A.K. Salim / A.К. Салим
Американский джазовый композитор и аранжировщик.
При рождении Салим получил имя Альберт Аткинсон, но в 1940-х альт-саксофонист и кларнетист принял ислам и сменил своё имя.
Салим учился в школе DuSable High School вместе с Бенни Грином (Bennie Green), Дороти Донеган (Dorothy Donegan) и Джином Аммонсом (Gene Ammons) и играл на альт-саксофоне в группе Кинга Колакса (King Kolax) с 1938 по 1939 год, а затем работал с Джимми Рашелем (Jimmy Raschel) и Тайни Брэдшоу (Tiny Bradshaw).
Он прекратил играть после травмы челюсти в 1943 году и аранжировал музыку для биг-бэндов Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway), Джимми Лансефорда (Jimmy Lunceford), Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton) и Каунта Бейси (Count Basie), который записал его композицию "Normania" в 1949 году, а в 1952 году записал ее снова под названием "Blee Blop Blues". Салим умел сплетать мощные аккорды с множеством мелодических линий, которые развивались до свингующих крещендо. Он также мог писать с легким, лирическим прикосновением, предлагая пружинистые мелодии в обрамлении современных гармоний, создавая звук, который любили Куинси Джонс (Quincy Jones) и Джиджи Грайс (Gigi Gryce). Ему мог соответствовать, пожалуй, только Чико О'Фаррилл (Chico O'Farrill), так как Салим мог писать для джаз-бэндов так же легко и аутентично, как и для лучших оркестров латинского мамбо той эпохи.
Салим оставил музыку ради карьеры в сфере недвижимости с 1949 по 1956 год, но вернулся, чтобы писать и аранжировать латинский джаз для Тито Пуэнте (Tito Puente) (альбом PUENTE GOES JAZZ), Мачито (Machito) (альбом KENYA) - два важных альбома в развитии латино-джаза. В 1950-е годы он также делал аранжировки для Луи Беллсона (Louie Bellson), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и других.
Салим выпустил три альбома под своим руководством на Savoy Records в конце 1950-х годов и записал еще один альбом для Prestige Records в 1964 году.
Однако сегодня Салим остается во многом загадкой. Он занесен в оригинальную "Энциклопедию джаза", но в последующих томах его имя не встречается, как и в огромном "Словаре джаза" (New Grove Dictionary of Jazz). Последним известным альбомом Салима как лидера стал AFRO SOUL DRUM ORGY в 1964 году для Prestige. Если не считать загадочной заметки в "Энциклопедии джаза" о том, что в начале 1950-х Салим занимался недвижимостью, это практически все.
Известный в основном своими большими свингующими оркестрами, Салим выпустил пять альбомов с малыми группами в Savoy в 1957-1958 годах. Первой пластинкой был FLUTE SUITE, альбом, в котором участвовали Херби Манн (Herbie Mann) и Фрэнк Весс (Frank Wess). Дуэт записывался вместе всего три раза, и это была их первая встреча на высшем уровне. Если вы любите джазовую флейту, вы найдете результаты умными и приятными. К Вессу и Манну присоединились Джо Уайлдер (Joe Wilder) (труба), Фрэнк Рехак (Frank Rehak) (тромбон), Хэнк Джонс (Hank Jones) (фортепиано), Уэнделл Маршалл (Wendell Marshall) (бас) и Бобби Дональдсон (Bobby Donaldson) (ударные).
Салим - один из забытых великих аранжировщиков-композиторов 1950-х годов. Только Салим и Чико О'Фаррилл (Chico O'Farrill) могли убедительно и искусно писать как в джазовой, так и в латинской идиомах. Но на FLUTE SUITE мы слышим Салима, пишущего легкий джаз для малых групп, особенно в таких жемчужинах, как Pretty Baby и Lopin'. Уэсс и Манн никогда не звучали так хорошо.
Салим умер 1 января 2003 года в возрасте 80 лет.