Kid Ory / Кид Ори
Американский джазовый тромбонист и бендлидер.
Ори научился играть дома на самодельном банджо, который и стал его первым инструменте. Уже в юношеском возрасте он возглавил успешный хорошо оплачиваемый оркестр, выступавший в Southeast, Louisiana.
Будучи единственной опорой для семьи, он до 21 года жил в La Place, после чего прибыл в Новый Орлеан, где быстро завоевал репутацию хорошего музыканта.
Опыт игры на банджо помогает Ори разработать свой уникальный стиль игры на тромбоне, получивший название "tailgate". Этот стиль характеризовался тем, что Ори вёл ритмическую линию своего тромбона немного отставая, впритык, под линией труб и корнетов.
Когда Ори жил на Jackson Avenue, его открыл для себя Бадди Болден (Buddy Bolden), который играл на своём новом тромбоне, отличавшемся от инструментов образца первой мировой. Но сестра Ори сказала, что тот слишком юн, чтобы выступать с Болденом.
Агрессивный исполнитель и неустанный самопромоутер, он был настроен на успех и очень скоро его добился. К 1910 Ори руководит одним из самых успешных оркестров Нового Орлеана, собрав в его составе многих величайших джазменов города, включая корнетистов Джо "Кинга" Оливера (Joe "King" Oliver), Матта Кэрри (Mutt Carey) и Луи Армстронга (Louis Armstrong), который присоединился к оркестру в 1919, и кларнетистов Джонни Доддса (Johnny Dodds) и Джимми Нуна (Jimmie Noone).
Несмотря на успех, по совету медиков Ори покидает город. Поселившись в Калифорнии, он становится столь же популярным в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, каким был в Новом Орлеане. В 1921 Ори становится первым темнокожим новоорлеанским музыкантом, который делает записи, а их успех ещё больше расширяет его известность. Его биг бенд включает Матта Кэри (Mutt Carey), кларнетиста и пианиста Динка Джонсона (Dink Johnson), контрабасиста Эда Гарленда (Ed Garland). В Лос-Анджелесе Ори и его оркестр записывают две инструментальные композиции "Ory's Creole Trombone" и "Society Blues", как и несколько вокальных номеров. Они стали первым джазовым коллективом темнокожих музыкантов из Нового Орлеана, сделавших записи на западном побережье. Оркестр делает записи в компании Nordskog и Ори из собственного кармана оплачивает печать тиража и под названием своего лейбла "Kid Ory's Sunshine Orchestra" продаёт пластинки в Лос-Анджелесе в музыкальном магазине Spikes Brothers Music Store. В 1925 Ори переезжает в Чикаго, где активно работает и записывается с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), с которым делает множество классических записей в составах Hot Five и Hot Seven, Джелли Ролл Мортоном (Jelly Roll Morton), Джо "Кинг" Оливером (Joe "King" Oliver), Джонни Доддсом (Johnny Dodds), Бесси Смит (Bessie Smith), Ма Рэйни (Ma Rainey) м многими другими. Он даёт уроки Бенни Гудмену (Benny Goodman), а позднее и Чарльзу Мингусу (Charles Mingus).
В 1930 он возвращается в Лос-Анджелес и присоединяется к Матту Кэри (Mutt Carey), который принял лидерство над оркестром Ори. Однако, к 1933 Ори заявляет, что уходит из музыки, так как устал от этого бизнеса и нехватки успеха в годы великой депрессии, которым он наслаждался в былые времена. Он возвращается в 1943, иногда играя на альт саксофоне и басу. Приняв участие в нескольких довольно успешных радио шоу, он вновь собирает большой состав, где играет на тромбоне. С 1944 по 1961 его оркестр становится ведущим коллективом новоорлеанского джаза.
В этот период возобновляется интерес публики к традиционному джазу и США охватывает настоящий джазовый бум. Этому способствуют различные радио шоу, среди которых была и программа The Orson Welles Almanac, вышедшая впервые в эфир 15 марта 1944. В 1944-1945 оркестр Ори делает серию записей на лейбле Crescent Records, созданная Нэсухи Эртэганом (Nesuhi Ertegun) для быстрого продвижения записей оркестра Ори на рынке. В конце 40-х – начале 50-х Ори со своим коллективом выступает в клубе Beverly Cavern в Лос-Анджелесе.
И Ори вновь оказывается на вершине успеха. В течение 50-х и в начале 60-х он с успехом выступает в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, где к этому времени он становится владельцем джазового клуба, гастролирует по Америке и за её пределами. В его биг бенде снова играют Матт Кэри (Mutt Carey) и Эд Гарлэнд (Ed Garland), также трубачи Элвин Элкорн (Alvin Alcorn) и Тэдди Бакнер (Teddy Buckner); кларнетисты Дарнелл Ховард (Darnell Howard), Джимми Нун (Jimmie Noone), Алберт Николас (Albert Nicholas), Барни Бигард (Barney Bigard) и Джордж Проберт (George Probert); пианисты Бастер Уилсон (Buster Wilson), Седрик Хэйвуд (Cedric Haywood) и Дон Ивэлл (Don Ewell); ударник Майнор Холл (Minor Hall). Все, кроме Проберта, Бакнера и Ивэлла, были родом из Нового Орлеана.
Свою музыкальную деятельность он прекращает в 1966. Последние годы он проводит на Гавайях, иногда в компании Трамми Янга (Trummy Young). Ори умер в Гонолулу и похоронен на Holy Cross Cemetery в Culver City, California.
Сильный солист и мощный ансамблевый исполнитель, чьи работы во времена процветания новоорлеанского джазового стиля без сомнения демонстрируют то, что он обладал более богатыми и искушёнными способностями, нежели многие ранние тромбонисты. Такие его композиции, как "Ory's Creole Trombone" и "Muskrat Ramble" стали джазовыми стандартами.