Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Helen Humes / Хелен Хьюмс

Американская джазовая и блюзовая вокалистка.

Хелен Хьюмс, чья карьера охватила пять десятилетий, бросила вызов всем любителям категоризации. Начиная с ранних записей в юном подростковом возрасте, пройдя через такие джазовые институты как оркестр Каунта Бейси (Count Basie), трио Рэда Норво (Red Norvo) и оркестр Jazz at the Philharmonic, она стабильно демонстрировала виртуозность и редкую последовательность в своих начинаниях. Она привнесла в мир музыки свой ясный, солнечный голос, безупречное чувство времени и свой особый, без излишеств подход к словам и мелодии. Хотя её часто сравнивали с такими легендами, как Билли Холидей (Billie Holiday), Милдред Бейли (Mildred Bailey), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и Бесси Смит (Bessie Smith), Хьюмс скромно отклоняла подобные сравнения, предпочитая называть себя "просто певицей".

Хьюмс была единственным ребёнком в счастливой, дружной, музыкальной семье школьной учительницы Эммы Джонсон (Emma Johnson) и Джона Генри Хьюмса (John Henry Humes), который был первым темнокожим адвокатом в городе. Хьюмс вспоминала как папа и мама пели в церковном хоре и часто пели в доме. Хьюмс познакомилась с музыкой в церкви и с детства пела в оркестре местной воскресной школы, которая прославилась тем, что её посещали такие будущие звёзды джаза как Дики Уэллс (Dicky Wells) и Джона Джонс (Jonah Jones). Первыми инструментами Хелен становятся орган и пианино, уроки игры на котором она берёт у Бесси Аллен (Bessie Allen). Иногда Хьюмс играет в составе местной танцевальной группы the Dandies.

В 1926 она принимает участие в конкурсе талантов, на котором исполнила песни "When You're a Long, Long Way from Home" и "I'm in Love with You, That's Why". Вокальный талант Хьюмс заметил гитарист Сильвестер Уивер (Sylvester Weaver), который записывался на лейбле OKeh. Уивер посоветовал обратить внимание на Хьюмс продюсера и искателя талантов Томми Рокуэлла (Tommy Rockwell). Так в возрасте 14 лет Хелен делает запись своего первого альбома для лейбла OKeh в Сент-Луисе, исполнив несколько блюзовых песен.

Спустя два года она отправляется в Нью-Йорк, где снова делает записи, на этот раз под аккомпанемент пианиста Джеймса Си Джонсона (James C. Johnson). Несмотря на раннее знакомство с миром музыки, Хьюмс не записывается в течение последующих десяти лет. За этот период она получает высшее образование, оканчивает финансовые курсы, работает в банке, в качестве официантки, и секретарём у своего отца. Некоторое время она проводит в качестве домохозяйки, посещая иногда друзей в Buffalo, New York. Во время одного из таких визитов, Хьюмс спела несколько песен в местном кабаре Spider Web. После этого короткого выступления её пригласили на прослушивание и в итоге она получает работу с оплатой в $35 за неделю. Она остаётся в Buffalo и поёт с небольшим составом под управлением Эла Сирса (Al Sears).

Однажды, когда Хьюмс была дома (как минимум дважды в год она возвращалась домой), ей позвонил Сирс, который был в Цинциннати. Он просил её срочно приехать, так как ему удалось договориться о выступлениях в Cotton Club, который был важным заведением на музыкальной сцене этого города. Вот так в 1936 Хьюмс отправилась в Цинциннати, где снова пела с группой Сирса.

Именно во время выступлений в Cotton Club в 1937 её услышал Каунт Бейси (Count Basie). Он предлагает зарплату в $35 за неделю, на что она ответила: "Я в шоке, я имею столько же здесь и мне не нужно для этого никуда ехать". Немногим позже в этом же 1937 Хьюмс отправляется в Нью-Йорк, где вступает в гарлемском танцевальном зале Renaissance Ballroom с оркестром под управлением Вернона Андраде (Vernon Andrade). Там её услышал влиятельный открыватель талантов и продюсер Джон Хаммонд (John Hammond). Благодаря Хаммонду она делает несколько записей с оркестром Гарри Джеймса (Harry James), в числе которых "Jubilee", "I Can Dream, Can't I?", и композиции Джимми Дорси (Jimmy Dorsey) "It's the Dreamer In Me" и "Song of the Wanderer".

В марте 1938 Хаммонду всё же удаётся убедить Хьюмс и она подписывает контракт с Каунтом Бейси (Count Basie), заменив Билли Холидей (Billie Holiday), и остаётся с оркестром в течение следующих четырёх лет. Её записи с Бейси были привлекательной смесью популярных песенок невысокого качества, но наибольшую известность ей приносит исполнение балладного репертуара. В частности, известность ей приносят такие песни как "Between the Devil and the Deep Blue Sea" и "Moonlight Serenade". Несмотря на то, что она превосходно исполняла блюзы, этот репертуар был прерогативой другого вокалиста оркестра – Джимми Рашинга (Jimmy Rushing).

24 декабря 1939 Хьюмс с оркестром Бейси и Джеймсом Пи Джонсоном (James P. Johnson) принимает участие во втором концерте "From Spirituals to Swing", который был организован Джоном Хаммондом (John Hammond) и состоялся в Carnegie Hall. После этого концерта большую часть времени оркестр проводит в гастролях. В 1973 она так вспоминала то время: "Мне приходилось притворятся спящей в автобусе Бейси, а ребята думали, что я не слышу их грубые разговоры. Я пришивала пуговицы и готовила для них тоже … в местах, где было трудно найти хоть что-нибудь поесть … на юге. Меня не интересовала выпивка и сидение до поздна … но мои почки не смогли выносить подобного наказания в этих длинных поездках … да и потом я просто устала петь одни и те же песни".

Она покидает Бейси в 1942 и отправляется домой в Луисвилль. Вскоре ей позвонил Хаммонд и пригласил для выступлений в Нью-Йорк в Café Society. Она часто поёт в этом заведении под аккомпанемент Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и Арта Тейтума (Art Tatum). В этом же 1942 она также поёт в клубах Three Deuces и Famous Door с Бенни Картером (Benny Carter) (февраль), выступает в Village Vanguard с Эдди Хейвудом (Eddie Heywood), отправляется на гастроли в составе оркестра под управлением тромбониста Эрни Филдса (Ernie Fields). В 1944 Хьюмс отправляется в Лос-Анджелес, где много времени проводит в студиях, записывая сольные работы, работает над саундтреками к фильмам, в числе которых картины "Panic in the Streets" и "My Blue Heaven". Она принимает участие в музыкальном фильме "Jivin' in Be-Bop" Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). В течение пяти сезонов она принимает участие в знаменитой серии концертов Jazz at the Philharmonic. В 1945 Хьюмс вместе с Биллом Доджеттом (Bill Doggett) записывает свой самый большой хит – песню в стиле jump blues "Be-Baba-Leba" (Philo, 1945).

Во время нью-йоркской сессии 1947, проходившей под руководством Джона Хаммонда (John Hammond), она делает несколько превосходных мейнстрим записей с Баком Клейтоном (Buck Clayton) и Тедди Уилльямсом (Teddy Wilson). Несмотря на ещё один большой успех с песней "Million Dollar Secret" (Modern, 1950), её карьера с конца 40-х начала выказывать некоторые признаки затухания. До средины 50-х она делает лишь несколько записей, работает с различными группами и вокалистами, включая Нэт Кинг Кола (Nat King Cole). В 1950 она записывает "Rock Me to Sleep" Бенни Картера (Benny Carter). Ей удалось создать некую связь между свингом биг бендов и ритм-н-блюзом.

В 1956 Хьюмс гастролирует по Австралии с виброфонистом Рэдом Норво (Red Norvo). Получив хороший приём, они возращаются снова в 1962 и 1964. В 1959 она принимает участие в Newport Jazz Festival, а в 1960 и 1962 выступает на сцене Monterey Jazz Festival. В 1962 она отправляется в Европу в составе первого американского фолк блюзового фестиваля.

В её карьере наступает пауза, продлившаяся до конца 60-х. В 1967 она была вынуждена вернуться в США, чтобы заботиться о заболевшей матери. Она находит работу на фабрике по изготовлению амуниции, продаёт свой проигрыватель и все свои записи, и прекращает петь. С 1967 она не подходит к микрофону, пока в 1973 композитор и продюсер Стенли Денс (Stanley Dance) не убеждает её выйти из затворничества и выступить с оркестром Бейси на Newport Jazz Festival. Их совместное выступление проходит с большим успехом, что приводит к возобновлению карьеры и Хьюмс вновь начинает петь в полный голос.

После выступления на фестивале она предпринимает обширные европейские гастроли, делает запись нескольких альбомов во Франции для лейбла Black and Blue. В 1973 во Франции Хьюмс получает награду Music Industry of France Award, а в 1975 ей вручают символический ключ от города Луисвилль. В 1974-1977 регулярно выступает в Нью-Йорке в Cookery. В дальнейшем Хьюмс периодически выступает в различных заведениях Америки и Европы, принимает участие в фестивалях, включая престижный Nice Jazz Festival.

Свой последний альбом HELEN для Muse Records она записывает в 1980. О своей карьере Хьюмс сказала: "Я не пытаюсь быть звездой. Я хочу работать, быть счстливой и просто идти вместе с моими друзьями – это и есть моя карьера".

Хьюмс умерла от рака в 1981 в возрасте 68 лет. На похоронах представители её семьи поросили вместо цветов сделать пожертвования на ислледования по борьбе с раком. Её похоронили в Inglewood Park Cemetery, в Inglewood, California.

Чувствуя себя уверенно при исполнении балладного репертуара, в который oна привносила безупречную джазовую фразировку и блюзовые интонации, Хьюмс стала одной из выдающихся певиц своего времени. Её лёгкий, чистый голос сохранил свежесть своего звучания вплоть до её 60-тилетия и записи последнего периода её творчества можно с уверенностью отнести к её лучшим работам.

18:20