Luciana Souza / Лучана Соуза
Бразильская джазовая певица и композитор, работающая также в классической и камерной музыке. Ее песня "Muita Bobeira" была включена в качестве музыкального образца в Windows Vista. Обладательница премии Grammy Лучана Соуза - одна из ведущих джазовых певиц и интерпретаторов. Её музыка стирает границы между различными направлениями традиционной и популярной музыки ее родины, предлагая прочные корни в джазе, утонченную линию в мировой музыке и просвещенный подход к новой музыке.
Ее сумрачный голос напоминает голос Джони Митчелл (Joni Mitchell). (Интересно, что в 2006 году она вышла замуж за бывшего мужа Митчелл, продюсера и басиста Ларри Кляйна (Larry Klein)). Она одинаково хорошо чувствует себя, исполняя "Waters of March" Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim), ораторию "Oceana" композитора Освальдо Голихова (Osvaldo Golijov), "A.M." гитариста Лайонела Луика (Lionel Loueke), импровизируя на "I Get Along with You Very Well" Хоаги Кармайкла (Hoagy Carmichael), дуэтом с Джеймсом Тейлором (James Taylor) или исполняя одну из своих собственных эмоциональных баллад.
Она записывалась и выступала с удивительным разнообразием музыкантов, включая своего дядю Эрмето Паскоаля (Hermeto Pascoal), Херби Хэнкокока (Herbie Hancock) (на его альбоме RIVER - THE JONI LETTERS, получившем премию Grammy), Пола Саймона (Paul Simon), Джеймса Тейлора (James Taylor), Бобби Макферрина (Bobby McFerrin), Марию Шнайдер (Maria Schneider), Данило Переса (Danilo Perez), Стива Лейси (Steve Lacy), Джона Патитуччи (John Patitucci), Джои Кальдераццо (Joey Calderazzo), Оскара Кастро-Невеса (Oscar Castro-Neves) и многих других.
Ее многолетняя работа в дуэте с бразильским гитаристом Ромеро Лубамбо (Romero Lubambo) принесла ей признание по всему миру, а полная дискография певицы насчитывает более шестидесяти записей в качестве самостоятельной исполнительницы. Пение Лусианы Соузы называют "трансцендентным, совершенным" и "непревзойденной красоты". "Entertainment Weekly пишет: "Ее голос прослеживает ландшафт эмоций, который не знает границ". О ее работе с ансамблем камерной музыки A Far Cry газета Boston Globe сказала: "Ее исполнение было более чем прекрасным. Оно было утешительным и соответствовало атмосфере конечных вещей в этом произведении".
Ее сильной стороной является способность, подобно хамелеону, выступать в качестве отдельной детали в большой музыкальной палитре: петь без слов с полной экспрессивной энергией (альбом 2015 года SPEAKING IN TONGUES); возглавлять небольшой джазовый ансамбль (альбом 2009 года TIDE) или исполнять бразильские стандарты в дуэте в сопровождении только гитариста (альбомы BRAZILIAN DUOS I-III). Она также является одним из основателей Moss, вокальной группы а-капелла с Тео Блекманном (Theo Bleckmann), Питером Элдриджем (Peter Eldridge), Лорен Кинхан (Lauren Kinhan) и Кейт МакГарри (Kate McGarry.). Соуза поражает на записи и на концерте просто потому, что она работает изнутри музыки, снимая ее секреты по одному слою за раз. О ее альбоме 2015 года SPEAKING IN TONGUES газета The New York Times писала: "Лучана Соуза использует свой голос как инструмент сопереживания и близости, культурных связей и поэтических изысканий... поет без слов, но с полным выразительным намерением".
Она родилась в Сан-Паулу в 1966 году, дочь гитариста и композитора босса-новы Уолтера Сантоса (Walter Santos) и поэтессы Терезы Соузы (Tereza Souza). Свою профессиональную карьеру она начала в три года, исполняя джинглы для рекламы на радио и телевидении и записала более 200 джинглов и саундтреков, став ветераном студии по первому зову в шестнадцать лет. В детстве она много записывалась с отцом и другими артистами, благодаря удобной студии родителей. Формально она училась в консерватории и в школе. После четырех лет обучения в университете Уникамп в Бразилии, она поступила в музыкальный колледж Беркли и окончила его в 1988 году со степенью в области джазовой композиции.
В 1991 году она была избрана "Открытием года" по версии APCA за работу с PASCOAL. В следующем году она гастролировала с Zimbo Trio. В 1994 году она получила степень магистра в Музыкальной консерватории Новой Англии, где впоследствии преподавала и выступала. В 1995 году она была номинирована на премию Boston Music Awards как выдающийся латиноамериканский исполнитель, а в следующем году - как выдающийся джазовый вокалист. Соуза продолжает вести мастер-классы по всему миру. В последние годы она преподавала в M.I.T., Berklee College of Music, UCLA, York University в Канаде и Musik Akademie в Базеле, Швейцария.
Соуза выступила сопродюсером (совместно с Джорджем Шуллером (George Schuller)) и выпустила свой дебютный альбом AN ANSWER TO YOUR SILENCE на NYC Records в 1998 году. В него вошли произведения Чико Буарке (Chico Buarque), ее отца, Джорджа и Айры Гершвинов (George & Ira Gershwin) и Жобима (Antonio Carlos Jobim), а также семь ее собственных песен. Ее концертные выступления также были отмечены газетами Village Voice, New York Times и несколькими джазовыми изданиями.
Ее второй альбом THE POEMS OF ELIZABETH BISHOP AND OTHER SONGS (выпущенный для ее некогда и будущего лейбла Sunnyside Records в 2000 году) занял пятое место в списке "The Year in Pop and Jazz: The Critics' Choice" газеты The New York Times. Этой чести также удостоился альбом 2002 года BRAZILIAN DUOS (где ее голос звучал в паре с одним из трех звездных бразильских гитаристов в программе из стандартов ее страны). Она получила свою первую номинацию на премию Grammy за запись, которая заняла 15-е место в чарте альбомов World Music.
В 2003 году она выпустила новый альбом NORTE E SUL, возглавив звездный джазовый ансамбль, в который вошли Скотт Колли (Scott Colley), Донни Маккаслин (Donny McCaslin) и Эдвард Саймон (Edward Simon). В программу альбома вошли культовые джазовые и бразильские мелодии. Она отправилась с этой пластинкой в турне и выступила на музыкальных фестивалях в США, Бразилии и Европе. В следующем году она выпустила альбом NERUDA, десять песен которого были написаны на основе десяти стихотворений автора, которые она перевела, а затем написала к ним музыку. В 2005 году вышел альбом DUOS II, который занял 14-е место в чарте World Albums и принес ей номинацию на звание джазовой вокалистки года от Ассоциации джазовых журналистов.
После года гастролей она в сотрудничестве с композитором Освальдом Голиджовым (Osvald Golijov) в качестве вокалистки приняла участие в создании двух его работ: LA PASION ACCORDING TO ST. MARK и OCEANA, последний был выпущен вместе с двумя другими работами в 2007 году. Она выступала с Баховской академией Штутгарта, Бостонским симфоническим оркестром и Бруклинским филармоническим оркестром. Среди других оркестровых выступлений - выступления с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Атланты, Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, Лос-Анджелесским камерным оркестром и Оркестром американских композиторов. Ее работа в области камерной музыки включает плодотворное сотрудничество с Лос-Анджелесским гитарным квартетом, композиторами Дереком Бермелем, Патриком Циммерли и пятью композиторами The Blue Hour - Рейчел Граймс, Анжеликой Негрон, Шарой Нова, Кэролайн Шоу и Сарой Киркленд Снайдер, основанное на поэме Каролин Форче.
Ее дебютный альбом на лейбле Verve, NEW BOSSA NOVA, появился в том же году. Продюсер Кляйн соединил бразильские ритмы с современными фолк-поп песнями Митчелл, Леонарда Коэна, Беккера и Фагена, Стинга, Брайана Уилсона, Тейлора и добавил три дуэта с Мэттом Мораном (Matt Moran). Диск занял десятое место в чарте джазовых альбомов. Митчелловский след в голосе Соузы привлек внимание Херби Хэнкока (Herbie Hancock), который привлек ее к работе над альбомом RIVER: THE JONI LETTERS, получившим премию Grammy и занявшим первое место в чартах. В поддержку альбома она гастролировала с группой Хэнкока.
В 2009 году Соуза выпустила альбом TIDE, второй совместный альбом с Кляйном (который написал все треки альбома, кроме четырех, специально для Соузы), и указала в качестве аккомпаниаторов клавишника Ларри Голдингса (Larry Goldings), барабанщика Винни Колаюту (Vinnie Colaiuta) гитаристов Ларри Кунса (Larry Koonse) и Ромеро Лубамбо (Romero Lubambo), перкуссиониста Сиро Баптисту (Cyro Baptista) и Кляйна на басу. Он занял 15 место в списке мировых альбомов.
За ним последовал DUOS III в 2012 году, номинированный на премию Grammy в категории "Лучший латинский джазовый альбом". В том же году она выпустила вызывающий альбом THE BOOK OF CHET. В составе группы были гитарист Ларри Кунсе (Larry Koonse), басист Дэвид Пилтч (David Piltch) и барабанщик Джей Беллероуз (Jay Bellerose). Программа состояла из менее чем очевидных стандартов, которые были интерпретированы Бейкером. Этот альбом был номинирован на премию Grammy за лучший джазовый вокальный альбом в следующем году и занял восьмое место в чарте "Джазовые альбомы". Певица также была номинирована на еще одну премию JJA "Джазовый вокалист года".
После гастролей и перерыва на рождение ребенка Соуза вернулась в студию для работы над альбомом SPEAKING IN TONGUES, выпущенного Кляйном в 2015 году. Ее поддержал международный состав, с которым она никогда раньше не работала: Бенинский гитарист и вокалист Луеке (Loueke), швейцарский виртуоз гармоники Грегуар Марет (Grégoire Maret), итальянский басист Массимо Биолкати (Massimo Biolcati) и техасский барабанщик Кендрик Скотт (Kendrick Scott). Они превратили семь стихотворений без слов: четыре - Соузы, одно - Луека, одно - Скотта (совместно с Майком Морено (Mike Moreno)) и одно - Гари Версаче (Gary Versace) - в элегантные музыкальные гобелены. Еще два трека содержат тексты из стихотворений Леонарда Коэна, которые Соуза положил на музыку, что подчеркивает эффект альбома. Хотя альбом не вошел в чарты, он попал в многочисленные списки критиков по итогам года и считается одной из лучших ее работ.
В 2017 году Соуза сотрудничала с бостонским оркестром A Far Cry в работе над альбомом THE BLUE HOUR. Сочиненная совместно Рейчел Граймс (Rachel Grimes), Сарой Киркленд Снайдер (Sarah Kirkland Snider), Анжеликой Негрон (Angélica Negrón), Шарой Нова (Shara Nova) и Кэролайн Шоу (Caroline Shaw), композиция "The Blue Hour" представляла собой вечерний цикл песен для голоса и оркестра на стихи "On Earth" из книги поэзии Каролин Форше "Blue Hour".
После выступлений в Новой Англии и других странах, Соуза снова пришла в студию и обратилась к своим корням. Сессии, спродюсированные Кляйном, ознаменовали полное возвращение к поэзии и написанию собственных слов. Она исполнила четыре шедевра - один Коэна и по одному Эмили Дикинсон (Emily Dickinson), Эдны Сент-Винсент Миллей (Edna St. Vincent Millay) и Кристины Россетти (Christina Rossetti) - наряду с тремя собственными стихотворениями. При поддержке гитариста Чико Пиньейро (Chico Pinheiro) и Колли (Colley) на бас-гитаре готовый набор был назван THE BOOK OF LONGING (в честь одноименного поэтического сборника Коэна) и выпущен в августе 2018 года.
Два года спустя Соуза объединилась с Винсом Мендозой (Vince Mendoza) и биг-бэндом WDR для альбома STORYTELLERS. В этот набор, десятый для Sunnyside, вошли заново аранжированные интерпретации песен Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim), Чико Пиньейро (Chico Pinheiro), Эду Лобо (Edu Lobo), Чико Буарке (Chico Buarque), Гуинги (Guinga), Джавана (Djavan), Ивана Линса (Ivan Lins) и Жилберту Гила (Gilberto Gil). Некоторые из этих песен она записала ранее в своей карьере, но, когда она объединила чувствительную, интуитивную способность Мендосы к оркестровой окраске и текстуре, они отразили ее зрелую артистическую личность и дисциплину.
Награды и почести
Соуза получила премию "Грэмми" в 2007 году как вокалистка на альбоме Херби Хэнкока RIVER: THE JONI LETTERS. Она была номинирована в категории "Лучший джазовый вокальный альбом" за альбомы BRAZILIAN DUOS (2003), NORTH AND SOUTH (2004), DUOS II (2006), TIDE (2010) И THE BOOK OF CHET (2013). За альбом DUOS III (2013) она была номинирована в категории "Лучший латинский джазовый альбом". В 2005 и 2013 годах Ассоциация джазовых журналистов назвала ее лучшей певицей года.