Milt Jackson / Милт Джексон
Американский джазовый вибрафонист, работавший в основном в стилях бибоп, хард-боп, афро-кубинский джаз. Создатель Modern Jazz Quartet. До Джексона было два крупных вибрафониста: Лайнел Хэмптон (Lionel Hampton) и Рэд Норво (Red Norvo). Джексон очень скоро превзошёл обоих, и, несмотря на рост популярности других мастеров, включая Бобби Хатчерсона (Bobby Hutcherson) и Гари Бёртона (Gary Burton), продолжал одерживать победы в различных списках популярности в течение последующих десятилетий.
Будучи очень экспрессивным исполнителем, Джексон дифференцировал себя от других вибрафонистов своим вниманием к гармоническим вариациям и ритму. Особенно он отдаёт предпочтение 12-тактовым блюзам в медленных темпах. Он предпочитал настраивать генератор вибрафона на низкие 3,3 колебаний в секунду (в отличие от предпочтений Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton) к 10 колебаниям в секунду) для получения более тонкого вибрато. В некоторых случаях Джексон профессионально пел и играл на фортепиано.
Джексон был сыном Менли Джексон (Manley Jackson) и Лилли Бити Джексон (Lillie Beaty Jackson). Как и многие другие, он был окружён музыкой с раннего возраста, в особенности во время религиозных собраний:
"Всем хотелось знать, где я взял этот фанковый стиль. Что ж, он пришёл из церкви. Музыку, которую я слышал, была открытой, релаксирующей, импровизационной соул музыкой".
(Из рецензии Нэта Хентоффа (Nat Hentoff) к диску PLENTY, PLENTY SOUL).
Обладая абсолютным слухом с 7 лет, он самостоятельно освоил гитару, с 11 лет начал брать уроки игры на фортепиано и к окончанию Miller High School играл на пяти инструментах: барабанах, литаврах, скрипке, гитаре и ксилофоне. Кроме того, он был участником хора (тенор) и в 16 начал профессионально петь в местном популярном госпел квартете Evangelist Singers. После окончания школы поступил в музыкальный колледж при Michigan State University.
Услышав игру Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton) в оркестре Бенни Гудмена (Benny Goodman), начал осваивать вибрафон, который стал его основным инструментом. Первое профессиональное выступление Джексона в возрасте 16 лет состоялось в его родном городе, где он играл на вибрафоне вместе с тенор саксофонистом Лаки Томпсоном (Lucky Thompson), который на год его моложе. Джексон воспользовался потерей интереса к музыке больших составов в 40-х и в течение шести лет аккомпанировал гастролирующим музыкантам. Также он выступал с местными группами Кларенса Ринго (Clarence Ringo) и Джорджа Ли (George Lee).
В 1942 он чуть было не присоединился к биг бенду Ёрла Хайнса (Earl Hines), однако получил повестку, отправился в армию и в течение двух лет служил за пределами Соединённых Штатов. Вернувшись в 1944 году, он создал квартет Four Sharps, а также получил от одного басиста в Детройте своё прозвище "Bags" (с англ. — "Мешки"), за мешки под глазами, которые, как признавался сам музыкант, возникли у него после попоек в честь демобилизации.
Джексона открыл Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), который в 1945 услышал его игру в Детройте и пригласил его сначала в секстет, а позднее и в свой оркестр для гастролей по Западному побережью. Джексон быстро приобретает опыт выступлений с ведущими фигурами джаза. Позже он перебирается в Нью-Йорк, где замечательный молодой вибрафонист пользуется большим спросом, играет и записывается с Ховардом МакГии (Howard McGhee) и Телониусом Монком (Thelonious Monk) (включая классическую сессию Монка 1951 для лейбла Blue Note). Сотрудничество с Вуди Херманом (Woody Herman) (1949-50) и очередной период работы в секстете Гиллеспи (Dizzy Gillespie) (1950-1952), в котором как-то участвовал Джон Колтрейн (John Coltrane), закрепил за ним славу выдающегося мастера своего инструмента.
Дебют Джексона в звукозаписи как лидера состоялся в 1951 на лейбле Гиллеспи Dee Gee. Огромный опыт он получил во время работы с Беном Уэбстером (Ben Webster) и Чарли Паркером (Charlie Parker). Гиллеспи поддерживал свинговые традиции в рамках своих малых составов. В этот период в малой группе Диззи играли Джексон, пианист Джон Льюис (John Lewis), басист Рэй Браун (Ray Brown) и ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke) (рассматривается как пионер использования райд тарелки в качестве хронометража времени, что было подхвачено последующими исполнителями бопа и другими джазменами). Около 1950 они решили выступать как отдельная группа и вскоре стали известны как Quartet, а в 1952 стали называться The Modern Jazz Quartet (MJQ). К этому времени Перси Хис (Percy Heath) заменил Рэя Брауна (Ray Brown).
Вначале музыка коллектива основывалась исключительно на сильно блюзовых импровизациях Джексона, но со временем на передний план вышли музыкальные идеи более амбициозного пианиста Джона Льюиса (John Lewis), который к 1955 становится музыкальным директором. В этом же году Кларка сменил Конни Кэй (Connie Kay), который привнёс в музыку квартета более камерный стиль, подчеркнувший лирическую напряжённость между манерностью Льюиса и просторным и непримиримым свингом Джексона. Существует мнение, что Льюис в некоторой степени ограничивал импровизационную свободу Джексона и тем самым затормозил поток его новаторских идей. Так или иначе, Милт записал свои лучшие импровизации именно в составе MJQ.
В течение последующих 20-ти лет MJQ исполняет удивительно утончённую музыку. Все участники неизменно появляются на сцене в своих знаменитых смокингах. Параллельно Джексон возглавляет несколько сессий в свингующей компании Колмена Хоукинса (Coleman Hawkins), Лаки Томпсона (Lucky Thompson) или Хореса Сильвера (Horace Silver). В 1961 Джексон аккомпанирует Рэю Чарльзу (Ray Charles) на диске SOUL MEETING, на котором соул певец также играл на электропианино и альт саксофоне. Некоторые критики любят дискутировать о том, каких музыкальных вершин мог бы достичь Джексон со своим MJQ. Причины, по которым он распускает группу в 1974, имели под собой скорее финансовое основание, нежели какие-либо музыкальные противоречия. Джексон с одной стороны хотел заработать больше денег с собственными проектами, с другой стороны, что более вероятно, соскучился по импровизационной свободе.
До Джексона вибрафон ассоциировался с горячим, свингующим прото-ритм-н-блюзом таких биг бенд лидеров как Лайонел Хемптон (Lionel Hampton) и Джонни Отис (Johnny Otis). Замедляя вибрато и извлекая молоточком правой руки линии подобно саксофону, Джексон придал своему инструменту чувственность и душевность. Вплоть до появления Бобби Хатчерсона (Bobby Hutcherson) в середине 60-х, никто не мог играть с таким современным подходом.
Чувство гармонии Джексона было удивительно изобретательным, и он всегда держал свои объятия открытыми для сотрудничества с новыми талантами. Он с радостью воспринял появление на джазовом небосклоне Уэса Монтгомери (Wes Montgomery) и записал с ним в 1961 альбом BAGS MEETS WES! для лейбла Riverside. Джексон становится одной из главных сил в реинтеграции бибопа с ценностями и музыкантами свинга, что в последствии получило определение ‘mainstream’ джаз. Его квинтеты включали в свои составы таких музыкантов как Седара Уолтона (Cedar Walton), Джимми Хита (Jimmy Heath) и Джеймса Муди (James Moody).
70-е стали тяжёлым временем для джазовых исполнителей, но даже на таких записях как альбом OLINGA в современной аранжировке Боба Джеймса (Bob James), записанный для CTI в 1974, его ласкающая и кипучая игра сияет в полную силу.
Возрождение интереса к джазовому искусству в 80-х вызвало реформирование MJQ в 1981 и появление этого коллектива на бесчисленном множестве джазовых фестивалей. Они играют вместе до 1993, после чего Джексон продолжил выступать самостоятельно в составе небольших комбо, соглашаясь выступить в составе периодически воссоединявшегося MJQ.
С середины 70-х до середины 80-х Джексон делает записи для лейбла Нормана Грантца (Norman Granz) Pablo Records, включая JACKSON, JOHNSON, BROWN & COMPANY (1983), на котором представлены тромбонист Джей Джей Джонсон (J. J. Johnson), контрабасист Рэй Браун (Ray Brown), пианист Том Рэйниер (Tom Ranier), гитарист Джон Коллинс (John Collins) и ударник Рой МакКёрди (Roy McCurdy).
Джексон гостит на записях многих ведущих исполнителей джаза, блюза и соул, таких как Би Би Кинг (B.B. King), Джон Колтрейн (John Coltrane), Уэс Монгомери (Wes Montgomery) и Рэй Чарльз (Ray Charles).
Композиция Джексона "Bags' Groove" становится джазовым стандартом. Он принимает участие в радиопередаче Jazz Profiles радиостанции NPR. Известными композициями также стали "The Late, Late Blues" из его альбома с Джоном Колтрейном (John Coltrane) BAGS & TRANE, и темы "Bluesology" и "Bags & Trane".
За свою карьеру кроме записей в составе MJQ Джексон записывался как лидер для таких лейблов, как Savoy, Blue Note (1952), Prestige, Atlantic, United Artists, Impulse, Riverside, Limelight, Verve, CTI, Pablo, Music Masters и Qwest. Джексон проживал в городе Teaneck, New Jersey. Он умер от рака печени в возрасте 76 лет и был похоронен на Woodlawn Cemetery, The Bronx, New York City.