Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Omar Sosa / Омар Соса

Американский джазовый музыкант, композитор, пианист, неоднократный номинант на премию Grammy.

Он вырос в Камагуэй на Кубе, где с восьми лет в школе изучал игру на маримбе. Затем в стенах престижной Escuela Nacional de Musica в Гаване он пересел за фортепиано. В 1993 он перебирается в Quito, Ecuador, где создаёт ансамбль Jazz Folk Fusion. Затем наступает испанский период – чудесный остров Пальма де Мальорка. Соса смог наконец свободно путешествовать без особого надзора со стороны кастровских "деятелей культуры".

Далее в 1995 пришёл черёд Сан-Франциско, где Омар принимает активное участие в развитии местной сцены латинского джаза, сотрудничает с такими музыкантами, как Терри Кабрера (Terry Cabrera). Дуэты с перкуссионными – любимая формула Омара Сосы. В 1998 он выступает и записывается с перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), с ним же появляется на сцене джазового фестиваля в Сан-Франциско в этом же году. Делает серию записей с продюсером Грегом Ландау (Greg Landau), включая альбом OAKTOWN IRAWO, записанный с ударником группы Tower of Power Дэйвом Гарибальди (Dave Garibaldi), кубинским саксофонистом Йосвани Терри (Yosvany Terry) и кубинским перкуссионистом Йесусом Диазом (Jesus Diaz). Соса и Ландау записывались с Карлосом "Патато" Вальдесом (Carlos "Patato" Valdes) и Панчо Куинто (Pancho Quinto), работают над музыкой к фильмам.

Приблизительно в 1999 Соса выбирает своим местом проживания Барселону. Омар Соса, конечно же, не открыл Америку. Он использует клавиши фортепиано, как ударный инструмент, как это делал, скажем, Телониус Монк (Thelonious Monk). Монк не играл в привычном смысле пальцами, т.е. подушечками пальцев, а бил пальцами плоско по клавишам, иногда лупил кулаками, и даже локтями. Но в стиле Омара Сосы кроме влияния Монка можно услышать и влияние Кита Джарретта (Keith Jarrett), и, конечно же, ритмы Африки, реже Латинской Америки.

Ежегодно Омар Соса дает более сотни концертов на всех шести континентах. Его музыка прозвучала в Карнеги-холл, Чикагском музее Современного искусства, Музее Гетти. Дважды Омар Соса получал награды премии в области World Music от BBC Radio 3. Ассоциация джазовых журналистов Нью-Йорка один из альбомов пианиста назвала лучшим афро-карибским джазовым альбомом 2003.

Сотрудничал с симфоническим оркестром. Его первая работа в этом направлении FROM OUR MOTHER, 45-минутное произведение с элементами джаза, фольклорной музыки Венесуэлы, Кубы и Эквадора, впервые прозвучала в Оклендском театре. Омар Соса часто выступает в различных творческих тандемах. Его фирменный стиль – это смешение джаза и афро-кубинских традиций, а также элементов латинской музыки, хип-хопа и даже классики (музыкант в числе самых любимых композиторов называет Шопена, Бартока, Сати).

Лично свою музыку описывает как выражение гуманистического начала и положений сантерии. Критик Джоэл Робертс в журнале ALL ABOUT JAZZ писал: "Омар Соса – это разносторонний артист в лучшем смысле этого слова. Виртуозный пианист смешивает би-боп с кубинскими корнями, фри-джаз и даже хип-хоп с электроникой в удивительно свежее и современное блюдо. Это гораздо больше, чем просто сумма компонентов этой музыки". Омар Соса сотрудничал с несколькими телекомпаниями.

В 2008 он написал музыку к документальной ленте, а в 2010 стал композитором фильма "Последний полет фламинго", снятого по роману мозамбикского писателя Миа Коуту. Также принимал участие в создании музыки к киноленте Энди Гарсиа "Потерянный город". Омар снова возобновил сотрудничество с Грегом Ландау (Greg Landau) для работы над диском с перуанской певицей Сюзаной Бака (Susana Baca), на котором он реконструировал музыку кубинской легенды Бола де Ньеве (Bola de Nieve). В его группе Afreecanos используются различные афро поп, джазовые и европейские инструменты. В ней играют музыканты из Африки, Кубы, Бразилии и Франции. Коллектив выпустил одноимённый альбом AFREECANOS, после чего в начале 2010 отправился в гастрольную поездку.

В январе 2011 Омар Соса завоевал победу в номинации "Лучший джазовый альбом" на церемонии вручения 10-й ежегодной Независимой музыкальной премии. В 2012 в сотрудничестве с итальянским трубачом Паоло Фресу (Paolo Fresu) он выпускает альбом ALMA. В записи четырёх композиций диска принял участие известный бразильский дирижёр, аранжировщик, продюсер и виолончелист Жак Мореленбаум (Jaques Morelenbaum). Весь материал написан Омаром Соса и Паоло Фресу, за исключением пьесы "Under African Skies", нежной версии популярного трека из альбома Пола Саймона (Paul Simon) GRACELAND.

В 2013 Соса издаёт EGGUN: THE AFRI-LECTRIC EXPERIENCE. Проект создавался для исполнения на сцене Barcelona Jazz Festival в 2009. Идея была в том, чтобы написать и исполнить посвящение классическому альбому Майлса Девиса (Miles Davis) KIND OF BLUE, по случаю его 50-й годовщины. Вдохновившись различными музыкальными элементами и мотивами из KIND OF BLUE, Соса написал сюиту, посвящённую духу свободы, присущему работе Майлса.

На 56-й церемонии Grammy Awards диск был номинирован на премию в категории "Лучший Альбом Латина Джаза" (Best Latin Jazz Album). 10 марта 2015 свет увидела очередная работа Соса ILÉ, в которой он обратился к своим кубинским корням. В работе над проектом к нему присоединились три музыканта, с которыми Соса поддерживал тесные взаимоотношения: его земляк из города Camagüey ударник Эрнесто Симпсон (Ernesto Simpson), альт саксофонист, флейтист и кларнетист Леонардо Сейнт-Хилл (Leandro Saint-Hill) и мозамбикский бас гитарист Чилдо Томас (Childo Tomas) – их коллектив получил название Quarteto AfroCubano.

13:58