Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Pete Johnson / Пит Джонсон

Американский джазовый пианист.

Журналист Тони Рассел (Tony Russell) в своей книге "The Blues – From Robert Johnson to Robert Cray" написал, что "Джонсон разделял с другими участниками 'Boogie Woogie Trio' техническую виртуозность и мелодичную плодовитость, что позволяло ему не только создавать один из самых захватывающих из всех стилей фортепианной музыки, но и чувствовать себя более комфортно, чем Миди Люкс Льюис (Meade Lux Lewis) как в составе группы, так и в качестве концертмейстера, в отличие от Льюиса или Альберта Аммонса (Albert Ammons), он мог сиять, не затмевая вокалиста". Приятель-журналист Скотт Янов (Scott Yanow) из Allmusic добавил: "Джонсон был одним из трёх великих пианистов буги-вуги (наряду с Льюисом и Аммонсом), чья внезапная известность в конце 30-х помогла сделать стиль очень популярным".

Он воспитывался одной матерью после того, как отец оставил семью. В финансовом отношении всё было настолько плохо, что Пит был помещён в детский дом, когда ему исполнилось три года. Однако он так скучал по дому, что сбежал и вернулся домой. К 12 годам ему приходится искать работу, чтобы облегчить финансовое положение семьи. Он берётся за самую разную работу: на фабрике, в типографии и пробует себя как сапожник. Он бросает школу в пятом классе.

Музыкальную карьеру Джонсон начинает в 1922 в качестве барабанщика в Канзас-Сити. Параллельно с ударными изучает игру на фортепиано. Первый опыт игры на клавишах он получает ещё в церкви, когда мальчиком работал носильщиком воды в строительной компании.

С 1926 по 1938 он работает пианистом, часто в компании с Биг Джо Тернером (Big Joe Turner), сотрудничество с которым продлилось вплоть до его смерти. В 1936 вездесущий Джон Хаммонд (John Hammond) привозит Джонсона и Тернера в Нью-Йорк, где они выступают в клубе Famous Door. Двумя годами позже в 1938 Джонсон принимает участие в одном из концертов Хаммонда Spirituals To Swing в Carnegie Hall. После этого шоу популярность стиля буги-вуги взлетает до небес. В этот период Джонсон работает в местных клубах, гастролирует и записывается с Тернером, Миди Люкс Льюис (Meade Lux Lewis) и Альбертом Аммонсом (Albert Ammons). Льюис, Аммонс и Джонсон появляются в короткометражном фильме "Boogie-Woogie Dream" в 1941.

Песня "Roll 'Em Pete" (сочинённая Джонсоном и Тернером) представила вокал Тернера и самого Джонсона на фортепиано, стала одной из первых рок-н-ролльных записей. Другим самоссылочным названием была песня "Johnson and Turner Blues". В 1949 он пишет и записывает "Rocket 88 Boogie", который вдохновил Айка Тернера (Ike Turner) в 1951 на создание хита "Rocket 88".

За три дня января 1946 Джонсон записывает ранний концептуальный альбом HOUSE RENT PARTY, в котором он играет как один, предположительно в новом пустом доме, так и в компании Джей Си Хиггинботема (J. C. Higginbotham), Джей Си Хёрда (J. C. Heard) и других исполнителей Канзас Сити. Каждый из артистов исполнил сингл под аккомпанемент Джонсона, и затем вся группа вместе сыграла джем-сейшн. На этом альбоме Джонсон продемонстрировал своё значительное мастерство контроля страйд фортепиано и умение работать с группой.

В ночном клубе, расположеном по соседству с Ниагарским водопадом, фортепиано находилось на платформе, возвышавшейся  над баром, и Джонсон, чтобы добраться до инструмента, должен был подниматься по лестнице.

В 1950 году он переезжает в Буффало. В результате несчастного случая он теряет часть пальца и становится частично парализован из-за перенесённого инсульта. В этот период он сталкивается с некоторыми проблемами со здоровьем и испытывает финансовые затруднения. В период с января по октябрь 1953 он работает в компании, занимающейся мойкой грузовиков, а по выходным для пополнения бюджета выступает в трио, которое играет в Bamboo Room в Буффало.

Следующий 1954 приносит Джонсону ещё большие испытания. Ему приходится мыть машины в морге за 25 долларов в неделю. Однако в июле он находит работу в Сент-Луисе в Forest Park Hotel, где в течение шести недель играет на пианино в Circus Snack Bar. По субботам после обеда его выступления транслируются по радио в рамках программы под названием "Saturday at the Chase". Кроме того, 20 июля и 1 августа частным образом были сделаны записи на паре домашних вечеринок, устроенных в доме его близкого друга Билла Аткинсона (Bill Atkinson).

В течение следующих четырёх лет ситуация оставалась несколько безрадостной, за исключением трёх выступлений в 1955 в Berkshire Music Barn в Леноксе, штат Массачусетс. В 1958 он продолжает записываться и гастролирует по Европе в составе ансамбля Jazz at the Philharmonic, несмотря на то, что он не очень хорошо себя чувствовал. Находясь в Европе, он получает приглашение выступить на джазовом фестивале в Ньюпорте, что он делает по возвращении в Штаты вместе с Биг Джо Тернером (Big Joe Turner), Чаком Берри (Chuck Berry) и Биг Мэйбел (Big Maybelle). Джонсон был превосходным блюзовым и буги-вуги пианистом, и всегда было приятно послушать его громогласную левую руку. Его стабильный исполнительский рост можно чётко проследить на записях с Тернером, где его великолепные соло помогают певцу сделать лучшие работы.

В августе Джонсон проходит медицинский осмотр, который выявил слабое состояние сердца, а также диабет. Вскоре последовало несколько ударов, что приводит к полной потере подвижности в обеих руках. Спустя четыре года после этой серии ударов он остаётся инвалидом и начинает терять зрение. Журнал Jazz Report проводит серию аукционов записей по сбору денег для Джонсона. В 1964 его давний знакомый корреспондент Ханс Маурер (Hans Maurer) опубликовал "The Pete Johnson Story". Все доходы от продаж были отданы Джонсону. После того, как в июне 1964 в журнале "Blues Unlimited" появилась статья, в которой подробно рассказывалось о трудностях Джонсона в получении авторских гонораров, от мелких компаний, не считая лейблы Blue Note и Victor. В июне Джонсон был принят в члены ASCAP, что в итоге обеспечило получение некоторых гонораров на регулярной основе.

В 1960 он возвращается к работе в студиях и не показывается на публике вплоть до января 1967, когда он срывает бурные аплодисменты во время концерта в Carnegie Hall в честь 30-ой годовщины Spirituals To Swing. С помощью ведущего концерта Либерсона, который представил Джонсона как одного из участников первого концерта Spirituals to Swing и величайшего буги-вуги пианиста, он вышел на сцену и поклонился публике. Его старый соратник Джо Тернер (Big Joe Turner) объявил знаменитую композицию "Roll 'Em Pete" и посвятил её Джонсону, который собрался было покинуть сцену. Но вдруг Джонсон передумал, занял место за роялем вместе с Рэем Браянтом (Ray Bryant) и начал перебирать клавиши. Постепенно Браянт начал исполнять партию левой басовой руки и Джонсон, поначалу неуверенно и шатко, продемонстрировал, что музыка всё ещё жива в нём.

Возможно, это выступление было далеко от идеала, но в данных обстоятельствах это был глубоко эмоциональный момент. Это было его восьмое и последнее участие в этом проекте. Важность этого концерта возрастает ещё и потому, что это было последнее выступление музыканта. Пит Джонсон скончался два месяца спустя в больнице Мейер, Буффало, Нью-Йорк в возрасте 62 лет.

20:43