Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Steve Coleman / Стив Колмен

Американский джазовый саксофонист, композитор и бендлидер. Рос в окружении фанка, рока, соул и блюза в южной части Чикаго, что дало ему чувство ритма, которое он никогда не теряет. Он начинает с изучения скрипки в школе, но затем в возрасте четырнадцати лет переключается на альт саксофон. Его отец был большим поклонником джаза и в частности музыки Чарли Паркера (Charlie Parker), естественно направлял сына в сторону джаза. Но интересы молодого Колмена лежали немного в другом направлении, которого увлекала игра альт саксофониста Масео Паркера (Maceo Parker), игравшего в ту пору в группе Джеймса Брауна (James Brown). Спустя три года он всё же увлёкся музыкой Чарли Паркера (Charlie Parker), Сонни Роллинса (Sonny Rollins) и Джона Колтрейна (John Coltrane). В Illinois Wesleyan University он становится единственным представителем чёрной расы на факультете музыки и немного шокирует всех своим заявлением, что "приблизительно до 17 лет не был знаком ни с одним белым человеком". После двух лет учёбы в Wesleyan, Колмен переводится в Roosevelt University (Chicago Musical College), что позволяет ему окунуться в ночную музыкальную жизнь Чикаго. Вскоре он знакомится с чикагскими музыкантами Банки Грином (Bunky Green) и Фоном Фрименом (Von Freeman) - легендарным тенор саксофонистом и педагогом и в составе его группы изучает все рудименты бибопа. В 1978 он перебирается в Нью-Йорк, где входит в состав оркестра Мэла Льюиса-Тэда Джонса (Mel Lewis-Thad Jones Big Band), позже играет в оркестре Сесила Тейлора (Cecil Taylor Orchestra) и в группе Сэма Риверса (Sam Rivers) Winds Of Manhattan. В дальнейшем как сайдмен он участвует в записях таких известных фигур как Девид Мюррей (David Murray), Даг Хеммонд (Doug Hammond), Дейв Холланд (Dave Holland), Майк Брекер (Mike Brecker) и Эбби Линкольн (Abbey Lincoln). За первые четыре года проживания в Нью-Йорке, Колмен провёл достаточно много времени, выступая на улицах и в небольших барах. Его постоянным партнёром в этот период был трубач Грехем Хейнс (Graham Haynes), с которым и был впоследствии создан ансамбль Steve Coleman and Five Elements. Именно в этом составе в 1985 Колмен сформировал свою концепцию импровизации с использованием вложенных повторяющихся структур. Затем, найдя близких по духу музыкантов, среди которых была вокалистка Кассандра Уилсон (Cassandra Wilson), Гари Томас (Gary Thomas), пианистка Джери Аллен (Geri Allen), Робин Юбенкс (Robin Eubanks) и Грег Осби (Greg Osby), он возглавляет движение M-Base –целью которого была попытка интегрировать все формы чёрной музыки в новом вселенском стиле. Их музыка была чем-то в стиле Джона Колтрейна/Майкла Брекера (John Coltrane/Michael Brecker) с изворотливым, электрическим фанк-джазом с примесью музыки Телониуса Монка (Thelonious Monk) и теории гармолодикса. В свете этого проекта Колмен был назван обычным последователем идей Чарли Паркера (Charlie Parker) и посредственностью, которая сама себя превозносит. Он подписывает контракт с BMG собирает ещё три коллектива - Mystic Rhythm Society, Metrics и Council of Balance. Одновременно играет в инновационных трио и квартете Дейва Холленда (Dave Holland). Его работа в группе Холленда, в которой он исполнял прямолинейный боп, была с одобрением встречена критикой. В дальнейшем Колмен концентрируется в основном на исполнении собственной музыки, иногда выступает как сайдмен. В частности, с джаз-фанковым коллективом RH Factor Роя Харгрова (Roy Hargrove) и с тромбонистом Крейгом Харрисом (Craig Harris). И всё же и сам Колмен, и его экспериментальные попытки в рамках M-Base стали заметным явлением в среде чёрной музыки 1990-х.
20:19