Gregory Privat / Грегори Прива
Во мне присутствуют все элементы карибской музыки. Они проникают в мою музыку интуитивно и естественно. При этом я всегда пробую идти куда-то еще, ежедневно открывать для себя новые стили. Это особая привилегия встречать на своем пути музыкантов, представляющих другие культуры. Я очень рад тому, что получаю столь удивительный опыт. Моя цель – найти свой собственный голос, который привнесёт в музыку что-то новое. Я хочу регулярно удивлять себя тем, что делаю. Я хочу создавать музыку, способную наполнять мир волшебством…
Грегори Прива
Музыка, которую исполняет Грегори Прива (неважно сольно, в дуэте ли с барабанщиком Сонни Трупе, или же в составе квартета Ларса Даниэльссона (Lars Danielsson) Liberetto Ensemble), так или иначе всегда являет собой оригинальное сочетание карибской этники и европейских джазовых традиций. В сие изысканное блюдо нередко добавляется обильная порция гваделупских перкуссионных приправ. Не мудрено, что в прессе этого жизнерадостного пианиста и композитора родом с Мартиники, нередко называют уникумом или «чудесным открытием». А именитый шведский джазовый контрабасист и композитор Ларс Даниэльссон (Lars Danielsson) называет Прива «настоящим перформером» и говорит, что «Грегори всегда привносит в музыку особое величие духа».
Французский пианист карибского происхождения Грегори Прива рос под влиянием своего отца-пианиста Жозе Прива, участника группы Malavoi. Это и стало для Грегори фундаментом, а также краеугольным камнем в формировании и развитии его таланта. В 5 лет он сел за клавиши, а в шестилетнем возрасте отец (к слову, самостоятельно овладевший искусством игры на фортепиано) отвёл сына к частному преподавателю, с которым Грегори проведёт более 10 лет. Занятия сольфеджио не интересовали парнишку, который основное своё внимание концентрировал на развитии техники игры на инструменте. В возрасте 16 лет Грегори начал сочинять для музыкальной секции своего лицея, став одним из самых активных её учеников. Классическому пианино он всегда предпочитал джаз и импровизации. Затем Грегори поступил в Инженерную школу в Тулузе и много выступал сольно или в трио в клубах города, на концертах или джем-сейшнах. К счастью, поводов для выступления на сцене было достаточно, и в 2005 он впервые появился на большой сцене фестиваля Biguine Jazz в Мартинике. Желая совершенствовать свои знания, Прива из любопытства участвует в международных фортепианных конкурсах. В июле 2008 такая любознательность принесла ему две полуфинальных награды: в номинации игры на фортепиано (соло, джаз) на фестивале Montreux Jazz, а в 2010 – на фортепианном конкурсе Concours de piano jazz Martial Solal.
Желая покорить парижскую сцену, Грегори Прива сначала создает группу TrioKa (с Жаном Эмманюэлем Доммергом на бас-гитаре и Вильямом Добэ на барабане Ка), которая играет смесь джаза и карибских мелодий. Позже пианист основал свои джаз-бенды Gregory Privat Group и Gregory Privat Trio. Всё это время Грегори не перестаёт практиковать с замечательными музыкантами со всего мира, среди которых следует отметить таких, как Орландо ‘Марака’ Валь, Жак Шварц-Бар, Стефан Юшар, Доминик Ди Пьяцца, Реми Виньоло, Сонни Трупе, Гийом Перре, Стефан Бельмондо…
Свой дебютный альбом Ki Koté Прива записал в 2011 на лейбле Gaya Music Production, и его сразу же отметила и пресса, и публика (более 3 000 проданных дисков). В 2013 Грегори предложил публике своё новое музыкальное творение Tales Of Cyparis. Это была звуковая иллюстрация истории Луи Огюста Кипариса – заключенного, который, находясь в тюремной камере, чудом спасся от извержения вулкана горы Пеле, уничтожившего в 1902 город Сен-Пьер, столицу Мартиники. Лишь Кипарис выжил в этой катастрофе. Впоследствии он объездил весь мир в составе бродячего цирка Barnum & Bailey Circus, рассказывая историю своего чудесного спасения и демонстрируя свои страшные ожоги.
В 2015 на лейбле Jazz Family увидел свет диск Luminescence, выпущенный Грегори в дуэте с перкуссионистом Сонни Трупе, искусно владеющим техникой игры на гваделупском тамбуре Ка. А благодаря участию Прива в проекте Ларса Даниэльссона (Lars Danielsson) Liberetto Ensemble, молодой пианист получил возможность сотрудничества с культовым немецким лейблом ACT, на котором в октябре 2016 вышел альбом Family Tree в составе Grégory Privat Trio. В трио, кроме самого Прива, вошли контрабасист Линли Марте и барабанщик Тило Бертоло.
В 2018 в трио Грегори Прива произошла рокировка басовой линии: в коллектив органично влился канадский контрабасист, композитор и аранжировщиком Крис Дженнингс, известный по своей работе с такими светилами, как Дафер Юссеф, Тигран Амасян, Нгуен Ле, Йоахим Кюн и др. Вместе Прива, Бертоло и Дженнингс создали концептуальный альбом SOLEY (2020), название которого отсылает не только к пониманию его «солярной» (восходящей к солнцу) основы, но и к осознанию его пяти компонентов S (spirituality – духовность), O (optimism – оптимизм), L (light – свет), E (energy – энергия), Y (you – ты). То есть посыл можно трактовать, как «духовность, оптимизм, свет и энергия, идущие к тебе».
Карьера Грегори Прива неустанно стремится вверх. Нынче он желанный гость и на самых престижных джазовых фестивалях и в самых знаменитых парижских клубах, таких как le Baiser Salé, le Duc des Lombards, le New Morning. Прива выступает как с сольными программами, в дуэтах и в трио, так и в составе именитых коллективов (один из последних примеров – яркое выступление на Leopolis Jazz Fest в составе Lars Danielsson Quintet).