Paco de Lucia / Пако де Лусия
Испанский виртуоз фламенко гитары, композитор и продюсер.
Ведущий представитель стиля новое фламенко, помогший распространению стиля фламенко в Испании, и ставший одним из первых гитаристов фламенко, которому удалось гармонично вписаться в другие жанры, как классика и джаз. Ричард Чепмэн (Richard Chapman) и Эрик Клэптон (Eric Clapton), авторы "Guitar: Music, History, Players", описывали де Лусию как "титаническую фигуру в мире фламенко гитары", а Деннис Костер (Dennis Koster), автор "Guitar Atlas, Flamenco" определил де Лусию как "одного из величайших гитаристов в истории".
Изучать нотную грамоту начал лишь в возрасте 44 лет. С начала 80-х был участником трио гитаристов, в которое также вошли Джон Маклафлин (John McLaughlin) и Эл Ди Меола (Al Di Meola). Критики говорили об удивительной манере игры де Лусии: он соединял современную музыку с фламенко и бразильскими ритмами. Оказал влияние на творчество многих других исполнителей в стиле фламенко и нуэво фламенко (Томатито (Tomatito), Висенте Амиго (Vicente Amigo), Эль Ниньё де Пура (El Niño de Pura) и др.
Сценическое имя «Пако де Лусия» артист выбрал в честь своей матери Лусии Гомес (исп. Lucía Gómez).
Пако де Лусия – гитарист фламенко номер один. В одном из интервью он заявил, что 90% своей жизни уделяет гитаре. Как любого гениального музыканта, Пако нужно не только слушать, но и видеть. С гитарой он находится в отношениях сложных и до конца зрителем не осознаваемых. Де Лусия нашёл синтез современной музыки с манерой игры фламенко и бразильскими ритмами.
Пако де Лусия был младшим из пяти детей в семье гитариста фламенко Антонио Санчеса Песино и португалки Лусии Гомес. Среди его братьев также гитарист фламенко Рамон де Альхесирас и певец фламенко Пепе де Лусия. В юности он играл на улицах Альхесираса, в это же время взял сценический псевдоним Пако де Лусия, в честь своей матери. Его отец Антонио начал обучать Пако игре на гитаре с раннего возраста и с пяти лет заставлял его заниматься каждый день по 12 часов, чтобы быть уверенным, что тот добьётся успеха как профессиональный музыкант. Одно время он даже не ходил в школу, поскольку отец хотел, чтобы он посвящал время совершенствованию игры на гитаре.
В интервью 2012 года де Лусия сказал, что научился играть на гитаре как ребёнок учится говорить. Гитарист и биограф Донн Порен и продюсер Хосе Торрегроса сравнивали взаимоотношение Пако и его отца с взаимоотношением Амадея Моцарта и Леопольда Моцарта, поскольку оба отца сделали из своих сыновей музыкантов мирового класса, и оба продолжали оказывать на них влияние даже после того, как они добились успеха. Пако говорил: "Если бы я не родился в доме своего отца, то был бы никем. Я не верю в спонтанную гениальность". Его брат Рамон боготворил Ниньо Рикардо (Niño Ricardo) и научил Пако его сложным фальcетам, которые давались тому легко, и он стал изменять и украшать их как ему нравилось. Поначалу это злило Рамона, поскольку он считал работы Рикардо священными, и что его брат просто хочет покрасоваться. Позднее, однако, Рамон начал испытывать большое уважение к Пако, поскольку начал понимать глубину его таланта.
Рикардо оказал на Пако большое влияние; по словам Пако, все мальчишки пытались научиться у него и подражали ему. В 1958, в возрасте 11 лет, состоялось первое публичное выступление Пако на Радио Альхесирас. В этом же году он впервые встретился с Сабикасом (Sabicas) в Малаге. Годом позже он завоевал специальный приз на конкурсе артистов фламенко (Festival Concurso International Flamenco de Jerez de la Frontera).
В возрасте 14 лет Пако сделал первую запись со своим братом Пепе, LOS CHIQUITOS DE ALGECIRAS (KIDS OF ALGECIRAS). В начале 60-х де Лусия гастролировал с фламенко труппой танцора Хосе Греко (José Greco). В Нью-Йорке в 1963 он во второй раз встретился с Сабикасом и в первый раз с Марио Эскудеро (Mario Escudero), оба впоследствии стали учителями де Лусии и его близкими друзьями. Они посоветовали ему начать работу над собственным материалом, чем он и начал заниматься.
В 1964 он встретил гитариста Рикардо Модрего (Ricardo Modrego), с которым записал три альбома: DOS GUITARRAS FLAMENCAS (1964), 12 CANCIONES DE GARCÍA LORCA PARA GUITARRA и 12 ÉXITOS PARA 2 GUITARRAS FLAMENCAS (1965). Его первые альбомы были исполнены в традиционном жанре фламенко, он также записывал такие классические композиции как "Malagueña". В 1966 он снова гастролировал с Жосе Греко (José Greco) и записал ÍMPETU, булерию, написанную Марио Эскудеро (Mario Escudero), для своего дебютного соло альбома LA FABULOSA GUITARRA DE PACO DE LUCÍA.
В 1967 он посетил Фестиваль джаза в Берлине. По словам Герхарда Клингенштейна (Gerhard Klingenstein) джазовые музыканты (Телониус Монк (Thelonious Monk), Майлс Дейвис (Miles Davis) сильно повлияли на де Лусию, пробудили в нём интерес к джазу и это влияние сохранилось с ним на всю жизнь. В конце 60-х де Лусия гастролировал по Европе с группой под названием Festival Flamenco Gitano и встретил других талантливых музыкантов фламенко, включая певца Камарона де ла Исла (Camarón de la Isla), с которым он часто сотрудничал с 1968 по 1977. Вместе они записали десять альбомов и добились значительного успеха.
Ричард Нидель (Richard Nidel) говорил, что это сотрудничество оказалось ключевым в истории фламенко в последней четверти двадцатого века. В это время организаторы концертов начали делать де Лусии выгодные предложения, от которых он отказывался, поскольку предпочитал выступать в компании с другими музыкантами, включая его брата Рамона и де ла Ислу. Вместе с Рамоном он записал несколько альбомов, включая CANCIONES ANDALUZAS PARA 2 GUITARRAS (1967), DOS GUITARRAS FLAMENCAS EN AMÉRICA LATINA (1967), FANTASÍA FLAMENCA DE PACO DE LUCÍA (1969) и 12 HITS PARA 2 GUITARRAS FLAMENCAS Y ORQUESTA DE CUERDA (1969).
Они также повстречали Эстебана Санлукара (Esteban Sanlucar) в Буэнос Айресе и Хуана Серрано (Juan Serrano) в Детройте, а в течение 1970 проводили значительное время в Нью-Йорке, где сблизились с Сабикасом (Sabicas) и Марио Эскудеро (Mario Escudero). Де Лусия сыграл яркую роль мексиканского гитариста в вестерне 1971 "Hannie Caulder". В этом же году он выпустил альбом EL MUNDO DEL FLAMENCO, включавшую версию булерии "Ímpetu" Марио Эскудеро. Guitar International отметил его агрессивный подход к исполнению "Ímpetu". В этот период Эскудеро оказывал важное влияние на де Лусию, вдохновляя его исследовать новые возможности фламенко.
Тогда же он начал работать с продюсером Жосе Торрегросой (José Torregrosa). Его альбом 1972 EL DUENDE FLAMENCO DE PACO DE LUCÍA в обществе фламенко приняли как революционный. В течение 70-х де Лусия продолжал выпускать инновационные альбомы, играя в нетипичном для фламенко стиле с влиянием джаза. Его следующий альбом FUENTE Y CAUDAL включал композиции "Solera", "Cepa Andaluza", а также "Entre dos aguas", ставшей, возможно, самой известной его композицией. "Entre dos aguas" являлась румбой, с использованием бонго и электрического баса. Название (между двух вод) отсылает к его родине Альхесирасу, где встречаются Средиземное море и Атлантика. Альбом также включал другие композиции, названные в честь мест Андалусии, эту традицию де Лусия продолжал и в последующих альбомах.
FUENTE Y CAUDAL стала самой продаваемой испанской записью в течение нескольких месяцев, после чего де Лусия и Торрегроса (José Torregrosa) поняли, что использование дополнительных инструментов и менее традиционного подхода к фламенко оказалось более популярным среди публики. Раннее влияние традиционных музыкантов стало менее значимым, в то время как де Лусия включал элементы джаза и других стилей, создавая свой собственный уникальный стиль. 18 февраля 1975 года де Лусия стал первым исполнителем фламенко, выступившим в Королевском театре в Мадриде. Вместе со своим братом Рамоном они отыграли программу перед достаточно молодой аудиторией. Запись позднее была выпущена под названием EN VIVO DESDE EL TEATRO REAL.
Его альбом 1976 ALMORAIMA получил широкий успех и включал композиции "Almoraima" и "Río Ancho". Альбом имел значительное влияние арабской музыки и джаза, в особенности в титульной композиции. Его нестандартный и современный подход к исполнению фламенко сделал из него к этому времени большую звезду в Европе, и в особенности в его родной Испании.
В 1977 де Лусия женился на дочери генерала Валера - Касильде Валера (Casilda Varela). У них родилось трое детей. В этом же году он выпустил последний альбом с Камароном де ла Ислой CASTILLO DE ARENA, тексты к композициям были написаны Антонио Санчесом (Antonio Sánchez), за исключением булерии "Samara", написанной вместе с де ла Ислой.
В течение следующих 15 лет де Лусия не выпускал релизы с вокалом. По его мнению, человеческий голос имеет естественные ограничения, и он предпочитал исследовать возможности инструментальных композиций. Помимо этого, интенсивный график ограничивал его возможности делать записи с певцами. Он много выступает в США и Европе в этот период, что ещё больше увеличивает его популярность за пределами Испании. Он встречает множество музыкантов, исполнявших латину, джаз и это продолжает оказывать влияние на развитие де Лусия как исполнителя "Nuevo flamenco".
Он начинает проявлять повышенный интерес к джаз фьюжн и джаз року, и в 1977 выступает с Карлосом Сантаной (Carlos Santana) на арене для боя с быками Plaza de toros de las Arenas в Барселоне. Его приглашает Эл Ди Меола (Al Di Meola) для записи композиции "Mediterranean Sundance" в альбоме ELEGANT GYPSY. Несмотря на рост интереса к фламенко в целом и к игре де Лусия в частности, произведённые выходом альбома, критики из лагеря традиционалистов фламенко не одобрили эту композицию, считая, что она формирует у публики неверное представление о музыке фламенко.
Ди Меола заявил, что критикам не о чём беспокоится и что Пако "не покидал границ фламенко, но лишь расширил их". В 1978 Пако и его братья записали INTERPRETA A MANUEL DE FALLA - своё видение классических композиций Мануэла де Фалла (Manuel de Falla). В 1979 де Лусия вместе с Джоном Маклафлином (John McLaughlin) и Ларри Кориеллом (Larry Coryell) сформировали гитарное трио, в составе которого совершили гастрольную поездку по Европе, позднее выпустив концертную видеозапись MEETING OF THE SPIRITS, сделанную в лондонском Royal Albert Hall. Порен (Pohren) отметил, что решение де Лусия работать с такими музыкантами, как МакЛафлдин, Ди Меола, Кориэлл и Чик Кориа (Chick Corea) должно быть стало "будоражащим и стимулирующим" опытом для него, учитывая их технические музыкальные знания и умение импровизировать, и что они уводили его "так далеко, что временами он должно быть был смущён настолько глубоко, что рисковал потерять свою музыкальную идентичность".
Относительно этого де Лусия сказал в одном из интервью в конце 90-х: "Я никогда не терял связей с моими корнями в своей музыке, потому что в таком случае я бы потерял себя. Что я пытался сделать, так это, удерживая одну руку на традициях, другой рукой поскрести, покопаться в других местах, пытаясь найти что-то новенькое, что я мог бы привнести во фламенко". Гитарное трио продолжало гастролировать в 1980.
Де Лусия начал жаловаться на головные боли и боли в спине во время выступлений, что мешало ему импровизировать и следовать за широкими познаниями МакЛафлина и Кориэлла в джазовой импровизации. Пако признавался: "Некоторые предполагали, что они учились у меня, но я могу сказать, что это мне приходилось учиться у них. Я никогда не изучал музыку и не способен изучать гармонию, поскольку не обладаю должной дисциплиной. Игра с МакЛафлином и Кориэллом позволяла делать это".
В 1981 Кориэлла заменил Ди Меола и гитарное трио выпустило самую успешную запись FRIDAY NIGHT IN SAN FRANCISCO, продавшуюся тиражом более миллиона экзепляров и породившей значительный интерес к музыке фламенко в Америке и Европе. На альбоме присутствовала расширенная версия комбинации "Mediterranean Sundance" и "Río Ancho", ставшей наиболее узнаваемой композицией трио.
В 1981 де Лусия также сформировал Секстет Пако де Лусии, включавший его братьев Рамона и Пепе, и выпустил первый из трёх альбомов. 30 августа 1981 де Лусия выступил соло на St. Goarshausen в Германии, где исполнил Monasterio de Sal и Montino в числе других и позднее выступил с The Guitar Trio. Событие транслировалось по национальному телеканалу WDR.
В 1982 году Пако сыграл несколько концертов с джазовым пианистом Чиком Кориа (Chick Corea). Кориа оказывал значительное влияние на него в течение 80-х, вместе с Маклафлином они адаптировали его композицию "Spain", которую несколько раз исполняли в середине и конце 80-х. Также в 1982 вышел сборник композиций LA GUITARRA DE ORO DE PACO DE LUCÍA, включавший его ранние записи с Рикардом Модрего (Ricardo Modrego) и две сигурии — форма фламенко, которая не присутствовала в его записях с 1972.
В 1983 трио выпустило PASSION, GRACE & FIRE, а де Лусия сыграл роль в фильмe Carmen и был номинирован на премию BAFTA за лучшую музыку. В течение 80-х он написал музыку ещё к нескольким фильмам, включая The Hit, к которому он написал саундтрек с Эриком Клэптоном при участии Роджера Уотерса, и Монтойя и Тарано, за которую он получил премию Гойя. На своём альбоме LIVE... ONE SUMMER NIGHT (1984), де Лусия не только играл на гитаре, но исполнил обязанности продюсера.
Пако де Лусия снялся в нескольких документальных фильмах и телевизионных шоу, а также был судьёй на 1984 Biena в Севилье.
К середине 80-х секстет и трио перестали выступать вместе, хотя де Лусия вместе с Маклафлином продолжили гастролировать по Европе как дуэт. В интервью 1986 для журнала Down Beat Ди Меола сказал, что причиной распада стало то, что основой их выступления были основаны на желании заводить публику демонстрацией выдающейся виртуозности исполнения, а со временем у них просто закончились приёмы, которыми можно было бы удивить публику. Ди Меола отметил, что музыка всё больше становилась слишком "дикой и сумасшедшей" и что лично ему хотелось исследовать более спокойную сторону музыки, что также ощущал и Пако, который сказал, что он больше предпочитает "контролировать экспрессию, чем скорость".
В мае 1986 он выступил на рок фестивале Centro de Bellas Artes, в котором также приняли участие гитарист Ёрл Клу (Earl Klugh), группа Spyro Gyra и флейтист Дэйв Валентин (Dave Valentin). В 1987 де Лусия впервые выступил в Советском Союзе, и вернулся к своим корням выпуском чрезвычайно успешного альбома SIROCO. Этот диск часто называют его лучшей работой и одним из величайших альбомов музыки фламенко всех времён. После этого Пако ещё три раза приезжал в Россию (последний раз в 2013), выступал в Москве, Санкт-Петербурге и Калуге. Его композиции "La Cañada" (заглавная тема), танго "La Barrosa" и "Gloria al Niño Ricardo" привлекли широчайшее внимание и рассматриваются как ярчайшие образцы классики современного фламенко. Композиции из этого альбома стали основой многих последующих выступлений, которые он часто начинал с темы "La Cañada".
В 1989 де Лусия отказался выступить на арене для боя быков в Севилье с Пласидо Доминго (Plácido Domingo) и Хулио Иглесиасом (Julio Iglesias).
Несмотря на то, что секстет распался в 1986, в 1990 они вновь собрались, чтобы записать потрясающий арабо-фламенко-джазовый альбом ZYRYAB вместе с джазовым пианистом Чиком Кориа (Chick Corea) и виртуозным гитаристом фламенко Маноло Санлукаром (Manolo Sanlúcar). Альбом был назван в честь Зирияба, поэта и музыканта 8-9 веков, которому приписывают ввоз в Испанию персидской лютни, позднее эволюционировавшей в испанскую гитару и, по некоторым источникам, основателя фламенко. Одна из композиций была посвящена Сабикасу (Sabicas). Альбом получил хорошие отзывы критики.
До момента, когда в 1991 его попросили исполнить Concierto de Aranjuez Хоакина Родриго (Joaquín Rodrigo), де Лусия не был искусен в чтении нотных записей. Как и многие другие музыканты фламенко, де Лусия играл по памяти и не привык читать музыку с нотного листа, поэтому ему пришлось выучить партии к концерту наизусть. Его выступление с оркестром под управлением дирижёра Эдмонда Коломера (Edmon Colomer) было оценено чрезвычайно высоко.
В 1992 он выступил с концертом в рамках Seville Expo '92, а годом позже дал концерт в Plaza Mayor в Мадриде, исполнив "La Barrosa". В 1995 совместно с Брайяном Адамсом (Bryan Adams) записал хит "Have You Ever Really Loved A Woman", которая вошла в саундтрек к фильму Don Juan DeMarco, и снялся в клипе к этой песне.
В 1996 его первый золотой альбом ANTOLOGÍA продержался испанском top 20 16 недель, продавшись тиражом более 65,000 копий. В 1997 де Лусия выступил на шоу, посвящённом памяти убитого испанского политика Мигеля Ангела Бланко (Miguel Angel Blanco). В концерте приняли участие такие исполнители как Хулио Иглесиас (Julio Iglesias) и Los Del Rio.
В 1998 он продюсировал и выпустил альбом LUZIA, посвящённую его матери. Работа стала зрелым заявлением талантливого артиста. Пять лет де Лусия прожил на Юкатане в Мексике, заявив, что очень устал от гастрольной жизни по 6-8 месяцев в году, когда ему приходилось жить в отелях и вставать на рассвете.
В 2003 он вернулся в родную Испанию, но дом в Мексике остался, и де Лусия с семьёй регулярно отдыхал в нём. В 2004 он гастролировал по США и Канаде с фламенко вокалисткой Ла Таной (La Tana), но в дальнейшем сильно сократил количество выступлений на публике. Де Лусия давал лишь несколько концертов в год, обычно в Испании и Германии, в летние месяцы выступал на европейских фестивалях. В 2003 свет увидел INTEGRAL – лимитированный набор из 26 дисков и сборник POR DESCUBRIR.
В 2004 де Лусия выпускает COSITAS BUENAS с Хавьером Лимоном (Javier Limón). Диск вышел на лейбле Blue Thumb Records подразделении Universal Music Spain S.L и удостоен премии Latin GrAMMy Award в номинации Лучший альбом фламенко 2004 года. В этом же году году де Лусия был награждён Премией принца Астурийского за вклад в искусство.
В 2005 де Лусия был номинирован как продюсер года на церемонии вручения Latin Grammy за "Tu, Ven a Mi" в исполнении певицы La Tana. 23 марта 2007 университет города Кадиз (University of Cadiz) в знак признания огромного музыкального и культурного вклада де Лусия присвоил ему звание Doctor Honoris Causa.
В 2010 он был награждён почётной докторской степенью от Berklee College of Music в Бостоне и выступил на фестивале в Монтрё (Montreux Festival). Интересным фактом является то, что де Лусия иногда выбирает для своих выступлений страны, где он обычно никогда не выступал. Так, к примеру, в 2006 и 2010 он выступал в Хорватии в городке Pula, а в 2013 посетил с концертами Турцию, Марокко и Тунис. 31 июля принял участие в 49-м Carthage International Festival, выступив в Roman Theatre.
Последние годы Пако де Лусия жил в Мексике. Скончался 25 февраля 2014 на пляже в мексиканском Канкуне.
Причиной смерти музыканта стал сердечный приступ. Он был похоронен в Algeciras, Andalusia. Посмертно был награждён Latin Grammy Award в номинации Альбом года за диск CANCIÓN ANDALUZA на церемонии 2014 года.
Одно из нововведений Пако де Лусия заключалось в том, что он не пошёл по пути наименьшего сопротивления и стал играть арпеджио и пассажи, извлекая практически каждый звук пальцами правой рукой. Это стало самым сильным моментом в его технике - отдельные звуки в пассажах "сыпятся" из гитары как сухой горох в пустую кастрюлю - звучат чётко, не сливаясь даже на феноменально высокой скорости. Пако играл пальцами (с не очень длинными ногтями) так же чётко и быстро, как и его коллеги-виртуозы, игравшие медиатором.