Pharoah Sanders / Фароа Сандерс
Американский джазовый музыкант, саксофонист, флейтист, бенд-лидер. Один из самых энергичных представителей раннего фри-джаза. Обладатель премии GrAMMy. По мнению Орнетта Колмена (Ornette Coleman) "возможно, лучший тенор-саксофонист в мире". Прославился мощным звукоизвлечением, техникой мультифонии, передувания и флажолетов, владеет также техникой "звуковых пластов" (sheets of sound). Он построил свою карьеру на демонстрации полной звуковой палитры саксофона.
Известно высказывание Альберта Эйлера (Albert Ayler): "Колтрейн был Отцом, Фэроу — Сын, а я — Святой Дух". Сам Фэроу в определённый период развивал идею миссионерства, полагая, что "музыка — это проповедь мира и любви".
Его дедушка, школьный учитель, учил его математике и музыке. Его сёстры и мама пели в клубах и тоже учили Фаррелла игре на фортепиано. Параллельно будущий музыкант самостоятельно освоил ударные, кларнет, флейту, баритон трубу и тубу. Ко времени окончания школы Сандерс становится искусным исполнителем на нескольких инструментах, но свой выбор, в конечном счёте, он останавливает на тенор саксофоне. В 1959 Сандерс уезжает учиться в Окленд (Калифорния), где играет с Девью Редманом (Dewey Redman) и Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones). После работы в составе нескольких р-н-б групп он в 1962 перебирается в Нью-Йорк. Здесь Сандерс какое-то время был безработным и жил на улице, под лестницей. Сан Ра (Sun Ra) нашёл для него место проживания и купил ему новые зелёные брюки с жёлтыми полосками (которые Сандерс ненавидел, но вынужден был носить за неимением других). Именно Сан Ра (Sun Ra) предложил Сандерсу использовать имя 'Pharoah'. Со временем он становится частым музыкальным партнёром Дона Черри (Don Cherry), Альберта Эйлера (Albert Ayler) и других активистов "фри джазового" движения и некоторое время работает в Sun Ra Arkestra.
Начиная с 1965 в течение нескольких лет, он часто сотрудничает с Джоном Колтрейном (John Coltrane). Принимает участие в нескольких важных записях в период, когда Колтрэйн делает попытки расширить границы, которые он до этого установил своей музыкой. Сандерс принимает участие в записи альбома Колтрейна ASCENSION (записан в июне 1965), затем присутствует на их записи с двумя тенор саксофонами MEDITATIONS (записан в ноябре 1965). Игра Сандерса с Колтрейном отмечена жёстким тоном, который иногда переходит в рычание, иногда визжит, а в некоторых случаях ему удаётся создавать интригующие и где-то безрассудно смелые фразы.
В 1968 вместе с Сесилом Тэйлором (Cecil Taylor), Доном Черри (Don Cherry), Лерри Кориэллом (Larry Coryell) и Гато Барбиери (Gato Barbieri) он играет в составе Jazz Composer's Orchestra под руководством Майка Мантлера (Mike Mantler) и Карлы Блэй (Carla Bley). К тому же периоду относится его сотрудничество с ансамблем Элис Колтрейн (Alice Coltrane), на её альбоме JOURNEY IN SATCHIDANANDA. Наиболее коммерчески успешные диски Сандерса были записаны в конце 60-х - начале 70-х для лейбла Impulse Records. На альбоме Сандерса KARMA (1969) звучит вокал Леона Томаса (Leon Thomas) — впоследствии певец становится постоянным партнёром Фэроу. С 1969 по 1971 год с ними также записывались пианист Лонни Листон Смит (Lonnie Liston Smith) и басист Сэсил МакБи (Cecil McBee) на таких альбомах как JEWELS OF THOUGHT, IZIPHO ZAM, DEAF DUMB BLIND и THEMBI.
Несмотря на поддержку со стороны радиостанций, вариант фри джаза в исполнении Сандерса не пользуется популярностью. Многие из его записей периода 70-ых - 80-ых были любопытны и представляли собой неудачную смесь джаза, фьюжн, струнных и вокала, которая предлагала мило банальные призывы к миру и любви. Начиная с альбома BLACK UNITY (с басистом Стенли Кларком (Stanley Clarke) он делает попытки разнообразить свой звук. В конце 70-х и в 80-е Сандерс исследует различные музыкальные режимы, включая R'n'B (альбом LOVE WILL FIND A WAY), модальный джаз и хард боп.
В конце 80-ых он обращается к более традиционному инструментальному джазу и позже становится заметной фигурой на международных джазовых фестивалях, играя в стиле, который отражает чистое понимание бибопа и лишь изредка намекает на его раннее участие в развитии менее доступных подходов к принципам свободы в музыке.
В 1994 он путешествует по Марокко, с Биллом Ласуэллом (Bill Laswell) в качестве продюсера записывает альбом THE TRANCE OF SEVEN COLORS при участии гнауанского музыканта Махмуда Гуиниа (Mahmoud Guinia). В этом же году Сандерс появляется на диске the Red Hot Organization, STOLEN MOMENTS: RED HOT + COOL, в композиции "This is Madness" с Umar Bin Hassan и Abiodun Oyewole, и на бонус треке "The Creator Has A Master Plan (Trip hop Remix)". Журнал Time назвал диск "Альбомом Года". Далее Сандерс сотрудничает с Биллом Ласуэллом (Bill Laswell), Йяхом Уобблом (Jah Wobble) и другими во время работы над альбомами MESSAGE FROM HOME (1996) и SAVE OUR CHILDREN (1998). В 1999 в одном из интервью он высказал сожаление, что несмотря на его музыкальные заслуги, ему тяжело находить работу. В 1999 он появляется на нескольких альбомах Тижиджи Муноса (Tisziji Munoz), включавших также Рашида Али (Rashied Ali).
В 2000-х возрождение интереса к джазу позволило Сандерсу выступать на фестивалях, включая в 2007 Melbourne Jazz Festival и в 2008 Big Chill Festival, давать концерты и выпускать альбомы. У него появились сильные последователи в Японии, и в 2003 он записался с японским джазовым квартетом Sleep Walker (Masato Nakamura (sax), Hajime Yoshizawa (piano), Kiyoshi Ikeda (bass) и Tomokazu Sugimoto (bass)). В декабре 2003 они четыре дня выступали в Jazz Cafe в Лондоне. В 2004 Sleep Walker выпустили сингл "The Voyage", в котором представлен Фароа Сандерс (Pharoah Sanders). В августе 2006 Sleep Walker и Сандерс выступили на джазовом фестивале METAMORPHOSE.
Имя Фароа Сандерса в настоящее время представляет Addeo Music International, и совместно с United For Opportunity он создал презентационный альбом. Один из кураторов ATP Nightmare Before Christmas, Caribou в 2011 выбрал Сандерса для выступления на декабрьском фестивале в Minehead, England.