John Scofield / Джон Скофилд
Американский джаз роковый гитарист и композитор, который играл и сотрудничал с Майлсом Девисом (Miles Davis), Дэйвом Либменом (Dave Liebman), Джо Хендерсоном (Joe Henderson), Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), Джои ДеФранческо (Joey DeFrancesco), Херби Хэнекоком (Herbie Hancock), Пэтом Метини (Pat Metheny), Биллом Фриселлом (Bill Frisell), Пэтом Мартино (Pat Martino), Мавис Стэйплс (Mavis Staples), Филом Лэшем (Phil Lesh), Билли Кобэмом (Billy Cobham), группой Medeski Martin & Wood, Джорджем Дюком (George Duke), Жако Пасториусом (Jaco Pastorius), Джоном Майером (John Mayer), Робертом Гласпером (Robert Glasper), Gov't Mule и многими другими хорошо известными артистами. Чувствуя себя легко в идиоме бопа, Скофилд также хорошо исполняет джаз фьюжн, фанк, блюз, соул, рок и другие формы современной американской музыки.
Семья Скофилда переселилась из Огайо в Wilton, Connecticut, где и проснулся интерес Джона к музыке. Он начинал в составе местных р-н-б групп. Затем в начале 70-х Скофилд поступил в знаменитый Berklee College Of Music в Бостоне, но бросил учёбу для записей с Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan) и Четом Бейкером (Chet Baker). Вскоре он получил приглашение присоединиться к группе Билли Кобэма (Billy Cobham)/Джорджа Дюка (George Duke) в качестве замены Джона Аберкромби (John Abercrombie) и выступает, записывается и гастролирует в этом коллективе в течение двух лет.
В 1976 он записался с Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), и заменил Пэта Метини (Pat Metheny) в квартете Гари Бёртона (Gary Burton). Осенью 1976 Скофилд подписал контракт с Enja Recordsи и в следующем 1977 появился его первый альбом John Scofield. Приблизительно в это время он гастролировал и записался с пианистом Халом Галпером (Hal Galper), сначала на собственном сольном альбоме ROUGH HOUSE в 1978, а потом и на альбоме Галпера IVORY FOREST (1980), где можно услышать его соло во время исполнения их версии композиции Телониуса Монка (Thelonious Monk) "Monk's Mood". В 1979 он сформировал трио с одним из своих наставников Стивом Своллоу (Steve Swallow) и Адамом Насбаумом (Adam Nussbaum), которого сменил барабанщик Билл Стюарт (Bill Stewart). Этот коллектив становится знаковым в карьере Скофилда.
Начиная с ранних работ он медленно и стабильно развивает свой уникальный стиль. Диск SHINOLA (1981) был записан живьём. Это спокойный альбом, в записи которого принимал участие авторитетный наставник Скофилда басист Стив Своллоу (Steve Swallow). В 1982 Скофилд вошёл в состав группы Майлса Девиса (Miles Davis), с которым работал три с половиной года. Он сделал вклад в создание трёх работ Девиса: STAR PEOPLE, DECOY и YOU'RE UNDER ARREST.
Также Скофилд сотрудничает с МакКой Тайнером (McCoy Tyner), Марком Джонсоном (Marc Johnson), выступает в составе национального оркестра Франции (French National Orchestra). Ещё играя с Девисом (Miles Davis), Джон выпускает первый альбом на лейбле Gramavision ELECTRIC OUTLET (1984). STILL WARM (1985), продемонстрировавший всем уникальный богатый и сочный звук Скофилда, появился после ухода из коллектива Девиса. Альбом запечатлел настоящий взрыв творческой энергии. Выходу альбома предшествовала шумная рекламная компания, вдобавок интерес слушателей был подогрет бесплатным синглом, прилагаемым к журналу Guitar Player. Диск стал бестселлером и был безупречной работой.
С барабанщиком Деннисом Чемберсом (Dennis Chambers), басистом Гари Грейнджером (Gary Grainger) Скофилд создал Blue Matter Band, в которой на клавишных в разное время играли Митчелл Форман (Mitchel Forman), Роберт Эриес (Robert Aries) и Джим Беард (Jim Beard). Группа выпускает фанковые, правда, менее джазовые альбомы BLUE MATTER (1986), LOUD JAZZ (1987). Концертный диск PICK HITS LIVE (1987) блестяще заключил в себе лучшее из последних работ Скофилда и продемонстрировал его растущую важность как высококлассного исполнителя.
В середине 80-х Марк Джонсон (Marc Johnson) собрал свой первый собственный ансамбль Bass Desires с барабанщиком Питером Эрскайном (Peter Erskine) и двумя гитаристами Биллом Фриселлом (Bill Frisell) и Скофилдом. Это была самая захватывающая пара музыкантов со времён объединения Джона МакЛафлина (John McLaughlin) и Карлоса Сантаны (Carlos Santana). Группа записала две интересные работы BASS DESIRES (1986) и SECOND SIGHT (1987). FLAT OUT (1989) представил разнообразные и интересные аранжировки таких стандартов как "Secret Love" (Sammy Fain/ Paul Francis Webster) и "All The Things You Are" (Jerome Kern/ Oscar Hammerstein, II).
В начале 90-х Скофилд сформировал свой квартет, который включал саксофониста Джо Ловано (Joe Lovano), с которым записал несколько важных альбомов для лейбла Blue Note Records. TIME ON MY HANDS (1990), с Джо Ловано (Joe Lovano), Чарли Хэйденом (Charlie Haden) и Джеком ДиДжонеттом (Jack DeJohnette), вновь подтвердил высочайший уровень исполнительского мастерства Скофилда и его композиторские навыки с явным влиянием Мингуса. Диск становится любимчиком критиков и ещё одним бестселлером. Для многих это был джазовый альбом года
Позднее место барабанщика в группе занял Билл Стюарт (Bill Stewart). Мастерство Скофилда достигло такого уровня, что его уже причисляли к лучшим гитаристам мира. Его композиторский талант также продолжает расцветать. Его взаимопонимание с Чарли Хэйденом (Charlie Haden) и Джеком ДиДжонеттом (Jack DeJohnette) просто будоражило воображение и вызывало всеобщее восхищение. Оставаясь на необычайно плодотворном музыкальном пике, он произвёл ещё одну великолепную запись MEANT TO BE (1991). В течение 1991 Джон гастролировал с оркестром Майка Гиббса (Mike Gibbs Orchestra), где его доступная и обильная джазовая гитара гармонично сочеталась с новаторскими композициями Гиббса.
В 1992 Скофилд выпустил GRACE UNDER PRESSURE, на котором были представлены его приятель гитарист Билл Фриселл (Bill Frisell), с Чарли Хэйденом (Charlie Haden) на басу и Джои Бароном (Joey Baron) на ударных. WHAT WE DO (1993) продолжил его триумфальное шествие и также стал чрезвычайно популярным альбомом. Джим Фергдсон (Jim Ferguson) написал в журнале Guitar Player, что соло Скофилда как "сцены погони в фильме The French Connection - невероятно волнующие, глубокие и постоянно флиртующие с катастрофой, но редко выходящие из-под контроля".
Стюарт воссоединился со Скофилдом и басистом Стивом Своллоу (Steve Swallow) в декабре 1993 для работы над совместным проектом с Пэтом Метини (Pat Metheny) I CAN SEE YOUR HOUSE FROM HERE (1994).
Ближе к концу периода сотрудничества с Blue Note Скофилд вернулся к более фанковому и ориентированному на соул джаз звуку, направлению, которое будет доминировать в его последующих работах. В 1994 и 1995 Скофилд собрал группу, в состав которой вошли органист/пианист Ларри Голдингс (Larry Goldings), басист Деннис Ирвин (Dennis Irwin) и поочерёдно ударники Билл Стюарт (Bill Stewart) и Идрис Мухаммад (Idris Muhammad). Группа много гастролировала, а для записи альбомов HAND JIVE и GROOVE ELATION, продолживших направление фанк/грув/соул джаза в музыке Скофилда, были приглашены тенор саксофонист Эдди Харрис (Eddie Harris), перкуссионист Дон Элиас (Don Alias), трубач Ренди Брекер (Randy Brecker) и другие.
В 1997 вместе с авангардным трио Medeski, Martin & Wood он записал альбом A GO GO. Также в этот период начинаются творческие отношения с британским композитором Марком-Энтони Тёрнэйджем (Mark-Anthony Turnage). Сначала как солист Джон играет на альбоме Тёрнэйджа BLOOD ON THE FLOOR: ELEGY FOR ANDY, а в дальнейшем они объединяют усилия в работе над созданием SCORCHED. Это набор композиций Скофилда крупных форм периода Blue Matter, оркестровки для которых написал Тёрнэйдж. Запись доступна в каталоге лейбла Deutsche GrAMMophon. Дебютное исполнение прошло во Frankfurt, Germany.
В 2002 он выпустил ÜBERJAM, а в 2004 вышел UP ALL NIGHT, два альбома, на которых он экспериментирует с drum-n-bass и другими современными ритмами. Джон Скофилд также работает и записывается в Европе с группой нью-фьюжиониста Багге Вессельтофтом (Bugge Wesseltoft) New Conception of Jazz в 2001/2002 и 2006. В конце 2004 в свет вышел ENROUTE: John Scofield TRIO LIVE, на котором представлено трио Скофилда с ветеранами басистом Стивом Своллоу (Steve Swallow) и барабанщиком Биллом Стюартом (Bill Stewart). Этот концертный был записан во время выступлений в The Blue Note в Нью-Йорк в декабре 2003. В следующем году он выпустил THAT'S WHAT I SAY: John Scofield PLAYS THE MUSIC OF RAY CHARLES – со звёздным составом Скофилд исполнил материал Рэя Чарльза (Ray Charles). Это привело к серии выступлений с вокалисткой Мейвис Стейплс (Mavis Staples), органистом Гари Версачи (Gary Versace), басистом Джном Бенитезом (John Benitez) и барабанщиком Стивом Хассом (Steve Hass).
После двух ангажементов 3 и 4 декабря 2005 с группой Фила Леша (Phil Lesh and Friends) Скофилд принял участие во множестве шоу с этим коллективом.
26 сентября 2006 вышел альбом OUT LOUDER, второй релиз с авангардным джазовым трио Medeski, Martin & Wood. Группа, получившая общее название как MSMW, в 2006 и 2007 совершила гастрольные поездки по всему миру, планируя и дальнейшие совместные выступления. Скофилд также выступил в дуэте с Джоном Медески (John Medeski) – они назвали себя The Johns. Кроме того были выступления Скофилда в трио с Медески плюс барабанщик Адам Дейч (Adam Deitch).
18 сентября 2007 на подразделении Universal Music лейбле EmArcy Records был выпущен альбом THIS MEETS THAT, на котором была представлена музыка в исполнении его трио со Стивом Своллоу (Steve Swallow) и Биллом Стюартом (Bill Stewart). Чтобы расширить звуковую палитру, Джон добавил секцию духовых.
А дальше он избрал необычный путь. В последующие годы Скофилд начал искать источники собственного вдохновения в стандартных 12-тактовых блюзах и нашёл его в "старой музыке госпел – которая находилась в близких связях, и сама была источником вдохновения для R&B”. Его альбом PIETY STREET (2009) был записан легендарным басистом Джорджем Портером (George Porter, Jr.) и вокалистом/клавишником Джоном Клири (Jon Cleary).
Сотрудничество музыкантов, результаты которого можно услышать на альбоме 54 (2010), началось давно в 90-х, когда Винс Мендоза (Vince Mendoza) попросил Скофилда сыграть на его первом альбоме. С тех пор Джон появился на двух записях Винса и звук его гитары, как и импровизационные навыки, хорошо согласовались с концепцией Мендозы. Когда Мендоза принял руководство над The Metropole Orchestra, он и Скофилд решили снова поработать вместе, сфокусировавшись теперь на аранжировках Мендозы для композиций Скофилда, исполненных с привлечением The Metropole Orchestra.
В апреле 2010 французский министр культуры известил Скофилда о присуждении тому звания Officier of the Ordre des Arts et des Lettres.
Возвращение к Скофилдовской версии "straight ahead" джаза произошло в январе 2011 в студии, в которой собрались пианист/органист Ларри Голдингс (Larry Goldings), басист Скотт Колли (Scott Colley) и барабанщик Брайян Блэйд (Brian Blade), где были записаны композиции для балладного альбома, озаглавленного MOMENT'S PEACE, выпуск которого был намечен на май 2011 на лейбле EmArcy Records.
В последнее время Скофилд преподаёт на факультете в Steinhardt School of Education на джазовом отделении при New York University.
В 1978 он взял в жёны Susan Scofield. У пары родились Jean Scofield (1981) и Evan Scofield (1987–2013).
Скофилд предпочитает гитары фирмы Ibanez. Существует именная модель JSM100, созданная на основе концертной и студийной гитары Скофилда образца 1981 года Ibanez AS200, которую он считает лучшей полуакустической гитарой. Настройку инструмента он производит с использованием Pro Co RAT, подключая его через усилитель Vox AC30 или Mesa Boogie. Некоторые из его эффектов: Ibanez CS9 Analog Chorus, Line 6 FM4 Filter Modeler и Line 6 DL4 Delay Modeler. Дополнительно он использует DigiTech XP100 WhAMMy/Wah, Boss EQ Pedal, Boss Loop Station и сэмпл педаль Boomerang. Скофилд пользуется медиаторами Dunlop Delrin 2 mm.