи застенчивым и робким человеком, Уилсон не питал иллюзий по поводу музыкальной значимости своей фигуры. В последние годы жизни, когда один из репортёров спросил, кто был его любимым пианистом, Уилсон, обезоруживающе усмехнувшись, ответил: "Я".

13:57