Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Paul Desmond / Пол Дезмонд

Американский джазовый альт-саксофонист и композитор. Сын Ширли Кинг (Shirley в девичестве King) и Эмиля Арона Брайтенфельда (Emil Aron Breitenfeld). Его отец был из еврейской семьи с корнями из Богемии и Австрии, его мать была католичкой; хотя в течение жизни Дезмонд отмечал, что не уверен в отцовском происхождении. Свой псевдоним "Дезмонд" он позаимствовал из телефонного справочника. Отец будущего саксофониста был пианистом, органистом и композитором, подрабатывающим тапёром в кинотеатрах и делавшим аранжировки для различных музыкальных компаний. Мама была психически нестабильна, и поэтому Полу пришлось переехать и жить у родственников в Нью-Йорке. Первый музыкальный опыт он получил в начальной школе в New Rochelle. Ему позволили поиграть на ксилофоне (или маримбе), и он позже отметил, что это было занятие, которое ему очень понравилось. В 1936 он вернулся в Сан-Франциско и сначала был отправлен учиться игре на скрипке. Однако вскоре отец посоветовал 12-летнему музыканту сменить скрипку на кларнет. В политехнической школе Сан-Франциско, где учился Пол, он играет в джазовом оркестре и исполняет обязанности редактора общешкольной газеты. Во время учёбы в государственном колледже Сан-Франциско он начал играть на альт саксофоне. Во время учёбы в колледже он решил сменить фамилию на Дезмонд, заявив (с присущим ему ироничным чувством юмора), что Брайтенфельд звучит как-то очень по-ирландски. В 1943 Дезмонда призывают в армию, и он попадает в армейский оркестр сухопутных войск на базе Presidio в Сан-Франциско. Здесь он знакомится с тенор саксофонистом Дейвом Ван Крейдтом (Dave Van Kreidt), который представил его сослуживцу, игравшему на фортепиано по имени Дейв Брубек (Dave Brubeck). Брубек проходил пробы в музыкальный коллектив 253-й армии, в которой служил Дезмонд. После прослушивания Брубека, в отличие от Дезмонда, отправили на фронт. Позже, на радиопередаче "Piano Jazz", Дезмонд рассказал ведущей Мариан МакПартланд (Marian McPartland), что был поражён аккордовыми последовательностями, которые Брубек использовал во время прослушивания в армейский коллектив. В армии Дезмонд проводит три года, но, к счастью, его подразделение не попадает на фронт. После армии Дезмонд продолжил обучение в университете Сан-Франциско и вновь встречается Брубеком, который учился в Mills College в Oakland. Дезмонд входит в состав октета Брубека, который исполняет музыку с сильным упором на европейские классические элементы. Так как найти постоянную работу экспериментальному коллективу было крайне сложно, группу пришлось распустить. Дейв Брубек (Dave Brubeck) начал выступать со своим трио в Geary Cellar в Сан-Франциско, где Пол часто присоединялся к нему. Позднее они выступали в студенческом заведении Bandbox рядом с Palo Alto в Калифорнии. Дезмонд вскоре пригласил Брубека в свой состав, но урезал наполовину его жалование, а после выступлений в городке Graeagle в отеле The Feather River Inn вообще заменил его. Затем Пол отправился выступать в близлежащий город Reno. В 1950 Дезмонд уехал в Нью-Йорк, где играл на альт-саксофоне и кларнете в группе Джека Фина (Jack Fina), но после того, как услышал игру Брубека по радио, вернулся в Калифорнию. Интересна история второй встречи Брубека с Дезмондом. Брубек, который к тому времени уже женился и имел троих детей, был обижен на Дезмонда из-за предыдущего опыта работы с ним. Дэйв сказал своей жене Айоле (Iola), чтобы и ноги Дезмонда не было на пороге их дома. Тем не менее, Дезмонд всё-таки пришёл к ним в дом в тот момент, когда Дэйв занимался стиркой вещей своих маленьких детей на заднем дворе. Вероятно, если бы весь мир начал умолять Брубека взять Дезмонда к себе в состав, он бы ни за что не согласился. Но когда Пол предложил Дэйву стать сиделкой для его детей, Брубек смягчился и дал согласие на участие Дезмонда в своём коллективе. После согласия Брубека во второй раз принять Дезмонда в свою группу музыкантами был подписан контракт, согласно которому Дэйв мог в любой момент уволить Пола. Этот контракт закрепил за Брубеком статус лидера группы, в то время как Дезмонд получал 20 % от всех гонораров квартета, в состав которого также вошли басист Рон Кротти (Ron Crotty) и ударник Ллойд Девис (Lloyd Davis). Так в 1951 году началась история оригинального квартета Дэйва Брубека, который просуществовал до декабря 1967 года. Квартет был особенно популярен в студенческой среде, чему в немалой степени послужили многочисленные выступления на университетских концертных площадках. Некоторые из этих выступлений выходили самостоятельными концертными дисками, такими, как JAZZ AT OBERLIN (1953), JAZZ AT THE COLLEGE OF THE PACIFIC (1953) с Джо Доджем (Joe Dodge) на ударных. После шумного успеха этих дисков фирма Columbia предлагает квартету контракт. Первый альбом, выпущенный на Columbia, получил название JAZZ GOES TO COLLEGE. В него вошли записи, сделанные во время выступлений в университетах Мичигана, Цинциннати и снова в колледже Оберлина. Альбом имел оглушительный успех. В ноябре 1954 портрет Брубека появляется на обложке журнала Time, который называет его самым интересным новым джазовым исполнителем. Понятно, что и Дэзмонд оказывается в лучах этой славы и всеамериканской известности. Состав группы Брубека в эти годы работы с Columbia включал Нормана Бейтса (Norman Bates) или Боба Бейтса (Bob Bates) на басу и Джо Доджа (Joe Dodge) на ударных. В 1958 в составе квартета произошли перемены, когда Джо Морелло (Joe Morello) сел за барабаны, а место басиста занял Юджин Райт (Eugene Wright). Именно с приходом Морелло квартет начал эксперименты с различными временными размерами. В 1959 группа выпустила TIME OUT - один из самых успешных дисков в истории джаза. Группа отошла от стандартного в джазе размера 4/4. Все семь композиций альбома были исполнены в необычных размерах, однако сохранили джазовое чувство свинга. Все композиции написал Брубек, за исключением "Take Five", автором которой стал Дезмонд. Композиция становится настолько популярной, что попадает в чарты поп музыки, а диск продаётся тиражом более миллиона экземпляров и становится первым платиновым диском в джазе. У Брубека и Дезмонда была договорённость, что Пол не будет играть или записываться с другими пианистами. Это привело к серии незабываемых записей с гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall) и баритон саксофонистом Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan). Многие друзья и критики сходятся во мнении, что свои лучшие работы Дезмонд создал вне группы Брубека. В частности, необходимо отметить два альбома с Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan): BLUES IN TIME и более зрелый TWO OF A MIND, который записывался в три приёма летом 1962. Парадокс, но эта великолепная работа осталась незамеченной как критиками, так и публикой. Причиной этому стала эпидемия боса новы, охватившая мир джаза именно летом 1962. Продюсеры, дистрибьюторы, фирмы грамзаписи кроме боса новы не хотели ничего слышать. И этот шедевр просто утонул в волне бразильской музыки. Позднее этот альбом был переиздан фирмой RCA и сразу же обрёл статус джазовой классики. Группа продолжала своё существование до 1967, когда музыкальные интересы Брубека сместились от выступлений к написанию музыки, и он распустил коллектив. Дезмонд тоже решил отдохнуть и принялся за написание юморных мемуаров о своих годах, проведённых на дороге в квартете Дейва Брубека (Dave Brubeck). Книга получила название "А сколько вас в квартете?" ("How Many of You Are There in the Quartet?") – этот вопрос часто задавали стюардессы в самолётах. К сожалению, книга так и не была издана, потому что, как он объяснил: "Я мог писать только на берегу моря, и в своей печатной машинке держал песок". На самом деле закончить работу над книгой Дезмонду помешали любовь к женскому полу и злоупотребление алкоголем, чего нельзя услышать в его кристально чистой, идеально контролируемой игре на инструменте. Дезмонд вернулся к выступлениям в июне 1969 с Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan) на джазовом фестивале в Новом Орлеане. Выступление получило положительные отзывы среди критиков и зрителей. Позже, в 1974, Дезмонд и Маллиген выступали вместе во время концертов тура Дэйва Брубека "Two Generations of Brubeck". Аккомпанировали им сыновья Брубека: Крис Брубек (Chris Brubeck), Дэн Брубек (Dan Brubeck) и Дариус Брубек (Darius Brubeck). В отличие от Брубека, у Маллигена было гораздо больше общего с Дезмондом. У них были общие интересы, тонкое чувство юмора, и оба имели бесконечное число различных привязанностей в жизни. В личной жизни Дэйв Брубек и его семья были очень близки с Полом Дезмондом, несмотря на то, что два музыканта были абсолютно разными людьми. Дариус Брубек вспоминал, что до самых школьных лет считал Дезмонда своим родным дядей. Особенно близок Дезмонду был сын Брубека Майкл. Именно ему Пол оставил после смерти свой саксофон. Дезмонд не вступал в продолжительные отношения с женщинами, не был женат и не имел детей, в отличие от Брубека, который был главой религиозной семьи и никогда не изменял своей жене, несмотря на плотный концертный график. В конце 60-х - начале 70-х Дезмонд иногда появляется в песнях дуэта Саймон и Гарфанкел (Simon And Garfunkel) и на альбомах, выпущенных лейблом Крида Тейлора (Creed Taylor) CTI Records. В 70-х Дезмонд широко гастролирует по миру. Выступает со своим ансамблем в европейских странах, Японии, Австралии, Канаде. После некоторого затишья в 1971 Пол был приглашён гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall) для выступлений в знаменитом клубе "Half Note" в Нью-Йорке. С присущим ему чувством юмора Пол заметил, что согласился на это приглашение лишь потому, что он живёт неподалёку. Дуэт успешно выступал в клубе, часто делая записи. Заслуживают внимания пять работ с Джимом Холлом (Jim Hall): EAST OF THE SUN, BOSSA ANTIGUA, GLAD TO BE UNHAPPY, TAKE TEN, EASY LIVING, которые лейбл Mosaic Records переиздал в великолепно упакованном наборе. В конце 1971 он выступает с Modern Jazz Quartet на рождественском концерте в нью-йоркском Town Hall. Благодаря Джиму Холлу (Jim Hall) Дезмонд знакомится с гитаристом Эдом Бикертом (Ed Bickert) и создаёт Paul Desmond Quartet. Идеальным примером игры квартета стал альбом PURE DESMOND, вышедший в 1975, и представил Дезмонда, Бикерта, басиста Рона Картера (Ron Carter) и ударника Конни Кея (Connie Kay). Также был записан концертный альбом в клубе Basin Street в Торонто, который включает композицию "Wendy" – прекрасный пример мастерства Дезмонда в последний период его карьеры. В 1976 Дезмонд и Брубек объединились снова для турне. Публика была в восторге. Они сыграли 25 концертов за 25 дней, концертируя по городам США на автобусе. Но турне пришлось прервать из-за ухудшившегося зрения Джо Морелло (Joe Morello). В середине 70-х годов Пол Дезмонд принял участие в записи альбомов Чета Бейкера (Chet Baker). Среди них SHE WAS TOO GOOD TO ME (1974), YOU CAN’T GO HOME AGAIN (1977), THE BEST THING FOR YOU (1977). В 1976 доктор ставит неутешительный диагноз - рак лёгких. Дезмонд отвечал шуткой: "Я всего лишь ходил с опухшими ногами. Хорошо, что хоть печень ещё здорова. Безупречна, одна из величайших печёнок нашего времени. Омывалась виски Dewars и, тем не менее, полна здоровья". Последнее выступление Дезмонда на публике состоялось 4 февраля 1977 с Брубеком в Lincoln Center. Его игра была принята публикой с восторгом, но он был настолько слаб, что не смог выйти на бис. В мае следующего года его не стало. Он останется в истории джаза, как один из грамотнейших и забавнейших джазменов. В своём завещании он указал, чтобы все поступления от композиции "Take Five" перечислялись организации "Красный Крест". Тело Дезмонда было кремировано, а прах развеян. Дезмонд был одним из ярчайших представителей тенденций стиля кул, основным представителем которого стал Ли Кониц (Lee Konitz), последовавший в свою очередь за такими предвестниками как Лестер Янг (Lester Young), Бенни Картер (Benny Carter). Дезмон испытывал некоторое влияние Ли Коница (Lee Konitz), но в большей степени был самодостаточным музыкантом. Его чистый тон и текучие изобретательные соло, в которые он часто вплетал остроумные цитаты из других композиций, сделали его одним из наиболее оригинальных и выдающихся голосов современного джаза. Имея удивительное чувство юмора, он однажды заметил, что хочет сделать свой саксофон "звучащим, как сухое мартини" и требовал наградить его призом как "наиболее медленного альт саксофониста мира". В действительности же, его прозрачный тон и расслабленный, плавный стиль требовали безупречного чувства структуры исполняемой композиции и молниеносных рефлексов мастера импровизаций.
13:57