Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jonah Jones / Джона Джонс

Американский джазовый трубач, известный своей способностью создавать краткие версии свинговых и джазовых стандартов, которые привлекали массовую аудиторию. Наиболее ценный вклад он сделал во время периода сотрудничества со скрипачом Стаффом Смитом (Stuff Smith). Иногда его называли "Королём Луи II" ("King Louis II"), ссылаясь на стилистическую близость к Луи Армстронгу (Louis Armstrong).

Джонс начал играть на альт саксофоне в возрасте 12 лет в оркестре при общественном центре Букера Ти. Вашингтона (Booker T. Washington Community Center) в Луисвилле, штат Кентукки, а затем перешёл на трубу, которую освоил очень быстро. Тогда же к нему пристало прозвище, ставшее впоследствии псевдонимом, "Джона". Это прозвище музыкант приобрёл благодаря учителю воскресной школы, который заикался, произнося фамилию Роберта Элиота "Джонс".

В юности Джонс играет на трубе во многих местных оркестрах, включая работу на речном пароходе "Island Queen", курсировавшем между Кентукки и Огайо, пока в 1928 не присоединяется к Хоресу Хендерсону (Horace Henderson). После работы в череде других оркестров, в 1931 он входит в состав оркестра Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), а в 1932 в Buffalo начинается его чрезвычайно плодотворное сотрудничество со Стаффом Смитом (Stuff Smith). И хотя он находит время для работы в недолго просуществовавшем оркестре Лиллиан Армстронг (Lillian Armstrong) и оркестром МакКиннея McKinney's Cotton Pickers, он остаётся со Смитом, когда тот отправляется со своим небольшим коллкетивом в Нью-Йорк, где в начале 1936 находит работу в Onyx Club. В течение последующих четырёх лет оркестр очаровывает публику своей "горячей" музыкой, эксцентричными выступлениями и сумасшедшей клоунадой.

В 1940 Джоунс уходит сначала к Бенни Картеру (Benny Carter), затем работает с Флетчером Хендерсоном (Fletcher Henderson), но большую часть этого десятилетия с 1941 по 1952 он проводит в составе оркестра Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway), который позднее сокращает состав до комбо. В 1952-1953 Джонс играет диксиленд с Ёрлом Хайнсом (Earl Hines), гастролирует по Европе в 1954, включая блестящую сессию звукозаписи с Сиднеем Беше (Sidney Bechet).

В 1955 Джонс возглавляет собственный квартет в Embers и находит формулу, которая позволяет ему получить более широкую привлекательность у любителей околоджазовой музыки в течение десятилетия. Квартет состоял из Джорджа "Ривер Райдер" Роудса (George "River Rider" Rhodes) на фортепиано, Джона "Броукен Даун" Брауна (John "Broken Down" Browne) на басу и Гарольда "Хард Натс" Остина (Harold "Hard Nuts" Austin) на барабанах. Самым упоминаемым достижением его стиля является их версия "On The Street Where You Live", сильно свингующая версия бродвейской мелодии с буги-вуги джамп блюз чувством. Квартет Джонса становится известен широкой аудитории, что приводит к появлению в 1958 в программе "Вечер с Фредом Астером" (An Evening With Fred Astaire) и получению премии Grammy в 1960 в номинации "Лучший джазовый инструментальный альбом".

Музыкально этот и другие составы, возглавляемые Джонсом, предлагали репертуар, который даже приблизительно не напоминал того, что он делал со Смитом. В действительности, по прошествии некоторого времени, его музыка часто выглядит несмелой, предсказуемой и немного мягкой, основанной на простых аранжировках мелодий из известных шоу и популярных песенок тех лет. Это был джаз лёгкого прослушивания для массового слушателя, хотя нужно отметить, что его игра всегда была квалифицирована и он убедительно показывал, что не забыл корней своей музыки.

В 1972 он возвращается с более джазовой работой, записаной с Эрлом Хайнсом (Earl Hines) для лейбла Chiaroscuro – альбомом BACK ON THE STREET. Особой популярностью Джонс пользуется во Франции, выступая на джазовом фестивале в Salle Pleyel.

Видеозапись интервью 1996 года, которое взял Дан Дель Фиорентино (Dan Del Fiorentino), была передана в дар коллекции программ устной истории NAMM в 2010 для сохранения его музыки для будущих поколений.

Джонс выступает в составе оркестра под руководством Александра Смолленса (Alexander Smallens) и недолго играет музыкальной постановке "Porgy and Bess", в главной роли с Кэбом Кэллоуэйем (Cab Calloway).

Джона Джонс был женат на сестре Рассела Боулза (Russell Bowles) - Элизабет Боулз (Elizabeth Bowles) (1910–1993), которая также мастерски владела трубой, кларнетом и горном. У них было четверо детей.

В 1999 он был введён в Зал славы биг бендов и джаза. В следующем году в Нью-Йорке Джоны Джонса не стало.

14:25