John Abercrombie / Джон Аберкромби
Американский джазовый гитарист, композитор и бендлидер.
В своих работах часто исследовал границы джаз фьюжн, пост бопа, фри джаза и авангардного джаза. О нём часто говорят, как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте среди современных джазовых гитаристов. Это не совсем верно - в первую очередь потому, что музыку Аберкромби нельзя безоговорочно классифицировать как джаз. Это импровизационная музыка, испытывающая влияние самых разных стилей. В его арсенале - владение множеством "технологических" приёмов, а его фирменный звук неразрывно связан с использованием специфических педалей громкости, гитарных синтезаторов, устройств частотной обработки.
Его семья переехала в Greenwich, Connecticut, где и прошло его детство. В 14 лет он увлёкся гитарой. Изначально играл музыку в стиле Чака Берри (Chuck Berry), но, услышав записи Барни Кессела (Barney Kessel), открыл для себя джаз. В 1962 становится студентом знаменитого Berklee College Of Music в Бостоне, где его преподавателем был известный Джек Питерсен (Jack Petersen). Во время учёбы часто играет с другими студентами в бостонском джазовом клубе Paul’s Mall, где знакомится с органистом Джонни "Хэммонд" Смитом (Johnny "Hammond" Smith) и группой Brecker Brothers (саксофонистом Майклом Брекером (Michael Brecker) и его братом трубачом Ренди Брекером (Randy Brecker). Смит приглашает Аберкромби на совместные выступления в бостонском клубе Big M, а позднее берёт его на гастроли.
Турне в составе этой группы в конце 60-х позволили Джону получить необходимый практический опыт. В 1967 Джон заканчивает Беркли и недолго учится в North Texas State University. В 1969 он перебирается в Нью-Йорк, но необычная техника игры на инструменте некоторое время не позволяет ему найти достойных партнёров. В течение следующих пяти лет он играет вместе с братьями Рэнди (Randy Brecker) и Майклом Брекерами (Michael Brecker) в группе "Dreams", в которой также играет барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham), и совершает гастроли в составе группы Чико Хамилтона (Chico Hamilton Band), включая выступление на Джазовом Фестивале в Монтрё в Швейцарии (Montreux Jazz Festival).
Он начинает пользоваться спросом как сессионный музыкант, записывается с Гато Барбиери (Gato Barbieri) в 1971, Барри Майлсом (Barry Miles) в 1972 и Гилом Эвансом (Gil Evans) в 1974. Репутация Аберкромби значительно возрастает после того, как он принял участие в записи нескольких работ Билли Кобэма (Billy Cobham) – CROSSWINDS (1974), TOTAL ECLIPSE (1974) и SHABAZZ (1975). Этот состав, находящийся под рок-влиянием с довольно тяжёлым драйвом, предоставил ему идеальные условия для развития его чудесной техники и исполнительского воображения на этой ранней стадии его карьеры. Через некоторое время Аберкромби осознал, что его карьера развивается в несколько неожиданном для него направлении.
"Как-то вечером мы выступали в Spectrum в Филадельфии, и я подумал: "Что я вообще здесь делаю? Это было невозможно вычислить". В 1973 немецкий джазовый продюсер и основатель фирмы ЕСМ Манфред Эйхер (Manfred Eicher) пригласил Джона для записей на своём лейбле. Он записывает свой первый сольный альбом TIMELESS в 1974 с ударником Джеком ДиДжонеттом (Jack DeJohnette) и органистом на органе HAMMond Яном Хаммером (Jan HAMMer). Диск был хорошо воспринят и получил одобрение критики. Так началось плодотворное сотрудничество Аберкромби с лейблом ECM.
Следующей работой Джона становится альбом GATEWAY, записанный в ноябре 1975 с ДиДжонеттом и басистом Дэйвом Холландом (Dave Holland), обозначил появление Gateway Trio Диск был выпущен в июне 1978. В дальнейшем Аберкромби разрабатывает новый и вполне узнаваемый стиль в более традиционном формате. Он записывает ARCADE, THE ABERCROMBIE QUARTET и M с пианистом Ричи Байрахом (Richie Beirach), басистом Джорджем Мразом (George Mraz) и барабанщиком Питером Дональдом (Peter Donald). Аберкромби так отозвался об этом квартете: “Было чрезвычайно важным для меня создать эту группу… это была моя первая возможность действительно проявить себя в качестве лидера и регулярно писать материал для одной и той же группы музыкантов".
В течение середины 70-х и в 80-х Джон сделал свой вклад в музыку ансамблей под руководством ДиДжонетта и принял участие в нескольких сессиях для ECM, иногда используя электро мандолину. Он также участвует в гастролях с гитаристом Ральфом Таунером (Ralph Towner).
В середине 80-х он продолжает исполнять стандартный репертуар с Джорджем Мразом (George Mraz), играет в боп дуэте с гитаристом Джоном Скофилдом (John Scofield). С 1984 Аберкромби начинает экспериментировать с гитарным синтезатором во время записей в трио с басистом Марком Джонсоном (Marc Johnson) и барабанщиком Питером Эрскайном (Peter Erskine). Он использует синтезатор во время работы с фри джазовым коллективом Пола Блэя (Paul Bley) в 1986, и продолжает использовать возможности этого инструмента вплоть до 90-х.
Его работы с синтезатором представлены на таких альбомах как: GETTING THERE с Майклом Брекером (Michael Brecker) в 1987, CURRENT EVENTS в 1986, и John Abercrombie, Marc Johnson, & Peter ERKSTINE в 1989. Синтезатор, по его словам, позволяет ему исполнять "более громкую, более открытую музыку".
В 1989 директору джазовой программы в Concordia University Эндрю Хомзи (Andrew Homzy) попали в руки ноты альбома EPITAPH Чарльза Мингуса (Charles Mingus). Он связался с вдовой контрабасиста Сью Мингус (Sue Mingus) и аранжировщиком и бендлидером Гюнтером Шуллером (Gunther Schuller) и было решено собрать звёздный состав, с которым перезапишут материал альбома. Джон Аберкромби был приглашён для работы над новой версией EPITAPH.
90-е и 2000-е ознаменовали время постоянно меняющихся составов. В 1992 Аберкромби в сотрудничестве с барабанщиком Адамом Насбаумом (Adam Nussbaum) и органистом Джеффом Палмером (Jeff Palmer) делает записи в стиле фри джаз. Затем он играет в трио с Насбаумом и органистом Дэном Уоллом (Dan Wall). В 1992 они выпускают WHILE WE WERE YOUNG, в 1994 свет увидел альбом SPEAK OF THE DEVIL и в 1997 TACTICS'. В свой состав Аберкромби приглашает трубача Кенни Уиллера (Kenny Wheeler), скрипача Марка Фельдмана (Mark Feldman) и саксофониста Джо Ловано (Joe Lovano), с которыми записывает в 1999 диск OPEN LAND.
Для записи альбома HOMECOMING (1995) был вновь воссоздан состав Gateway. В дальнейшем Аберкромби работает с различными джазменами, включая Джона Скофилда (John Scofield), который участвует в создании альбома SOLAR (1993). Возобновляет сотрудничество с гитаристом, пианистом и композитором Ральфом Таунером (Ralph Towner). Аберкромби продолжает гастролировать, записываться и тесно сотрудничать с лейблом ECM, которому остаётся верным последние 40 лет.
Его стиль, несмотря на продолжающиеся эксперименты и попытки исследования и расширения границ джаза, сохраняет твёрдую привязанность к джазовым традициям. Он с готовностью использует электронные эффекты и тембральные изменения для достижения более глубокого эмоционального эффекта. Как он сказал в интервью: "Я хотел бы, чтобы люди воспринимали меня как музыканта, имеющего непосредственное отношение к истории джазовой гитары, и в то же время расширившего некоторые музыкальные границы".
В дальнейшем появляются его работы CAT 'N' MOUSE (2002), CLASS TRIP (2004), A NICE IDEA (с пианистом Энди ЛаВерном (Andy LaVerne) (2005), STRUCTURES (записанная с использованием одного микрофона) (2006), и THIRD QUARTET (2007). В 2009 появился альбом WAIT TILL YOU SEE HER. В 2011 гитарист записал SPEAK TO ME в дуэте с пианистом Марком Коплендом (Marc Copland) на немецком лейбле Pirouet. За ним последовала запись квартета WITHIN A SONG для ECM. Состав его группы включал ударника Джои Баррона (Joey Barron), саксофониста Джо Ловано (Joe Lovano) и басиста Дрю Гресса (Drew Gress). В октябре 2013 другой квартет осуществил запись альбома, получившего название 39 STEPS. Вместо Ловано на диске играл Копленд. Аберкромби был одним из наиболее универсальных и одарённых гитаристов послевоенного джаза.