Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Quincy Jones / Куинси Джонс

Американский продюсер звукозаписи, дирижёр, аранжировщик, композитор, музыкант мультиинструменталист, руководитель оркестра и кино продюсер, но также открыватель талантов и неутомимый пропагандист джаза. Куинси Джонс воистину гигантская фигура современного джаза, чья карьера в музыкальной индустрии охватывает более шести десятилетий, включая 80 номинаций на премию Grammy, обладателем которой он становился 27 раз, а в 1992 был удостоен награды Grammy Legend Award.

Джонс учился в музыкальном колледже Беркли. Он приобрёл известность в 50-х как джазовый аранжировщик и дирижёр, а в последствии благодаря работе в поп-музыке и создании музыки к фильмам. В 1969 Джонс и его соавтор по написанию песен Боб Рассел (Bob Russell) становятся первыми афроамериканцами, которые были номинированы на премию Оскар за лучшую оригинальную песню - за "The Eyes of Love" из фильма Universal Pictures "Banning". Джонс был также номинирован на премию Оскар за лучший оригинальный саундтрек к фильму "Cold Blood" 1967, что сделало его первым афроамериканцем, который был номинирован дважды в одном и том же году. В 1971 он становится первым афроамериканцем, который стал музыкальным директором и дирижёром церемонии вручения премии Оскар. В 1995 он был первым афроамериканцем, получившим академическую премию имени Жана Гершолта (Jean Hersholt Humanitarian Award).

Вместе с Майклом Джексоном Джонс был продюсером альбомов Джексона Off the Wall (1979), Thriller (1982) и Bad (1987), а также продюсером и дирижёром благотворительной песни 1985 "We Are the World", которая была создана и записана для сбора средства для жертв голода в Эфиопии.

В 2013 Джонс был включён в Зал славы рок-н-ролла как лауреат премии Ахмета Эртегана (Ahmet Ertegun), наряду с Лу Адлером (Lou Adler). Журнал "Time" назвал его одним из самых влиятельных джазовых музыкантов ХХ-го века.

Джонс родился в 1933 на южной окраине Чикаго в семье Куинси Делайт Джонса-старшего (Quincy Delight Jones Sr.) и Сары Фрэнсис (Sarah Frances) (урожденной Уэллс (Wells)). Его отец был полупрофессиональным бейсболистом и плотником из Кентукки. Его бабушка по отцовской линии была бывшей рабыней в Луисвилле. Джонсу удалось узнать, что его дед по отцовской линии был валлийского происхождения. Его семья переехала в Чикаго в рамках Великого переселения с юга. Его мать была сотрудником банка и управляющим жилым комплексом.

У Джонса был младший брат Ллойд (Lloyd), который стал инженером сиэтлской телевизионной станции KOMO-TV. Ллойд Джонс умер в 1998. С миром музыки Куинси Джонса познакомила мама, которая всегда пела религиозные песни, и его соседка Люси Джексон (Lucy Jackson). Когда Джонсу было пять или шесть лет, Джексон играла на пианино по соседству, а он слушал сквозь стены. Люси Джексон вспоминала, что через некоторое время Куинси так увлёкся пианино, что она, сколько ни пыталась, не могла оторвать его от инструмента.

 Когда мальчики ещё были маленькими, их мать начала страдать от шизофренического расстройства и была помещена в психиатрическую больницу. Отец Джонса развёлся и снова женился на Эльвире Джонс (Elvera Jones), у которой уже было трое собственных детей: Уэймонд (Waymond), который стал другом Куинси, Тереза (Theresa) и Кэтрин (Katherine). Более того, после переезда на северо-запад, у Эльвиры и Куинси старшего родилось ещё трое совместных детей: Джанетт (Jeanette), Марджи (Margie), и Ричард (Richard), который стал судьей в Сиэтле.

В 1943 Джонс и его семья переезжают в Бремертон, штат Вашингтон, где его отец устраивается на военную работу на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. После войны семья перебирается в Сиэтл, где Джонс посещает Garfield High School недалеко от своего дома. В средней школе он учится играть на трубе и развивает свои навыки аранжировщика. Среди его одноклассников был Чарльз Тейлор (Charles Taylor), который играл на саксофоне и чья мать, Эвелин Банди (Evelyn Bundy), была одним из первых лидеров общественного джаз бенда в Сиэтле. Джонс и Тейлор начинают играть вместе и в возрасте четырнадцати лет Джонс становится участником оркестра National Reserve. Джонс говорил, что он получил гораздо больше опыта в музыке благодаря тому, что рос в маленьком городе; в противном случае он столкнулся бы со слишком большой конкуренцией.

В четырнадцать лет Джонс познакомился с шестнадцатилетним музыкантом из Флориды по имени Рэй Чарльз (Ray Charles), после того, как увидел его выступление в Black Elks Club. Джонс называл Чарльза в числе источников музыкального вдохновения в течение карьеры, отмечая, что Чарльз смог преодолеть инвалидность (глаукомную слепоту) и достичь музыкальных вершин. Джонс всегда выражал благодарность своему отцу, который научил его относится со всей серьёзностью к тому, что делаешь, и его любящей силе, которая всегда связывала их семью. Джонс говорил, что у его отца была поговорка: "Если начал выполнять задание, никогда не уходи, пока оно не будет закончено. Будь-то работа большая или маленькая, делай её хорошо или не делай вообще".

В 1951 Джонс получает стипендию для учёбы в Seattle University, где молодой Клинт Иствуд (Clint Eastwood) - большой ценитель музыки – любил послушать, как он играет в студенческой группе. Через один семестр Джонс переходит в Berklee College of Music в Бостоне. Во время учёбы в Беркли он играет в Bar & Grille Иззи Орта (Izzy Ort) с Банни Кэмпбеллом (Bunny Campbell) и Престоном Сендифордом (Preston Sandiford), которые также оказали важное музыкальное влияние.

Он оставляет учёбу после того, как получает предложение отправится в турне в качестве трубача, аранжировщика и пианиста в группе Лайонела Хемптона (Lionel Hampton), что становится началом его профессиональной карьеры. С Хемптоном он посещает Европу в составе замечательного оркестра, в состав которого входили восходящая звёзда Клиффорд Браун (Clifford Brown), Арт Фармер (Art Farmer), Джиджи Грайс (Gigi Gryce) и Алан Доусон (Alan Dawson). Во время работы с Хемптоном ещё шире раскрывается его талант аранжировщика песен. Он перебирается в Нью-Йорк, где внештатно пишет аранжировки для Сары Воун (Sarah Vaughan), Дайны Вашингтон (Dinah Washington), Каунта Бейси (Count Basie), Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Джина Крупы (Gene Krupa) и своего друга Рэя Чарльза (Ray Charles).

В начале 1956 Джонс получает временную работу в CBS Stage Show, организованном Джимми и Томми Дорси (Jimmy Dorsey, Tommy Dorsey), который транслировался в прямом эфире из Studio 50 в Нью-Йорке. 28 января, 4, 11 и 18 февраля, а также 17 и 24 марта Джонс играет вторую трубу в студийной группе, которая аккомпанирует 21-летнему Элвису Пресли (Elvis Presley) во время его первых шести телевизионных выступлений. Пресли исполнил песню "Heartbreak Hotel", которая становится его первой записью № 1 и была названа журналом Billboard "Поп Записью Года". Вскоре после этого, Джонс становится трубачом и музыкальным директором в оркестре Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), с которым отправляется в тур по Ближнему Востоку и Южной Америке, организованный Информационным агентством США (United States Information Agency). Одним из результатов сотрудничества Джонса и Гиллеспи становится альбом WORLD STATESMAN (1956). Вернувшись, он подписывает контракт с ABC-Paramount, и начинает карьеру в качестве лидера своей группы. В 1957 он поселяется в Париже, где изучает композицию и теорию вместе с Надей Буланжер (Nadia Boulanger) и Оливье Мессианом (Olivier Messiaen), и выступает в парижском зале Olympia. Во Франции он работает музыкальным директором во французской звукозаписывающей компании Barclay и лицензиатом в фирме Mercury.

В течение 50-х Джонс гастролирует по Европе с несколькими джазовыми оркестрами. Как музыкальный руководитель джазового мюзикла Гарольда Арлена (Harold Arlen) "Free and Easy" он снова отправился в путь. Европейский тур завершился в Париже в феврале 1960. С музыкантами из шоу Арлена он формирует свой оркестр "The Jones Boys" с восемнадцатью музыкантами. В состав группы вошли контрабасист Эдди Джонс (Eddie Jones) и трубач Рональд Джонс (Reunald Jones). Группа гастролирует по Северной Америке и Европе, их концерты встречает восторженная аудитория и блестящие обзоры, но уровень доходов не позволяет удерживать вместе группу такого размера. Неумелое планирование бюджета приводит к экономической катастрофе; группа распадается, оставив Джонса в состоянии финансового кризиса.

"У нас был лучший джаз бенд на планете, и всё же мы буквально голодали. Именно тогда я понял, что есть музыка, и есть музыкальный бизнес. И для того, чтобы научиться выживать, я должен был узнать разницу между ними".

Ирвинг Грин (Irving Green), глава Mercury, помогает Джонсу получить личный заём и найти работу в качестве музыкального директора в нью-йоркском отделении компании. Он работает с Дагом Муди (Doug Moody), основателем Mystic Records.

В 1958 Куинси впервые работает с Френком Синатрой (Frank Sinatra) по приглашению принцессы Грейс для организации благотворительного концерта в Спортивном клубе Монако.

В 1961 Джонс был назначен вице-президентом американского подразделения Mercury, став первым афроамериканцем, занявшим эту должность. В том же году, по приглашению режиссёра Сиднея Люмета (Sidney Lumet), он пишет музыку к фильму "The Pawnbroker" (1964). Это был первый из его почти 40 основных фильмов. После успеха "The Pawnbroker" Джонс покидает Mercury и переезжает в Лос-Анджелес. После того, как в 1965 он пишет музыку к фильмам "Mirage" и "The Slender Thread", он начинает пользоваться постоянным спросом как композитор. В течение следующих семи лет его работы в фильмах включали "Walk, Don't Run", "The Deadly Affair", "In Cold Blood", "In the Heat of the Night", "Mackenna's Gold", "The Italian Job", "Bob & Carol & Ted & Alice", "Cactus Flower", "The Out-Of-Towners", "They Call Me MISTER Tibbs!", "The Anderson Tapes", "$ (Dollars)" и "The Getaway". Кроме того, он сочиняет композицию "The Streetbeater", которая становится основной музыкальной темой для телевизионного ситкома "Sanford and Son" с участием его близкого друга Редда Фокса (Redd Foxx), и темы для других телевизионных шоу, включая "Ironside", "Banacek", "The Bill Cosby Show", музыку к вступительному эпизоду "Roots", "Mad TV" и игровому шоу "Now You See It".

В 60-х Джонс работает аранжировщиком для Билли Экстайна (Billy Eckstine), Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Ширли Хорн (Shirley Horn), Пегги Ли (Peggy Lee), Наны Мускури (Nana Mouskouri), Френка Синатры (Frank Sinatra), Сары Воун (Sarah Vaughan) и Дины Вашингтон (Dinah Washington). В этот период выходят его сольные альбомы WALKING IN SPACE, GULA MATARI, SMACKWATER JACK, YOU'VE GOT IT BAD GIRL, BODY HEAT, MELLOW MADNESS и I HEARD THAT!!

Мелодия Джонса "Soul Bossa Nova" (1962), которая вошла в альбом BIG BAND BOSSA NOVA, была использована на чемпионате мира по футболу 1998.

В 1964 Синатра приглашает Джонса в качестве аранжировщика и дирижёра во время записи второго альбома Синатры с Каунтом Бейси (Count Basie) IT MIGHT AS WELL BE SWING. В июне 1965 Джонс создаёт аранжировки и дирижирует, когда Синатра, Сэмми Девис-младший (Sammy Davis, Jr.), Дин Мартин (Dean Martin) и Джонни Карсон (Johnny Carson) выступали с оркестром Бейси в Сент-Луисе, штат Миссури, во время мероприятия по сбору средств в пользу Dismas House. Событие транслировалось в кинотеатрах по всей стране и в конечном итоге было выпущено на VHS. Позже в том же году Джонс становится аранжировщиком / дирижером во время совместного выступления Синатры и Бейси в телешоу в The Hollywood Palace 16 октября 1965. Джонс также пишет аранжировки и руководит оркестром Бейси во время записи концертного альбома Синатры SINATRA AT THE SANDS в 1966.

В начале и середине шестидесятых Джонс продюсирует все четыре сингла (продавшиеся миллионными тиражами) для Лесли Гора (Lesley Gore), в том числе «"It's My Party" (Великобритания № 8; США № 1), продолжение "Judy's Turn to Cry" (США № 5), "She's a Fool" (также США № 5) в 1963 и "You Don't Own Me" (США № 2 в течение четырех недель в 1964). Он продолжает продюсировать для Гора до 1966, в том числе хиты Гринвича/Барри (Greenwich/Barry) "Look of Love" (США № 27 в 1965) и "Maybe I Know" (Великобритания № 20; США № 14 в 1964).

В 1974 Джонс дважды перенёс опасные для жизни аневризмы мозга и ему пришлось сократить график работ. Он решил провести некоторое время со своими друзьями и семьёй. Члены семьи и друзья опасались, что жизнь Джонса подходит к концу и начали планировать для него поминальную службу. Таким образом Джонсу удалось поприсутствовать на собственной службе вместе со своим неврологом на случай, если волнение захлестнёт его. Среди присутствовавших друзей-артистов были Ричард Прайор (Richard Pryor), Марвин Гэй (Marvin Gaye), Сара Воун (Sarah Vaughan) и Сидни Пуатье (Sidney Poitier). Но, к счастью, лечение прошло успешно и со временем он восстановил высокий уровень своей активности.

В 1975 он создаёт лейбл Qwest Productions, для которого аранжирует и продюсирует успешные альбомы Френка Синатры (Frank Sinatra) и других исполнителей. В 1978 он выпускает саундтрек к фильму "The Wiz", музыкальной адаптации "The Wizard of Oz", в которой снялись Майкл Джексон (Michael Jackson) и Диана Росс (Diana Ross). В 1982 он продюсирует самый продаваемый альбом в истории музыкальной индустрии THRILLER.

Его альбом 1981 THE DUDE включает хиты "Ai No Corrida" (римейк песни Чеза Янкеля (Chaz Jankel)), "Just Once" и "One Hundred Ways" в исполнении Джеймса Ингрема (James Ingram).

Джонс и Томас Ньюман (Thomas Newman) входят в число композиторов, наряду с Джоном Уильямсом (John Williams), писавших музыку для фильмов Спилберга.

В 1984 после девятнадцатилетнего перерыва Джонс вновь объединяется с Френком Синатрой (Frank Sinatra) для работы над альбомом L.A. IS MY LADY. Джонс сказал: "Синатра взял меня с собой на совершенно новую планету. Я работал с ним, пока он не умер в 1998. Он оставил мне своё кольцо. Я никогда не снимаю его. Теперь, когда я еду на Сицилию, мне не нужен паспорт. Я просто показываю своё кольцо".

Отмечая дебют Джонса в качестве кинопродюсера, "The Color Purple" получает 11 номинаций на Оскар в этом году. Кроме того, благодаря этой картине Джонс придал ускорение карьерам Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg) и Опры Уинфри (Oprah Winfrey), представив их зрителям во всём мире.

После церемонии вручения премии American Music Awards в 1985 Джонс использовал своё влияние и собрал в студии множество ведущих американских музыкантов того времени для записи песни "We Are the World", чтобы собрать деньги для жертв голода в Эфиопии. Многие были удивлены его способностью организовать подобную совместную работу, что сам Джонс объяснил очень просто - он прикрепил на входе табличку с надписью "Оставь своё эго за дверью". Он также сказал: "Мы не хотим делать запись для голодающих в смокингах", требуя от всех участников одеть в студию повседневную одежду.

В 1990 компания Quincy Jones Productions объединяется с Time Warner для создания Quincy Jones Entertainment. Компания подписывает соглашение с Warner Brothers на 10 картин и соглашение на два сериала с NBC Productions. Джонс продюсирует "The Fresh Prince of Bel-Air" (в котором начинал свою актёрскую карьеру Уилл Смит), "In the House" компании UPN и "Madtv" компании FOX, который выходил в течение 14 сезонов. В начале 90-х Джонс начал огромный, продолжительный проект под названием "Эволюция черной музыки" ("The Evolution of Black Music"). QJE начинает еженедельное ток-шоу с другом Джонса преподобным Джесси Джексоном (Jesse Jackson) в качестве ведущего.

Начиная с конца 70-х Джонс пытался убедить Майлса Девиса перезаписать некоторые композиции, которые он записал на нескольких классических альбомах 60-х, которые были аранжированы Гилом Эвансом (Gil Evans). Девис всегда отказывался, ссылаясь на желание избегать пересмотра прошлого. Но в 1991 Девис уступает. Несмотря на пневмонию, он соглашается исполнить часть своего старого материала на джазовом фестивале в Монтрё. Запись MILES & QUINCY LIVE AT MONTREUX становится его последним альбомом; он умер несколькими месяцами позже.

Летом 1991 Куинси принял участие в записи совместного альбома пианистки и вокалистки Ширли Хорн (Shirley Horn) и бельгийского исполнителя на хроматической гармонике Тутса Тильманса (Toots Tilemans). Альбом записывали в Париже и он вышел под названием FOR MY LADY.

В 1993 Джонс сотрудничает с Девидом Зальцманом (David Salzman) в создании концерта "An American Reunion", посвящённого инаугурации Билла Клинтона на пост президента Соединённых Штатов. В том же году Куинси меняет название своей компании на Quincy Jones / David Salzman Entertainment.

В 2001 Джонс публикует свою автобиографию "Q: The Autobiography of Quincy Jones". 31 июля 2007 он объединяет усилия с Wizzard Media, чтобы запустить Quincy Jones Video Podcast. В каждом эпизоде он делится своими знаниями и опытом в музыкальной индустрии. В первом эпизоде он снимается в студии, в которой была создана песня Селин Дион (Celine Dion) "I Knew I Loved You". Она вошла в трибьют-альбом, посвящённый Эннио Морриконе (Ennio Morricone) WE WE LOVE ENNIO MORRICONE.

Джонс помогает продюсировать альбом Аниты Холл (Anita Hall) SEND LOVE (2009). В 2013 он продюсирует альбом Эмили Беар (Emily Bear) DIVERSITY. В дальнейшем он продюсирует альбомы для Грейс (Grace), Джастина Кауфлина (Justin Kauflin), Альфредо Родригеса (Alfredo Rodríguez), Андреаса Варади (Andreas Varady), Никки Янофски (Nikki Yanofsky). Он также становится наставником Джейкоба Кольера (Jacob Collier).

В 2017 Джонс и французский продюсер Реза Акбарали (Reza Ackbaraly) запускают Qwest TV, первую в мире подписную услугу видео по запросу (SVOD) для джазовой и эклектичной музыки со всего мира. Платформа содержит избранные концерты, интервью, документальные фильмы и эксклюзивный, оригинальный контент в формате HD или 4K без рекламы.

Как исполнитель, Джонс обладает исключительным талантом. Его вклад как менеджера часто недооценивается джазовой аудиторией возможно из-за его манеры создавать спокойные, лёгкие и в то же время чрезвычайно сложные произведения. Это мнение не смогли изменить даже исключительно высокие оценки его работ с различными джазовыми артистами. Примером может служить его работы с Бейси.

Тем не менее с удивительной тонкостью ему удавалось соединить в одно целое элементы блюза и многие его производные с мейнстрим джазом. Его примеру последовали многие, но лишь некоторые смогли достичь того уровня мастерства и успеха, который он покорил. Документальный фильм "Listen Up: The Lives Of Quincy Jones" вышел в 1990, а пятью годами позже Джонс получает Гуманитарную Награду Джин Хершольт (Jean Hersholt Humanitarian Award) на церемонии вручения Academy Awards в Лос-Анджелесе. Это совпало с выходом альбома Q'S JOOK JOINT, в котором он вновь записал некоторые номера из своего экстраординарно разнообразного каталога, что стало своеобразным празднованием 50-й годовщины его деятельности в музыкальном бизнесе.

Джонс верит в астрологию. Что касается религии, то в интервью "Vulture", опубликованном в феврале 2018, он заявил, что верит в Бога, который противостоит любви к деньгам, но отвергает понятие загробной жизни; он отрицательно относится к католической церкви, полагая, что она основана на деньгах, "страхе, подозрениях и убийствах".

Джонс никогда не хотел получить права, ссылаясь на автомобильную аварию, в которую он попал в 14 лет.

В 1972 с помощью автора Алекса Хейли и исследователей мормонов в Солт-Лейк-Сити было обнаружено, что предком его матери был Джеймс Ланье, родственник поэта Сидни Ланье. Джонс сказал в интервью: "У него был ребёнок от моей прабабушки [рабыни], и моя бабушка родилась там [на плантации в Кентукки]. Мы проследили это до самого Ланье, той же семьи, что и Теннесси Уильямс". Узнав, что предки иммигрантов Ланье были французскими беженцами-гугенотами, среди которых были придворные музыканты, Джонс приписал им часть своей музыкальности. В интервью BBC 2009 года Джонс сказал, что Хейли также помог ему узнать, что его отец частично имел уэльских предков.

В 2006 в телевизионной программе PBS "African American Lives" Джонс проверил свою ДНК, а генеалоги снова исследовали историю его семьи. Его ДНК показала, что он в основном африканец, но также на 34% европеец по происхождению, по обе стороны его семьи. Исследования показали, что у него есть валлийская, английская, французская и итальянская родословная, а европейская родословная - в его прямой патрилинейной линии (Y DNA). Через свою прямую матрилинейную линию (mt DNA) он имеет западноафриканское / центральноафриканское происхождение от тикарского происхождения, людей, сосредоточенных в современном Камеруне. У него также есть европейское матрилинейное происхождение, такое как предки Ланье мужского пола. Среди его предков была Бетти Вашингтон Льюис (Betty Washington Lewis), сестра президента Джорджа Вашингтона (George Washington). Джонс также является прямым потомком Эдуарда I из Англии; Предки Эдварда включали в себя Рюрика, польскую, швейцарскую и французскую знать.

Джонс был женат три раза. Всего у него семеро детей от пяти разных женщин. В 1994 рэппер Тупак Шакур раскритиковал Джонса за отношения с белыми женщинами, что побудило дочь Джонса Рашиду написать в ответ откровенное открытое письмо, опубликованное в The Source. Сестра Рашиды Кидада установила романтические отношения с Шакуром и прожила с рэпером четыре месяца до момента его смерти.

17:28