Svend Asmussen / Свенд Асмуссен
Датский джазовый скрипач, известный как "Скрипач-викинг".
Виртуоз стиля свинг, он играл и записывался со многими другими джазовыми музыкантами, включая Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Бенни Гудмана (Benny Goodman) и Стефана Граппелли (Stephane Grappelli). Он выступал на сцене до 2010 года, а его карьера в целом длилась восемь десятилетий.
Асмуссен рос в музыкальной семье и начал брать уроки игры на скрипке в возрасте семи лет. В 16 лет он впервые услышал записи джазового скрипача Джо Венути (Joe Venuti) и начал подражать его стилю. В 17 лет он начал профессионально работать как скрипач, вибрафонист и певец, навсегда оставив свое формальное образование.
В начале своей карьеры он работал в Дании и на круизных судах. Позже на Асмуссена оказал большое влияние Стафф Смит (Stuff Smith), с которым он познакомился в Дании. В середине 30-х он играл с Кайем Ивенсом (Kai Ewens) и другими датскими музыкантами, делая записи и выступая по радио. Он также играл с приезжающими американскими звёздами, включая Жозефину Бейкер (Josephine Baker) и Фэтса Уоллера (Fats Waller). Асмуссен играл с Вальдемаром Эйбергом (Valdemar Eiberg) и Кьельдом Бонфилсом (Kjeld Bonfils) во время Второй мировой войны, в это время джаз перешёл в подполье и служил формой политического протеста.
В конце 1940-х и в начале 1950-х большинство его записей представляли собой популярные американские и британские песни, хотя среди них всегда были и джазовые композиции. В конце 1950-х годов Асмуссен создал трио Swe-Danes с певицей Алисой Бабс (Alice Babs) и гитаристом Ульриком Нойманном (Ulrik Neumann). Группа стала довольно успешной в Скандинавии благодаря своим развлечениям в стиле мюзик-холл, а также гастролировала в США.
Несмотря на то, что Гудмен первым обратил своё внимание на талант Асмуссена (Бенни пересёк Атлантику, чтобы лично пригласить Свенда в Штаты), именно более поздние записи с Джоном Льюисом (John Lewis) привлекли широко распространившееся внимание к таланту Асмуссена и в последующие годы он работал со многими артистами джаза, включая Стефана Граппелли (Stеphane Grappelli), Кенни Дрю (Kenny Drew), Эн.Эйч.О. Педерсена (Niels-Henning Оrsted Pedersen), Лайнела Хемптона (Lionel Hampton) и Баки Пицарелли (Bucky Pizzarelli).
Асмуссен также работал с Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton) и Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), который пригласил Свенда сыграть на его записи JAZZ VIOLIN SESSION в 1963 году со Стефаном Граппелли (Stéphane Grappelli) и Рэем Нэнсом (Ray Nance).
В 1966 году Асмуссен выступил вместе с Граппелли, Стаффом Смитом (Stuff Smith) и Жаном-Люком Понти (Jean-Luc Ponty) на джазовом скрипичном саммите в Швейцарии, который был издан в виде концертной записи. Он выступил на джазовом фестивале в Монтерее в 1967 году, где состоялся знаменитый скрипичный саммит с участием его, Рэя Нэнса (Ray Nance) и Жана-Люка Понти (Jean-Luc Ponty). В 1969 году он принял участие в записи альбома SNAKES IN A HOLE джаз-рок-группы Made in Sweden.
В течение 70-х и 80-х он продолжал записываться, появлялся на международных фестивалях и в 90-х всё ещё выступал на сцене. В возрасте 94 лет он по-прежнему активно играл на скрипке.
Асмуссен стал столетним юбиляром 28 февраля 2016 года. Он мирно скончался во сне 7 февраля 2017 года, всего за 3 недели до своего 101-го дня рождения.
Коллекция джазовой музыки, фотографий, плакатов и других материалов Асмуссена хранится в джазовой коллекции Университетской библиотеки Южной Дании. Сын Асмуссена, Клаус Асмуссен (Claus Asmussen), является гитаристом в Дании и бывшим участником группы Shu-Bi-Dua.