Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Harold Land / Гарольд Ленд

Американский тенор-саксофонист, игравший в стилях хардбоп и пост-боп. С пяти лет Ленд рос в San Diego, California. Играть на саксофоне начал в шестнадцать на подаренном в 1945 саксофоне. Первый интерес к джазу вызвала версия композиции “Body and Soul”, исполненная Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins), чья манера игры, а также более позднее влияние Лаки Томпсона (Lucky Thompson) и Чарли Паркера (Charlie Parker) определили направление его творческого развития. В колледже играл в коллективе басиста Ральфа Хьюстона (Ralph Houston), благодаря поддержке которого присоединился к профсоюзу музыкантов, затем набирался опыта в комбо трубача Фроэбела Бригмана (Froebel Brigham) в Creole Palace. Позднее Ленд вспоминал: “Мы играли на танцполе и давали джазовые сеты. Иногда парни как Хемптон Хоус (Hampton Hawes), Тедди Эдвардс (Teddy Edwards) и Сонни Крисс (Sonny Criss) приезжали из Лос-Анджелеса и работали с нами – это придавало огромный стимул”. С другом и коллегой по работе барабанщиком Леоном Петтисом (Leon Petties) около года входили в группу гитариста Джимми Лиггинса (Jimmy Liggins), и его знаменитого брата Джо "Ханидриппер" Лиггинса (Joe “Honeydripper” Liggins). Гарольд называл этот опыт в R&B коллективе завершающим этапом своего музыкального образования. После работы в San Diego и дебютной записи для Savoy (1949), Ленд в 1954 решил попытать счастья в Лос-Анджелесе, однако его попытки в течение нескольких месяцев найти работу не увенчались особым успехом. Поворотной точкой карьеры в том же году стала ночь, когда Клиффорд Браун (Clifford Brown) взял своего партнёра по комбо Макса Роуча (Max Roach) послушать игру Гарольда на сессии в доме у Эрика Долфи (Eric Dolphy). Ленд вспоминает: “Эрик знал меня со времён San Diego, и после переезда в L.A. мы стали хорошими друзьями. Он был великолепен, любил играть где угодно, в любое время дня и ночи. Со мной – та же история. Собственно, до сих пор”. В результате этого неофициального прослушивания, Клиффорд Браун (Clifford Brown) и Макс Роуч (Max Roach) пригласили Ленда в Филадельфию занять место Тедди Эдвардса (Teddy Edwards) в составе их квинтета, с которым он выступал и записывался (в том числе в альбоме STUDY IN BROWN) до ноября 1955. По семейным причинам был вынужден вернуться в Лос-Анджелес за полгода до трагической гибели в автокатастрофе Клиффорда Брауна (Clifford Brown) и пианиста Ричи Пауэлла (Richie Powell). К этому времени Ленд получает достаточную известность и хорошую репутацию. В 1956 он становится участником влиятельной группы Кёртиса Каунса (Curtis Counce), принимает участие в многочисленных важных записях со многими лидирующими музыкантами Западного побережья, руководит различными составами как самостоятельно, так и совместно с Рэдом Митчеллом (Red Mitchell). Записал ставшие известными альбомы для лейбла Contemporary (1958-59) – IN THE LAND OF JAZZ и THE FOX (с пианистом Элмо Хоупом (Elmo Hope) и трубачом Дюпри Болтоном (Dupree Bolton), также записал концертный альбом с пианистом Телониусом Монком (Thelonious Monk) в клубе Blackhawk, San Francisco в 1960. Возглавлял с 1960 коллективы как сам, так и совместно с Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson) (1967-71) и Блу Митчеллом (Blue Mitchell) (1975-1978). Возобновление интереса к акустическому джазу в 80-х, дало новый импульс его карьере, Ленд выступал на различных европейских фестивалях, иногда с Timeless All-Stars, включавшей Билли Хиггинса (Billy Higgins) на ударных. В последние годы Ленд преподавал в University of California, Los Angeles, выступал в Лос-Анджелесе и его окрестностях вплоть до своей смерти в 2001. Иногда с ним выступал сын – пианист Гарольд Ленд младший (Harold Land, Jr.). В качестве лидера записывался кроме вышеупомянутых лейблов, на Jazzland, Blue Note, Imperial, Atlantic, Cadet, Mainstream, Concord, Muse, Postcards. Исключительно одарённый музыкант, Лэнд разработал свой отличительный стиль ещё в начале своей карьеры, хотя позже он начал включать в свои крайне оригинальные работы некоторые стилистические приёмы Джона Колтрейна (John Coltrane).
13:59