Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Lorez Alexandria / Лорез Александрия

Американская джазовая и госпел вокалистка.

Она заявила о себе на Среднем западе перед тем, как в середине 60-х перебралась в Лос-Анджелес. В ретроспективе джазовые критики сравнивают её с Дайной Вашингтон (Dinah Washington), Сарой Воун (Sarah Vaughan), Кармен МакРэй (Carmen McRae) и Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). За 36-летнюю карьеру она выпустила 20 альбомов.

Как и многие другие молодые чёрные певицы, Александрия начинала петь в церковном хоре и гастролировала по среднему западу в составе баптистской а-капелла группы, позднее исполняла госпел. Начало её профессиональной карьеры состоялось в Чикаго, где она выступала в различных заведениях, включая такие клубы как Brass Rail и Cloister Inn. Она становится местной знаменитостью и вскоре делает свои первые записи для независимых лейблов, включая King Records, а позднее Argo Records.

В этот начальный период своей карьеры она плотно сотрудничала с чикагским пианистом, композитором и руководителем различных коллективов Уолтером "Кингом" Флемингом (Walter "King" Fleming). В 1957 Александрия подписала контракт с King Records. В этом же году увидел свет её первый альбом THIS IS LOREZ, записанный с квартетом Кинга Флеминга (King Fleming Quartet). За ним последовала вторая работа LOREZ SINGS PRES: A TRIBUTE TO LESTER YOUNG, посвящённая легендарному тенор саксофонисту. Второй альбом был воспринят достаточно хорошо и принёс ей широкую популярность.

В записи участвовали трубачи Пол Серрано (Paul Serrano) и Сай Тофф (Cy Touff) с Кингом Флемингом (King Fleming) за фортепиано. На альбоме были представлены несколько номеров из репертуара Билли Холидей (Billie Holiday), которая была близкой подругой Лестера Янга (Lester Young). В композиции "No Eyes Blues" Александрия продемонстрировала великолепный скэт, исполнив его с лёгкостью, сравнимой с Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), в то время как Серрано и Тофф умело подключались, удачно акцентируя её богатые мелодические линии.

В 1959 она записала ещё два альбома для King Records - THE BAND SWINGS – LOREZ SINGS и SING SONGS THAT EVERYONE KNOWS. На первом Александрия впервые спела в сопровождении полного оркестра и смогла вокально заинтриговать слушателей великолепным свингом, скэтом, интересными фразировками, напоминающими в некоторой степени тембральные краски, используемые Сарой Воун (Sarah Vaughan) и Кармен МакРей (Carmen McRae).

Далее Александрия начала сотрудничество с пианистом Ремси Льюисом (Ramsey Lewis), с которым впервые познакомилась ещё в 1958, и при участии нескольких сайдменов из оркестра Каунта Бейси (Count Basie) они в 1960 записали альбом EARLY IN THE MORNING на лейбле Argo. Заглавная композиция показывает, что она свободно чувствует себя в блюзе при поддержке ритм группы, которая предоставила ей достаточно пространства наряду с минорными нотными проходами Льюиса на фортепиано.

На этом лейбле выходят ещё три альбома певицы, включая SING NO SAD SONGS FOR ME в 1961, на котором представлена полная струнная секция, и DEEP ROOTS в 1962 с участием трубача Ховарда МакГи (Howard McGhee). Её последний альбом для Argo, и последний записанный в Чикаго - FOR SWINGERS ONLY вышел в 1963, после чего она переехала в Калифорнию.

В 1960 в городе Santa Monica в Калифорнии продюсер Крид Тэйлор (Creed Taylor) основал лейбл Impulse! Records, который был джазовым подразделением ABC-Paramount Records. В числе первых артистов, подписавших контракт с лейблом, был Джон Колтрейн (John Coltrane), и поэтому лейбл со временем стали называть "Дом, который построил Трейн" ("the house that Trane built").

В 1964 Александрия приехала в Лос-Анджелес в поисках возможностей продвижения своей карьеры. Она выступает в клубах, участвует в записях и быстро становится ведущей вокалисткой в различных популярных заведениях города, в числе которых были клубы Parisian Room и Marla's Memory Lane. Подписание контракта с Impulse! Records становится для неё шагом к общенациональной известности после семи лет работы с независимыми лейблами King и Argo.

Альбом Александрии ALEXANDRIA THE GREAT (1964) становится её дебютной записью для лейбла Impulse!, которую продюсирует Боб Тиль (Bob Thiele), известный своей работой с Джоном Колтрейном (John Coltrane). В записи участвовали пианист Уинтон Келли (Wynton Kelly), на флейте чередовались Пол Хорн (Paul Horn) и Бад Шенк (Bud Shank), виброфонист Виктор Фельдман (Victor Feldman), гитарист Рэй Кроуфорд (Ray Crawford), басист Пол Чемберс (Paul Chambers) и ударник Джимми Кобб (Jimmy Cobb).

Чемберс и Кобб играли вместе со времён работы с Майлсом Девисом (Miles Davis) над классическим альбомом KIND OF BLUE в 1959. Её ритмические и мелодические интерпретации слов в песне "Somewhere Over the Rainbow" удивительным образом поменяли структуру композиции и продемонстрировали её способности исполнять хорошо известные песни в собственной манере.

Вторым альбомом на Impulse! становится MORE OF THE GREAT Lorez Alexandria, был выпущен в конце 1964 и его продюсировал Тутти Камарата (Tutti Camarata). Вскоре после этого, к сожалению, её отношения с лейблом завершились в силу того, что в штаб квартире ABC Records решили, что вокальная музыка должна выпускаться лейблами, занимающимися популярной музыкой. Она продолжила выступать на телевидении и петь в клубах.

Начиная с 1978 и вплоть до 1993 Александрия делала записи, выпустив несколько альбомов на различных лейблах, включая Discovery, Trend и Muse. Между 1980 и 1984 она записала три альбома, посвящённые композитору Джонни Мерсеру (Johnny Mercer): SINGS THE SONGS OF Johnny Mercer, VOL. 1, VOL. 2: HARLEM BUTTERFLY и VOL. 3: TANGERINE.

На HARLEM BUTTERFLY Александрии аккомпанировал лос-анджелесский пианист Гильдо Махоунс (Gildo Mahones) со своим квартетом, в котором были представлены саксофонист Герман Райли (Herman Riley), басист Энди Симпкинс (Andy Simpkins) и ударник Карл Барнетт (Carl Burnett).

На альбоме TANGERINE она пела в сопровождении квартета Майка Уоффорда (Mike Wofford Quartet). Большую часть аранжировок для её альбома DEAR TO MY HEART, выпущенного в 1987 на Trend Records, написал тенор саксофонист Гордон Брискер (Gordon Brisker). Эта запись убедительно показала, что Александрия всё ещё способна вызвать неподдельное удивление и восторг своими интерпретациями хорошо известных стандартов.

Весной 1992 увидел свет её второй альбом для лейбла Muse Records I'LL NEVER STOP LOVING YOU, который был записан с Германом Райли (Herman Riley) на тенор саксофоне и флейте, и с пианистом Гильдо Махоунсом (Gildo Mahones), с которым она сотрудничала ещё в 1984.

Для записи её последнего альбома STAR EYES, вышедшего в июне 1993, к Александрии присоединились тенор саксофонист Хьюстон Персон (Houston Person), гитарист Брюс Форман (Bruce Forman), пианист Стэн Хоуп (Stan Hope), басист Питер Вайсс (Peter Weiss) и ударник Майкл Карвин (Michael Carvin).

Вскоре после выхода STAR EYES с ней приключился удар, от которого она так и не восстановилась. Она уединилась в Gardena, California. В 1989 лейбл Impulse! переиздал альбомы ALEXANDRIA THE GREAT и MORE OF THE GREAT Lorez Alexandria на одном CD. Между 2004 и 2005 Verve Records также переиздал обе записи, но по отдельности.

В 2001 в возрасте 74 лет Александрия скончалась от почечной недостаточности, оставшись одной из самых недооценённых джазовых вокалисток ХХ-го века.

Александрия пела в глубокой, отточенной тональности и иногда широчайший диапазон вокальных данных отодвигает на второй план её импровизационные способности. Она была одной из лучших, но, к сожалению, малоизвестной вокалисткой. Такие альбомы, как A WOMAN KNOWS, на котором можно услышать потрясающую версию известной песни "I Can't Get Started", и HARLEM BUTTERFLY являются прекрасной демонстрацией вокальной силы. Эти диски добились заслуженной популярности у любителей джазового вокала.

14:02