Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jimmy Dorsey / Джимми Дорси

Американский джазовый кларнетист, саксофонист, композитор и руководитель оркестра. Был известен как "JD". Он сочинил и записал такие джазовые и поп стандарты как "I'm Glad There Is You (In This World of Ordinary People)" и "It's The Dreamer In Me". Другими его важными записями стали композиции "Tailspin", "John Silver", "So Many Times", "Amapola", "Brazil (Aquarela do Brasil)", "Pennies from Heaven" с Бингом Кросби (Bing Crosby), Луи Армстронгом (Louis Armstrong) и Френсис Ленгфорд (Frances Langford), "Grand Central Getaway" и "So Rare". Уже с восьмилетнего возраста Дорси выступает под руководством своего отца, который в прошлом был шахтёром, а затем переквалифицировался на преподавателя музыки и руководителя духового оркестра. В 1913 в девять лет он выходит на сцену в составе J. Carson McGee's King Trumpeters, где играет на трубе. К одиннадцати годам осваивает альт- и тенор-саксофоны, через некоторое время - кларнет. Джимми играл на кларнете, оснащённом системой аппликации Альберта (Albert), в то время как большинство его современников, включая Бенни Гудмена (Benny Goodman) и Арти Шоу (Artie Shaw), использовали инструменты с более распространённой системой Боэма (Boehm). Профессиональную деятельность начинает в 17 лет - в ансамбле Scranton Sirens, а затем выступает в составе различных оркестров в основном со своим братом Томми Дорси (Tommy Dorsey). Их совместная группа Dorsey’s Novelty Six позже получает название Dorsey’s Wild Canaries и становится одной из первых джазовых групп, выступивших на радио Балтимора. Позже Джимми становится участником и совершает ряд турне в составе California Ramblers. Иногда со своим братом, иногда самостоятельно, Дорси играет в ряде ведущих оркестров, среди которых были биг бенды под управлением Джина Голдкитта (Jean Goldkette), где играли Бикс Байдербек (Bix Beiderbecke) и Френки Трамбауэр (Frankie Trumbauer). Когда оркестр Голдкитта распался, Джимми вместе с Биксом и Трамбауэром присоединились к оркестру Пола Уайтмена (Paul Whiteman). Позднее Джимми фрилансил, играя на радио и участвуя во многих сессиях звукозаписи. В 1924 он женится на Джейн Портер (Jane Porter). Вместе со своим братом в 1928 (позднее также в 1932) становится участником ансамбля Фила Наполеона (Phil Napoleon) Original Memphis Five. Он также часто записывается в компании с Редом Николсом (Red Nichols) (в ансамбле Five Pennies) и коллегой по оркестрам Голдкитта/Уайтмена Биксом Байдербеком (Bix Beiderbecke). В 1930 присоединяется к оркестру Теда Льюиса (Ted Lewis), с которым посещает Европу. Вернувшись в Штаты, Джимми недолго работает с Руди Валли (Rudy Vallee) и другими бендлидерами. Продолжает сотрудничество и со своим братом, с которым в 1934 формируют Dorsey Brother’s Orchestra, который становится чрезвычайно популярным. В 1932 как участник оркестра Натаниэля Шилкрета (Nathaniel Shilkre) (часто со своим братом) он принимает участие по крайней мере в 75 радио программах, таких как "The Music That Satisfies", также известной как Chesterfield Quarter Hour. В 1934 и 1935 будущий бендлидер Гленн Миллер (Glenn Miller) входил в состав Dorsey Brothers Orchestra, где сочиняет такие номера как "Annie's Cousin Fanny", "Tomorrow's Another Day", "Harlem Chapel Chimes" и "Dese Dem Dose", которые были записаны на фирме Decca. К несчастью для оркестра братья часто спорили, иногда просто неистово. И однажды, после очередного спора, произошедшего на сцене Glen Island Casino в мае 1935, Томми уходит и оставляет Джимми самостоятельно руководить оркестром. Несколько месяцев Джимми ждёт, что младший брат вернётся. Но когда в сентябре Джимми узнаёт, что Томми собрал собственный оркестр и подписал контракт с RCA Victor, он меняет название биг бенда на Jimmy Dorsey Orchestra, оставшись под опекой Decca Records. В составе у Джимми играют Бобби Бирн (Bobby Byrne), Рэй МакКинли (Ray McKinley), Дональд Маттесон (Donald Matteson) и Скитс Херфурт (Skeets Herfurt) как и вокалисты Боб Эберли (Bob Eberly) и Кай Уэбер (Kay Weber). Один из наиболее выдающихся белых оркестров свинговой эры, биг бенд Джимми Дорси исполнял джазовый репертуар, но не отказывался и от популярной музыки того времени. Первым громким хитом Джимми в 1935 становится "You Let Me Down". Изначально музыка его оркестра была более ориентирована на джаз, нежели у его брата. Он записывает классические инструментальные свинговые номера "Dorsey Stomp", "Tap Dancer's Nightmare", "Parade of the Milk Bottle Caps", "John Silver" и "Dusk in Upper Sandusky". Оркестр участвует в 73 радио шоу Бинга Кросби (Bing Crosby), которые транслировались из Kraft Music Hall с декабря 1935 по июль 1937. Оркестр участвует в некоторых записях Кросби в этот период. В 1939 к оркестру присоединяется вокалистка Хелен О'Коннелл (Helen O'Connell). Особенно успешной оказалась серия хитов, аранжировки которых сделал Тутти Камарата (Tutti Camarata) по настоянию продюсера, который хотел слышать обоих вокалистов на трёхминутном сингле на 78-оборотов. Камарата написал аранжировку, состоящую из трех частей. Первая часть представляла слушателям вокал певца оркестра Боба Эберли (Bob Eberly) в сентиментальной балладной части, затем темп взвинчивался, и Джимми исполнял соло на альт саксофоне, и в конце возникал чувственный вокал певицы Хелен О'Коннелл (Helen O'Connell) в отрезке снова в медленном темпе, часто со словами на испанском. Первой песней, созданной в подобной манере, стала "Amapola", за ней последовала "Yours", а затем "Maria Elena" и "Green Eyes", ставшая хитом № 1, а позже и "Tangerine". Подобная находка принесла оркестру Дорси огромный успех и к середине 40-х его биг бенд был одним из самых популярных. Эта волна успеха позволила оркестру пережить тяжёлую зиму 1946-1947, когда многие замечательные коллективы вынуждены были прекратить деятельность. Когда в 1942 О'Коннелл покинула состав, её место заняла Китти Каллен (Kitty Kallen). Приблизительно с 1944 менее года место вокалистки оркестра занимала первая жена Джерри Льюиса (Jerry Lewis) Патти Палмер (Patti Palmer) (настоящее имя Эстер Калонико (Esther Calonico). 15 марта 1945 оркестры Джимми и Томми Дорси осуществили совместные записи для V-Disc в Liederkranz Hall в Нью-Йорке. Диск под номером V-Disc 451 вышел в июне 1945, на одной стороне которого была тема "More Than You Know", на другой "Brotherly Jump". В 1947 Джимми принимает участие в съёмках кинофильма “The Fabulous Dorsey’s”. Одновременно с работой в биг бенде в 1949-1950 Дорси активно включается в движение возрождения с созданной им специально для этого небольшой диксиленд капеллой Original Dorseyland Orchestra (в названии обыгрывается ассоциация с Original Dixieland Jazz Band - первым значительным оркестром диксиленд-джаза). В 1949 он разводится с Джейн Портер. Но 50-е принесли с собой новые проблемы и в 1953 он снова воссоединяется со своим братом, который вскоре переименовывает свой все ещё успешный оркестр в Tommy Dorsey and his Orch. featuring Jimmy Dorsey. 26 декабря 1953 братья и их оркестр принимают участие в телевизионной программе Джеки Глисон (Jackie Gleason) на CBS. Успех телевизионного выступления приводит к созданию еженедельной программы Stage Show, которая выходит в эфир на CBS с 1954 по 1956. В нескольких передачах принял участие Элвис Пресли (Elvis Presley), для которого это стало первым появлением на телеэкранах. Джимми оставался в оркестре вплоть до смерти своего брата в 1956, но к этому времени он тоже был болен. Считается, что его последнее выступление состоялось 12 марта 1957 в городе Joplin, штат Missouri. Незадолго до смерти он был награждён золотым диском за "So Rare", записанную 11 ноября 1956. Существуют некоторые разногласия по поводу того, кто исполняет соло на альт саксофоне Дик Стебайл (Dick Stabile) или Джимми Дорси. Композиция поднялась до второго места в списке популярности журнала Billboard. Он пережил брата всего на несколько месяцев и умер от рака горла. Со смертью Джимми история этого оркестра не завершилась, он стал "мемориальным" бендом. Новым его руководителем был впоследствии трубач Ли Касл (Lee Castle). Выдающийся исполнитель, обладавший высоким техническим мастерством, Джимми Дорси был одним из влиятельнейших джазовых саксофонистов своего времени, повлиял на многих современников и имел множество последователей. Лестер Янг (Lester Young) и Чарли Паркер (Charlie Parker) называли Джимми в числе повлиявших на них музыкантов. В историю джаза вошел прежде всего, как бендлидер, благодаря исключительной популярности в 30-е годы Dorsey Brothers Orchestra - одного из лучших "белых" биг бендов начала свинговой эры, а также как руководитель собственного оркестра, исполнявшего преимущественно коммерциализированную развлекательно-танцевальную музыку, но выгодно отличавшегося от других подобных оркестров высоким профессионализмом и первоклассным свингом. Наиболее удачные аранжировки для него написал Дон Редман (Don Redman), для оркестра братьев Дорси – Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson). Ряд идей, связанных со стилистикой, структурой биг бенда, распределением ролей между инструментальными группами, соотношением коллективного и сольного исполнения, Дорси заимствовал у негритянских свинговых оркестров (особенно у Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), однако смог утвердить их на практике и придать им законченный и зрелый вид раньше многих других бендлидеров. Внёс, как и его брат, значительный вклад в подготовку расцвета классического свингового стиля в середине 30-х. Вместе с тем до конца 40-х сохранил привязанность и к традиционному джазу (сотрудничал с музыкантами чикагской и нью-йоркской школ диксиленда, создал собственный диксиленд-бенд, эпизодически включал в репертуар биг бенда диксилендовые аранжировки, стремился к соединению стилевых элементов традиционного джаза и свинга). Кроме того, зарекомендовал себя как талантливый кларнетист и альт-саксофонист с самобытной манерой игры и блестящей исполнительской техникой (хотя и не был ярким импровизатором). Ему подражал в начале своего пути Лестер Янг (Lester Young). Сам же он на определённом этапе испытал влияние Бенни Гудмена (Benny Goodman) (в связи с этим его называют порой в литературе о джазе "малым Гудменом").
21:51