Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Stanley Clarke / Стенли Кларк

Американский джазовый басист, известный как один из основателей одной из первых джаз фьюжн групп Return to Forever. Он автор музыки к кино и телефильмам. Мама пела в церковном хоре, дома любила исполнять отрывки из опер, и поощряла сына к изучению музыки. Кларк начинал с аккордеона, потом была скрипка, затем перешёл на виолончель. В тот день, когда в школьном оркестре распределяли инструменты, он немного опоздал, и контрабас был одним из немногих оставшихся свободных инструментов. Он начинает заниматься в Settlement Music School, пять лет обучаясь на классическом репертуаре. В старших классах он начинает использовать бас гитару, что позволило ему играть на вечеринках, имитируя музыку рок и поп групп, что нравилось девочкам. В числе повлиявших на него музыкантов в этот период он называет Рона Картера (Ron Carter) и Чарльза Мингуса (Charles Mingus). После окончания учёбы в школе, он поступает в Philadelphia Musical Academy, которую заканчивает с отличием. Свой первый музыкальный опыт он получает в группе, исполнявшей фанк. Вкус к исполнению джаза он почувствовал в 1968, начав играть в составе группы Хореса Сильвера (Horace Silver). В 1970 вместе с группой Сильвера он совершает шестимесячное турне по Штатам. В 1971 Кларк перебирается в Нью-Йорк. Его дебют в звукозаписи состоялся в группе Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller). Затем он выступает с Джо Хендерсоном (Joe Henderson) и недолго играет в группе Фароа Сандерса (Pharoah Sanders) Black Unity. В 1972 работает с Декстером Гордоном (Dexter Gordon), Стэном Гетцем (Stan Getz), а далее с Артом Блейки (Art Blakey), Гилом Эвансом (Gil Evans), Мэлом Льюисом (Mel Lewis) и Хорасом Сильвером (Horace Silver). Кларка уже называли легендой в его неполные 20 лет. О нём можно было услышать "король фанка", "бог низких частот". Он намеревался стать первым темнокожим музыкантом в Philadelphia Orchestra, но судьба распоряжается иначе, и он встречает пианиста Чика Кориа (Chick Corea), с которым создаёт джаз-фьюжн группу Return To Forever, в состав которой также входят Ленни Уайт (Lenny White) и Билл Коннорс (Bill Connors). Группа исполняет смесь джаза и рок музыки, и становится пионером этого направления, расширяя границы джаза, разрабатывая музыкальную эстетику джаз рока и устанавливая новые каноны в начале 1970-х. Как и Жако Пасториус (Jaco Pastorius), Кларк играет новую музыку, использует новую технику и придаёт бас гитаре новый статус. Бас гитара становится полностью солирующим инструментом, способным вести мелодическую линию и доминировать над другими инструментами, в отличие от ранее доступной участи быть частью ритм секции. В становлении новой роли бас гитары в музыке Кларку помогают Жако Пасториус (Jaco Pastorius), Пол МакКартни (Paul McCartney), Джек Брюс (Jack Bruce) и Лерри Грехем (Larry Graham). После выхода второго альбома группы Return to Forever LIGHT AS A FEATHER, Кларк получает приглашения от Билла Эванса (Bill Evans), Майлса Девиса (Miles Davis) и Рэйя Манзарека (Ray Manzarek) из группы The Doors, но Стенли остаётся в Return to Forever до 1977. Именно в этой группе Кларк получил огромную свободу и музыкальное пространство для своих сольных импровизаций. Любой из альбомов группы иллюстрирует утончённое взаимопонимание между музыкантами. Среди прочих два альбома коллектива получают статус золотых дисков. Несмотря на то, что Return To Forever использовала электроинструменты, Кларк поначалу играл исключительно на акустическом контрабасе. Как-то Кориа сказал ему: - Послушай. Мы электрическая группа и нам нужен электрический бас. Или ты сделаешь это, или тебе придётся уйти. Вскоре Кларк играл на бас гитаре также хорошо, как на своём родном контрабасе. Кларк, Кориа, Эл Ди Меола (Al Di Meola) и Ленни Уайт (Lenny White) сотрясли мир джаза, как Return To Forever. Были и другие участники этого проекта - это Флора Пьюрим (Flora Purim), Аирто Морейра (Airto Moreira) и барабанщик Стиви Гедд (Steve Gadd). Но жена Стива не отпускала его на гастроли, и поэтому квартетная версия группы стала более известной. -Наиболее тяжёлые условия для игры, - вспоминал Стенли, - были во время записи звуковой дорожки к фильму Лало Шифрина (Lalo Shifrin). Было много людей в студии и множество вещей делалось одновременно. И в таких условиях мы записывали музыку. Очень тяжело так играть. Потом фирма RTF организовала для нас выездной концерт в городе Gainsville, Florida. Я помню, как вышел на сцену для проверки, но порывы ветра уносили звук моего баса прочь. Моя акустика улетала со сцены и разбивалась на миллионы кусочков. Brown бас Кларка изображён на его первом сольном альбоме Stanley Clarke, выпущенном фирмой Nemperor Records в 1974. Кларку и его brown басу приписывают заслугу в открытии техники игры под названием slap, которую он впервые применил во время записи этого диска. "Многие думают, что это придумал я. Другие говорят, что это был Луи Джонсон (Louis Johnson) из группы Brothers Johnson. Но по-настоящему первым был Лерри Грехем (Larry Graham), игравший в Sly & The Family Stone и Graham Central Station. Он делал это не совсем так, как это делаю я, но именно у него я увидел это впервые и взял эту манеру именно у него". По-настоящему первым сольным альбомом Кларка был диск CHILDREN OF FOREVER. Продюсером записи выступил Чик Кориа (Chick Corea), который также сыграл на клавишных. В записи приняли участие гитарист Пэт Мартино (Pat Martino), ударник Ленни Уайт (Lenny White), флейтист Арт Уэбб (Art Webb) и вокалисты Энди Бэй (Andy Bey) и Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater). Кларк играл на контрабасе и бас гитаре. Диск вышел на Polydor в 1973. Во время одного из концертов британский гитарист Джефф Бек (Jeff Beck) исполнил композицию "Power" из второго альбома Кларка и это послужило поводом для их встречи. Они предпринимают совместные гастроли, и Бек участвует в создании нескольких последующих альбомов Кларка: MODERN MAN (1978), WANNA PLAY FOR YOU (1979), TIME EXPOSURE (1984). Гладкая исполнительская манера Кларка на диске JOURNEY TO LOVE (1975) отстоит на тысячи миль от той жёсткой полиритмии, которую он исполнял в группе Сандерса. Выход альбома SCHOOL DAYS (Epic, 1976) привлекает к Кларку огромное внимание публики и хвалебные отзывы критиков. На концертах поклонники просят исполнить заглавную композицию с диска с её запоминающимися рифами. В 1979 Кларк и музыканты, участвовавшие в записи SCHOOL DAYS, побывали на гастролях в Японии. В начале 1980-х Кларк гастролирует с Чиком Кориа (Chick Corea) и группой Return to Forever, затем работает с Бобби Лайлом (Bobby Lyle), Элиане Элиаш (Eliane Elias), Девидом Бенуа (David Benoit) и Мишелем Петруччиани (Michel Petrucciani). Много времени Кларк проводил и за пределами джаза. В 1979 Ронни Вуд (Ronnie Wood) из группы Rolling Stones собрал свой проект The New Barbarians, куда пригласил Кларка и другого участника "роллингов" Кита Ричардса (Keith Richards). Двумя годами позже началось партнёрство с Джорджем Дюком (George Duke), который тоже стал беглецом из акустического джаза. Познакомились они ещё в 1971 в Финляндии, когда Дюк играл в группе Кеннонболла Эддерли (Cannonball Adderley), а первые совместные записи сделали во время работы над альбомом Кларка JOURNEY TO LOVE. Кларк с Дюком представили аудитории невероятно виртуозные работы. Кларк обладал такой техникой, которая просто заставляла отвисать челюсти. Его слэппирующий стиль породил множество имитаторов, хотя ни один из них не имел такой скорости и не заслуживал такого доверия. В 1981 на фирме Epic совместно с Дюком они записывают диск под названием THE CLARKE/DUKE PROJECT, из которого композиция "Sweet Baby" попадает в двадцатку лучших. В 1990-х и 2000-х они воссоединялись для совместных турне. В 1988 Кларк и ударник Стюарт Коупленд (Stewart Copeland) из группы The Police вместе с вокалисткой и автором песен Деборой Холланд (Deborah Holland) создают группу Animal Logic. Коупленд участвует в записи альбома Кларка UP (Mack Avenue, 2014). В 1986 Кларк в одиночку предпринял сольное турне. Он выходил на сцену с бас гитарой и без аккомпанемента давал концерт. В 1987 его пригласили сделать подобное шоу на национальном ТВ в программе NBC Today Show. В 1991 он гастролирует в группе с Херби Хенкоком (Herbie Hancock) и Уэйном Шортером (Wayne Shorter). В 1998 создаёт коллектив Superband с Ленни Уайтом (Lenny White), Лерри Карлтоном (Larry Carlton) и Джеффом Лорбером (Jeff Lorber). В 2005 Кларк гастролирует с Trio! Вместе с банджоистом Белой Флек (Bela Fleck) и скрипачом Жан-Люком Понти (Jean-Luc Ponty). Ещё в 1995 Кларк работал с Понти в составе трио, куда входил гитарист Эл ДиМеола (Al Di Meola) и они записали альбом THE RITE OF STRINGS. Трио собралось снова в 2012, на этот раз с гитаристом Бирели Лагрене (Bireli Lagrene) и спустя два года сделали совместную запись D-STRINGZ (Impulse!, 2015). В 2008 вместе с басистами Маркусом Миллером (Marcus Miller) и Виктором Вутеном (Victor Wooten) Кларк создаёт суперпроект SMV, который делает запись альбома THUNDER. В 2009 выходит JAZZ IN THE GARDEN, на котором представлено Stanley Clarke Trio с пианисткой Хироми Уехарой (Hiromi Uehara) и ударником Ленни Уайтом (Lenny White). В следующем году он выпускает Stanley Clarke BAND, созданный при участии клавишника Руслана Сироты (Ruslan Sirota), пианистки Хироми (Hiromi) и ударника Рональда Брунера младшего (Ronald Bruner, Jr.). Кларк является автором музыки для многих телевизионных передач и кинофильмов. Его первая работа для Pee-wee's Playhouse получила номинацию на Emmy Award. Он писал музыку для фильмов Boyz n the Hood, Passenger 57 и What's Love Got to Do with It, телевизионных программ Lincoln Heights и Soul Food и для видео "Remember the Time" Майкла Джексона (Michael Jackson). В 2007 Кларк выпустил DVD NIGHT SCHOOL: AN EVENING OF Stanley Clarke AND FRIENDS, программу которого составила запись концерта, сделанная в Musicians' Institute в Голливуде в 2002. Кларк играл на акустическом и электрическом басу в компании гостей Стюарта Коупленда (Stewart Copeland), Ленни Уайта (Lenny White), Белы Флек (Bela Fleck), Шейлы И. (Shelia E.) и Патрис Рашен (Patrice Rushen). В 2010 Кларк становится основателем Roxboro Entertainment Group в Topanga, California. Лейбл был назван по имени школы, в которой он учился в 1960-х. Первой записью лейбла становится диск гитариста Ллойда Грегори (Lloyd Gregory) и композитора Кеннарда Ремси (Kennard Ramsey). В дальнейшем на лейбле издаются записи клавишницы Санни Паксон (Sunnie Paxson), пианистов Руслана Сироты (Ruslan Sirota) и Беки Гочиашвили (Beka Gochiashvili). Инструменты Один из своих контрабасов, Кларк купил на улице в Greenwich Village. Он был выпущен фирмой Alembic в 1972 и Стэнли назвал его 'brown' – коричневый бас. По подсчётам Кларка его brown бас объехал вокруг света приблизительно 15 раз. Он был во всех турне Return To Forever (1971-1976), в двух турне с Джефом Беком (Jeff Beck) (1978), с группой The New Barbarians (1979), в турне с Китом Ричардом (Keith Richard), Роном Вудом (Ron Wood), Джозефом Зигабу Моделисте (Joseph Zigaboo Modeliste) и, конечно, во многих воплощениях Stanley Clark Band. Кларк, конечно же, имел и другие инструменты: у него был и black бас, и cherry бас (тоже фирмы Alembic). Он также использовал и экспериментировал с другими инструментами. Первым из них был пикколо-бас, который появился во время работы над SCHOOL DAYS. Лютиер Карл Томпсон (Luthier Carl Thompson) сделал первый пикколо-бас по заказу Стэнли. Он имел такие же интервалы и шкалу, как и обычный бас, но он был на одну октаву выше. "Это была моя идея, - вспоминал Кларк. – Рон Картер (Ron Carter) тоже имел особый бас, сделанный для него". Затем последовал тенор-бас. Кларк и его контрабасы получили все возможные для басистов награды: премии Grammy, первые места в опросах критиков и читателей во всех джазовых изданиях, золотые и платиновые диски. В 1987 он получил две премии Grammy за альбом HIDEAWAY. Он был признан лучшим бас гитаристом журналом Jazziz по опросам читателей; был удостоен звания лучшего джаз музыканта года на Music Awards Show в Филадельфии. Бас идентичный brown басу с автографом Кларка и вещи, связанные с творчеством Стенли, хранятся в Hard Rock Cafe в Лос-Анджелесе и Новом Орлеане. Фирма Alembic выпустила партию таких же контрабасов, как и brown бас, которая распродалась с молниеносной быстротой. Менеджер Кларка - его жена Кэролайн (Caroline). У них есть сын Кристофер (Christopher). Он учится в High Orchestral School и тоже играет на басу. Иногда они играют дуэтом.
16:16