Mathias Eick / Матиас Эйк
Норвежский джазовый музыкант. Его главный инструмент - труба, но кроме этого он играет на синтезаторе, контрабасе, вибрафоне, гитаре (а также, как говорит он сам, на всём, что потребуется).
Эйк принадлежит к молодому поколению норвежских импровизаторов: когда первые звёзды "нордического" джаза (Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Терье Рипдаль (Terje Ripdal) и др.) уже были на пике славы в Европе, Матиаса ещё не было на свете - он родился в небольшом местечке Эйдсфосс. И с детства был погружён в музыкальную атмосферу: его мать пела в хоре, старший брат Йоханнес - известный в Норвегии контрабасист (выступал с Валлумродом и Элин Росселанд), а сестра Труде профессиональная валторнистка. Сам Матиас с 1984 по 1993 брал уроки фортепиано у различных педагогов в ближайшем крупном городе Драммене, занимался и на трубе (с шести лет). По окончании школы Эйк посещал Toneheim Folkehoyskole в Хамаре (музыкальные курсы, которые может свободно посещать любой желающий), а затем получал образование в тронхеймской консерватории Jazzlinja.
В начале профессиональной карьеры Эйк записывался с блэк-метал группами "Arcturus", "Ulver" и другими норвежскими коллективами ("Turboneger", "DumDum Boys", "Motorpsycho", "D'Sound"), одна из команд, членом которой он был, "Motif", получила в 2001 приз Young Nordic Jazz Comets. С 1998 (и по сей день) Матиас работает в составе одного из самых известных норвежских "молодёжных" джазовых бэндов, играющих так называемый nu jazz - группе "Jaga Jazzist". Также Эйк сотрудничал с Trondheim Jazz Orchestra, Chick Corea, Pat Metheny; в 2006-ом он провёл европейские гастрольные туры с Jan Gunnar Hoff Group + Mike Stern и с певцом/гитаристом Thomas Dybdahl.
Первый опыт сотрудничества Эйка с лейблом ЕСМ приходится на 2003, когда он поучаствовал в записи альбома своего соотечественника Jacob Young “Evening Falls”, позднее содействовал финской пианистке/арфистке Iro Haarla (в т. ч. на недавнем "Vespers") и французскому ударнику Manu Katché. А в 2008 вышел первый "лидерский" диск "Door", ставший редким примером объединения коммерческого успеха с признанием у серьёзной джазовой публики. Критики писали о нём так: "…основу составляют чистые, прозрачные мелодии, опирающиеся на европейскую мажорно-минорную ладовую систему и не носящие ни в изложении темы, ни в импровизации ни малейшего оттенка "афроамериканщины" с её характерными блюзовыми нотами" (К. Мошков), "…труба звучит прозрачно, почти без вибрато, а фразы льются неторопливо и размеренно, композиции полны воздушности, мелодизма, лирические соло изредка "взрываются" виртуозными пассажами. Эта музыка является квинтэссенцией всего лучшего, что было создано в норвежском джазе".
Годом спустя Эйк выпустил любопытный альбом "Three Wise Men": в компании с иранским и турецким музыкантами он интерпретировал рождественские песни разных стран: Палестины, Франции, Норвегии, Германии, острова Сицилия и других.
Матиас Эйк - стипендиат нескольких фондов. В 2007 он стал победителем международного конкурса молодых талантов “The International Jazz Award for New Talent” и в придачу к 20 тысячам долларов получил приглашения выступить на ведущих джазовых фестивалях мира (Монтрё, Монреаль, Монтерей) со своим квинтетом.