Gus Johnson / Гас Джонсон
Его обучение игре на ударных проходило в составе довоенных местечковых групп афроамериканского среднего Запада. Шестьдесят лет назад именно танцевальные ритмы Гаса Джонсона подтолкнули никому неизвестного саксофониста Чарли Паркера (), известного в будущем как "Bird" ("Птица" — прозвище Паркера среди бибоперов), а пока только птенца, упорхнуть из Канзас-Сити. Универсальность, чувство динамических контрастов, начиная от нежного аккомпанемента для вокала и заканчивая мощными порывами свинга в биг бендах – все это позволяло Гасу Джонсону одинаково мастерски играть в широком диапазоне коллективов. Коллеги ценили его за отличное чувство ритма, а тромбонист Урби Грин (Urbie Green) даже назвал Джонсона "родоначальником правильного времени".
Вал Уилмер (Val Wilmer), журналист периодического издания The Guardian, так вспоминает встречу с Гасом Джонсоном: "Он был одним из первых музыкантов, у кого я брал интервью. Меня надоумил редактор нового, на тот момент, издания Tropic, а также, к слову, большой любитель джаза. Я ещё учился в колледже, когда приехал в отель Mayfair, где остановился Гас. Он так тепло меня принял, словно я из элиты Флит стрит (Fleet St. – улица в лондонском Сити, за которой прочно закрепилась репутация цитадели британской прессы). Дружелюбный и ироничный, он курил черные с золотом сигареты "Sobranie", постоянно вставлял остроумные замечания, добавляя, что он "не особо умеет вести разговор". Будучи скромным, он сказал мне, объясняя почему Элла [Фитцджеральд] (Ella Fitzgerald) так любит его технику игры: "Барабаны нужны, чтобы помогать оркестру не сбиваться с темпа и свинговать. А соло я не играю потому, что звук у меня ужасный".
Джонсон вырос в Далласе, где вместе с тромбонистом Генри Кокером (Henry Coker) они играли в школьном оркестре, а позже также вместе работали у Каунта Бейси (Count Basie). Они оба росли высокими и худощавыми, вымахав "длинными как жерди". Будучи ребёнком, Гас Джонсон брал обязательные уроки фортепьяно, а также контрабаса и ударных, но вскоре сделал свой выбор в пользу барабанов, оставив фортепьяно и контрабас. После дебюта в Хьюстоне в возрасте 9 лет, началась его профессиональная карьера. Одной из первых работ стала игра во время немых фильмов в хьюстонском Lincoln Theater, куда он десятилетним ребёнком приходил в своих коротких штанишках. Как и другие темнокожие техасцы, молодой Гас часто работал в местных коллективах, много колесивших по окрестностям и игравших на танцах. Среди них самым заметным был McDavid’s Blue Rhythm Band.
Окончив школу Booker T. Washington High School, Гас Джонсон перебирается в Канзас-Сити, штат Монтана, где создаёт вокальный коллектив Four Rhythm Aces, но позднее все же решает сконцентрироваться на ударных. После работы в целом ряде коллективов, таких как оркестры Джо Джонса () в Омахе, пианиста Эрнеста "Спек" Редда (Ernest "Speck" Redd) в Айове, Ллойда Хантера (Lloyd Hunter), он в 1938 присоединяется к оркестру Джея МакШенна (Jay McShann) в Канзас-Сити. Почти одновременно с ним, туда же приходит и молодой альт-саксофонист Чарли Паркер (). Во время гастролей оркестра по всему среднему Западу, Паркеру на концертах очень помогали раскрываться именно Гас Джонсон и контрабасист Джин Рэйми (Gene Ramey). Так продолжалось вплоть до 1941, когда они добрались до Нью-Йорка. И уже в Savoy Ballroom, где Паркер исполнял блюз и "свинговал как одержимый", коллектив МакШенна в невероятных соревнованиях между оркестрами завоевал, наконец, симпатии Лаки Миллиндера (Lucky Millinder) и получил свою долю популярности.
Тромбонист и певец Клайд Бернхардт (Clyde E. B. Bernhardt), коллега Джонсона по коллективу МакШенна, описывает выступления в нью-йоркском Savoy Ballroom следующим образом: "Когда он исполнял свои невероятные соло, то выглядел просто удивительно. Перед каждым соло смачивал свои набриолиненные волосы влажным полотенцем так, что во время исполнения капли летели во все стороны словно пот".
У МакШенна Гас работал вплоть до 1943 и в этот период сделал свою первую запись в студии, аккомпанируя пианисту. Оркестр МакШенна пришлось покинуть, потому что Джонсона призвали в армию США, где он продолжал играть на барабанах, но уже в военном оркестре. Сразу после увольнения Гас ненадолго вернулся обратно в коллектив МакШенна, но позже переехал в Чикаго, где работал с оркестрами, которыми руководили такие знаменитости, как саксофонист Эдди "Клинхэад" Винсон (Eddie "Cleanhead" Vinson), трубачи Кути Уильямс (Cootie Williams) и Джесси Миллер (Jesse Miller). Помимо этого, он играл в знаменитом биг бенде пианиста Эрла Хайнса (), ставшего колыбелью первого поколения бибоперов. В конце концов он присоединился к своему любимому оркестру – биг бенду под управлением Каунта Бейси (Count Basie).
В оркестр Бейси Гас Джонсон пришёл в 1948 уже умудрённым опытом барабанщиком, обладающим хорошей музыкальной интуицией, что в период трансформации афроамериканской музыки сделало его идеальной заменой предшественнику – легендарному Папе Джо Джонсу (Papa ), одному из создателей оригинального ритмического звучания оркестра. За время работы у Бейси, Джонсон показал себя гибким музыкантом: когда финансы заставили Бейси перейти к секстету, для Джонсона не стало проблемой подстроиться под новых участников, модернистов-музыкантов – трубача Кларка Терри (), саксофонистов Ванделла Грея (Wandell Gray) и Сержа Чалоффа (Serge Challoff) и кларнетиста Бадди де Франко (Buddy de Franco). Когда Бейси смог снова увеличить размер оркестра, Джонсон по-прежнему оставался надёжной ритмической опорой — его игру в период начала 50-х можно услышать на записях "Dance Session recordings", где он также напорист, как и в начале своей карьеры. Гас Джонсон стал ключевой фигурой вновь образованного Каунтом Бейси (Count Basie) в начале 50-х биг бенда, украшая исполняемые композиции своей плавной игрой и оставляя пространство главной движущей силе оркестра – самому Бейси. Однако ему пришлось покинуть коллектив из-за операции по удалению аппендикса в декабре 1954. Его заменил Сонни Пэйн ().
О профессионализме Гаса Джонсона, как барабанщика, можно судить прежде всего по записям, сделанным во время сотрудничества с Каунтом Бейси (Count Basie). Например, пьесу "Tootie" отличает энергичная манера поддержки ритма, но визитной карточкой барабанщика следует считать альбом BASIE RIDES AGAIN, сделанную 22-23 июля 1952. На записи "Be My Guest", во время клавишного соло Бейси, Джонсон задаёт чёткий ритм, который, за счёт своего саунда, прекрасно сочетается со звучанием оркестра. Заводная игра Гаса в треке "No Name" раскачивает весь оркестр, а филигранность исполнения на малом барабане лишний раз подтверждает его талант чётко держать ритм. На записи "Blues for the Count and Oscar" ударные не только не заглушают фортепьяно и орган, а наоборот, гармонично дополняют их звучание, в то время, как чёткий контроль времени сочетается с интенсивным свингом. Потрясающе записана пьеса "Every Tub", которую открывает, рассыпающийся словно песок, звук райда. Этот звук задает тон на протяжении всего трека, выдержанного в духе ставших классикой записей Бейси-Дёрхама. Неплохим номером является и "Blee Blop Blues", отмеченный скоростными заполнениями на ударных. Резюмируя, можно сказать, что Гас Джонсон был образцом барабанщика-аккомпаниатора и все его записи, и выступления с Бейси показывают превосходство чёткого ведения ритма над игрой на публику.
Поправившись после операции, в 1955 Гас Джонсон стал вольнонаёмным музыкантом, работая на живых выступлениях и студийных записях со многими известными певцами и исполнителями, такими как, например, Билли Холлидэй (Billie Holiday) и задавая планку качества для других барабанщиков-аккомпаниаторов. Помимо этого, он постоянно работал в трио Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) с 1957 по 1966, а также с Линой Хорн (Lena Horne). На фоне Фитцджеральд барабанщик был не так заметен, но все чувствовали ведомый им ритм и особого внимания заслуживает его техника игры щётками, сопровождавшая блюзовые баллады "Королевы Джаза" (неофициальный титул Эллы Фитцджеральд).
Джонсон, чья дискография началась с альбома вокального коллектива "Ink Spots", обладал потрясающей стилевой гибкостью, что делало его идеальным студийным музыкантом-сессионщиком. Особого внимания заслуживает совместная работа Джонсона и Джина Рэйми, его коллеги по оркестру МакШенна, а также с бибоперами — молодыми новаторами, которые уже успели отточить свой стиль. С 1955 по 1957 Джонсон значился как участник оркестра трубача Бака Клэйтона (), который по звучанию напоминал ему оркестр Бейси, с 1959 по 1960 оркестра саксофониста Вуди Германа (), сотрудничая в этот период времени также с баритон-саксофонистом Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan) и записываясь с саксофонистами Коулмэном Хокинсом (), Джонни Ходжесом (Johnny Hodges), Зутом Симсом (Zoot Sims), Элом Коном () и гитаристом Чарли Бёрдом (Charlie Byrd). Он одинаково комфортно чувствовал себя и рядом с беззаботным Стэном Гетцем (Stan Getz), и в составе традиционного оркестра World’s Greatest Jazz Band.
В 1969 он присоединился к оркестру World’s Greatest Jazz Band, который целиком и полностью стал итогом многочисленных вечеров "Colorado Jazz Parties" продюсера Дика Гибсона (Dick Gibson), и стоит отметить, что на место барабанщика в World’s Greatest Jazz Band Джонсон был кандидатом номер один. Оркестром управляли Янк Лоусон (Yank Lawson) и Боб Хаггарт (Bob Haggart) и он имел успех на многочисленных джазовых фестивалях. Джонсон пробыл в оркестре до 1974, параллельно участвуя в записях пианистов Ральфа Саттона (Ralph Sutton) и Джея МакШенна (Jay McShann), а также саксофониста Эдди "Локджоус" Дэвиса (Eddie "Lockjaws" Davis). Когда же в 60-70-е годы не было работы, Гас Джонсон служил помощником офицера полиции в Бронксе.
В 1974 он осел в Денвере, родном городе World’s Greatest Jazz Band, почти отойдя от дел, но продолжая регулярно выступать на местных концертах, также эпизодически участвуя в джазовых фестивалях и студийных записях, включая работу с Каунтом Бейси (Count Basie) в 1979 и с Пинатс Хако (Peanuts Hucko) в 1983. Его последним публичным выступлением был концерт в швейцарском Бёрне в ноябре 1990, где он играл вместе с Джеем МакШенном (Jay McShann), Ральфом Саттоном (Ralph Sutton) и Милтом Хинтоном (Milt Hinton).
В 1989 у Джонсона диагностировали болезнь Альцгеймера, фактически означавшую конец его карьеры и с которой он боролся до самой своей смерти. Гас Джонсон ушёл из жизни в воскресный день 6 февраля 2000 в Clear Creek Care Center, расположенном в Вестминстере, штат Коннектикут, оставив после себя жену Милдред, сына и трёх дочерей.