Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Stan Kenton / Стэн Кентон

Американский пианист, композитор, аранжировщик и руководитель оркестра, работавший как в джазе, так и области популярной музыки.

Свою карьеру он начал, играя на пианино в составе различных оркестров в основном на Западном побережье, включая коллективы Эверетта Хоагленда (Everett Hoagland) и Видо Муссо (Vido Musso). В 1941 Кентон решает сформировать свой собственный оркестр. Хотя ему приходилось частично следовать коммерческим запросам танцзалов того времени, оркестр Кентона, который он назвал 'Artistry In Rhythm', имел в своём составе мощнейшую секцию медных духовых и впечатляющие саксофонные голоса в отличие от многих других более ортодоксальных соперников. Оркестр смог завоевать большую популярность среди молодой части аудитории, которой нравилась их стремительная и громкая музыка.

До конца 1940-х популярность Кентона и его оркестра возрастает ещё больше, хотя другие коллективы фортуна не балует своим вниманием. В состав оркестра попадает целая плеяда восхитительных молодых джазовых музыкантов, среди которых Бадди Чилдерс (Вuddy Childers), Арт Пеппер (Art Pepper), Кай Уиндинг (Kai Winding), Шелли Манн (Shelly Manne), Боб Купер (Bob Cooper) и Лауриндо Алмейда (Laurindo Almeida). Среди аранжировщиков были сам Кентон, Джин Роланд (Gene Roland) и Пит Руголо (Pete Rugolo). Его вокалистами были Анита О'Дэй (Anita O'Day), Джун Кристи (June Christy) и Крис Коннор (Chris Connor).

В 1950-е Кентон доказал, что его энтузиазм нисколько не потускнел, а его оркестр насчитывал 43 музыканта. Он получает название "Инновации в современной музыке" ('Innovations In Modern Music'). В его составе вновь играют Пеппер и Манн, а в число новичков попадают Мэйнард Фергюссон (Maynard Ferguson) и Бад Шанк (Bud Shank). Немного сложные, квази-классические аранжировки Боба Грэттингера (Bob Graettinger) и других немного снижают уровень успеха, но в 1953 Кентон препринимает европейские гастроли и оркестр зарабатывает большую международную известность. Уменьшив количество музыкантов до более управляемого числа 19, его очередной оркестр "Новые концепции в артистизме в ритме" ('New Concepts In Artistry In Rhythm') продолжает выступать с концертами и записываться, используя аранжировки Роланда, Джерри Маллигена (Gerry Mulligan) и Джонни Ричардса (Johnny Richards).

Кентон никогда не боялся опробовать новые идеи и в 1960-х его новый состав "Новая эра в современной музыке" ('New Era In Modern Music'), состоящий из 23 музыкантов, имел в своём составе меллофониумы (mellophonium). Его следующий проект получает название 'Neophonic', в его составе становится на 5 исполнителей больше и Кентон испытывает судьбу попытками исполнять неоклассическую музыку.

В 1970-е он охватывает рок ритмы и выглядит так, как будто он может играть вечно. Однако, к 1977 его здоровье ухудшается. После госпитализации он вновь руководит своим оркестром до августа 1978, а через год умирает после долгой борьбы с алкоголизмом. Кентон смог привлечь в ряды поклонников джаза огромное количество слушателей, вероятно, больше, чем другие бендлидеры. Его творчество вызывало либо любовь, либо ненависть, но никого не оставляло равнодушным. По прошествии некоторого времени иногда трудно понять, почему было столько шума вокруг этого оркестра. Конечно, он не свинговал с изяществом оркестра, скажем, Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), но было бы неправильно заявлять (что делают некоторые критики), что Кентон вообще никогда не свинговал. Возможно, некоторые аранжировки были слишком монолитны для эффектных джазовых выступлений, но способности его ключевых солистов редко долгое время оставались под замком.

Оркестр Кентона замечателен и тем, что соединил вместе многих превосходных музыкантов и предоставил аранжировщикам полную свободу действий в экспериментировании с биг бенд концепциями, что допускали лишь некоторые другие бендлидеры. Как лидер, Кентон привнёс в джаз необузданный энтузиазм, который долгое время сохранялся после его ухода для изучения психологии - другой непреходящей страсти в его жизни.

Кентон был женат три раза. От первого брака с Вайолет Питерс (Violet Peters) у него родилась дочь Лесли (Leslie). В 2010 она выпустила книгу под названием "Love Affair: The Memoir of a Forbidden Father-Daughter Relationship", в которой заявила о том, что была неоднократно изнасилована своим отцом.

Несмотря на жестокое обращение, что привело её к попытке самоубийства в подростковом возрасте, она заявила, что всё равно любит своего отца, которого описала как человека "гениальной креативности, юмора и веселья". Она уверена, что отец страдал от психического расстройства, известного как диссоциативное расстройство личности, что привело к селективной амнезии.

Летом 1952, когда Лесли было всего 11 лет, во время гастролей его оркестра она жила вместе с отцом в одном отельном номере, Именно здесь произошло первое изнасилование. По её словам, он был смертельно пьян и просто не соображал, что делал.

Лесли, которая родилась в Калифорнии, покинула Соединённые Штаты, и поселилась в Лондоне. Когда в 1972 отец приехал в Лондон для записи шоу на ВВС, она рассказала ему обо всём. По её воспоминаниям, он стал бледным, как бумага, и сказал: "Всё, что я могу сказать – я очень сожалею. В тот период моей жизни я не знал, что происходит вокруг".

Второй женой известного бендлидера была джазовая певица Энн Ричардс (Ann Richards). Их сын Лэнс (Lance,) в 1978 был арестован по обвинению в попытке убийства после того, как подбросил змею в почтовый ящик одного из юристов. В 1981 Энн застрелилась, оставив двоих детей.

13:59