George Duke / Джордж Дюк
Американский музыкант, композитор, музыкальный директор, вокалист и продюсер как в джазовой, так и в различных жанрах популярной музыки.
Джордж Дюк обладает впечатляющим списком свершений и как джазовый пианист и клавишник, и как продюсер в таких далёких от джаза областях, как лёгкий ритм-н-блюз и поп музыка. В самом начале своего творческого пути Дюк был многообещающим пианистом и клавишником, но впоследствии был забыт широкой джазовой публикой в связи с тем, что стал продюсировать исполнителей поп музыки. Его уход из джаза вызвал недовольство сторонников этой музыкальной традиции и привёл к забвению его имени в джазовых кругах, а редкие обращения в область серьёзной музыки впоследствии охладили чувства некоторых фанатов поп-музыки. Несмотря на это, Дюку в течение его продолжительной карьеры удалось утвердить себя как музыканта, который оставался верен своим музыкальным инстинктам, как исполнителя с широчайшим опытом, способного привнести новизну в музыку любого исполнителя.
Его интерес к музыке проявился довольно рано. Когда ему было около четырёх лет, мама взяла сына на концерт Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Маленький Дюк был очень впечатлён, начал бегать по залу и кричать: "Купи мне пианино!". Уже в детстве он начал слушать музыку Майлса Девиса (Miles Davis). Игру на пианино он начал изучать сначала в баптистской церкви, а затем с семи лет он учится в Tamalpais High School в Mill Valley, где изучает тромбон, композицию и контрабас. Во время учёбы в колледже Дюк собирает группу, тяготеющую к исполнению латины в стиле бендлидера Леса МакКенна (Les McCann). В 1965 он становится постоянным пианистом в престижном клубе Half Note в Сан-Франциско, аккомпанируя таким звездам, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Кенни Дорхем (Kenny Dorham), играет с саксофонистом Гарольдом Лендом (Harold Land), виброфонистом Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson). Этот базис и стал его музыкальным образованием на всю оставшуюся жизнь. В 1967 он получает степень бакалавра музыки в San Francisco Conservatory, где расширил свои джазовые навыки и укрепил познания классики.
Практически сразу после окончания колледжа в 1967 Дюк аранжирует музыку для вокальной группы Third Wave. В 1968 8 месяцев работает в оркестре трубача Дона Эллиса (Don Ellis), гастролирует по Мексике. В 1969 начинается период сотрудничества с французским скрипачом Жаном-Люком Понти (Jean-Luc Ponty). Дюк использует электронные клавишные для аккомпанемента скрипке Понти. Работа с Понти становится поворотной точкой в карьере Дюка. Френк Заппа (Frank Zappa), Кеннонболл Эддерли (Cannonball Adderley) и продюсер Куинси Джонс (Quincy Jones) присутствовали на зажигательном клубном выступлении Дюка и Понти в Лос-Анджелесе в 1969 и Заппа приглашает Дюка для работы над альбомом KING KONG, часть музыкального материала которого была сочинена Заппой специально для Понти.
После практически весь 1970 год проводит в составе группы Заппы Mothers Of Invention. Этот опыт изменяет его музыку. Как он сам позже иронизирует, что раньше он был слишком "музыкально продвинут", чтобы играть рок-н-ролльные аккорды. Работа с Заппой приостановила начавшую было расти репутацию Дюка в джазовом мире. "Ведущий критик Леонард Фезер (Leonard Feather) перестал писать обо мне, - вспоминал Дюк в интервью Down Beat. – Он лишь чиркнул обо мне, как о потере для джаза… Но ведь артисту должно быть позволено делать то, что он хочет делать". Дюк пишет музыку для Заппы и окунается в музыкальные стили от рока и прото-фанка до европейских авангардных экспериментов.
В 1972 гастролирует в составе группы Кеннонболл Эддерли (Cannonball Adderley), заменив Джо Завинула (Joe Zawinul). В 1973 возвращается в группу Заппы Mothers Of Invention. Заппа научил его петь и шутить на сцене. Совместно они пишут "Uncle Remus" для альбома APOSTROPHE (1974) - песню об отношении черного населения к угнетению. Его клавишные несомненно вносят весомый вклад в успех группы Mothers Of Invention – в частности, на альбоме ROXY & ELSEWHERE (1975) – которая комбинировала элементы джаза с роком и отзвуками авангарда. Наиболее важным для финансового будущего Дюка стало то, что он научился у Заппы основам производства записей, и осознал, насколько широки возможности электронных инструментов. Альбом I LOVE THE BLUES, SHE HEARD MY CRY (1975) совместил в себе ретроспективный взгляд на формы черной музыки, совместив его с теплым хорошим юмором и оригинальными музыкальными идеями: к примеру, дуэт с Джонни "Гитар" Уотсон (Johnny "Guitar" Watson).
В 1975 работает с Сонни Роллинсом (Sonny Rollins), принимает участие в записи его альбома NUCLEUS, а также начинает сотрудничество с фьюжн ударником Билли Кобемом (Billy Cobham) и басистом Стенли Кларком (Stanley Clarke). Вместе с Гарнетом Брауном (Garnet Brown), братьями Майклом Брекером (Michael Brecker) и Ренди Брекером (Randy Brecker), Джоном Аберкромби (John Abercrombie) и другими играет в комбо Кобема.
В 1976 Дюк совместно с Заппой принимает участие в создании музыки к фильму 2000 Motels. В 1976 с Кобемом организует новый проект Billy Cobham - George Duke Band, участниками которого становятся Джон Скофилд (John Scofield) (электрогитара) и Альфонсо Джонсон (Alphonso Johnson) (электро-бас-гитара и стик - широкодиапазонный гитарообразный инструмент специальной конструкции). Они исполняют квинтэссенцию джаз-рока 70-х: электронные эффекты, электронное усиление звука и большое внимание к резким гитарным аккордам были очень актуальны. Гастролирует с этим ансамблем в Европе. Участвует в международных джаз-фестивалях (в 1977 - в Белграде).
В преддверии тенденций тяготения к поп музыке, что станет доминирующим в его последующей карьере, Дюк ненадолго соприкасается с фанком и в 1977 его сингл "Reach for It" становится хитом. В анкетах джазовых журналов периодически занимает ведущие места. Дюк всегда имел хорошее музыкальное чувство юмора: его композиция "Dukey Stick", записанная в 1978, звучит как фанкоделическая запись.
С 1978 по 1983 всё большее внимание уделяет студийной работе, создаёт музыку для телевизионного шоу "Ed Sullivan Show". В 1979 отправляется в Рио-де-Жанейро, где делает запись альбома BRAZILIAN LOVE AFFAIR (1979), на котором всем поклонникам его творчества демонстрирует высококлассный вокал. На диске были представлены Милтон Нашименто (Milton Nascimento), бразильская супружеская пара: перкуссионист Аирто Морейра (Airto Moreira) и вокалистка Флора Пьюрим (Flora Purim). Кроме того, в группе Дюка работают гитарист Ли Райтнор (Lee Ritenour), бас-гитарист Альфонсо Джонсон (Alphonso Johnson) (из ансамбля Weather Report), исполнитель на африканских и латиноамериканских ударных инструментах Ндугу Леон Ченклер (Ndugu Leon Chancler). В конце 70-х он ещё глубже заходит на территорию поп музыки и продюсирует р-н-б записи. Подобная музыка, получившая название "Quiet Storm", обладала лёгким, утончённым звучанием (в некотором роде, проистекавшем из мира фьюжн джаза) и не произвела больших перемен. Тем не менее, Дюк становится известен, как благожелательный и одарённый богатым воображением продюсер. Наибольшего успеха достигают спродюсированные им альбомы вокалистов Денис Уилльямс (Deniece Williams) и Джефри Осборн (Jeffrey Osborne).
Недовольным поклонникам джаза Дюк ответил так: "Безусловно, я бизнесмен, - заявил он в интервью Down Beat. И добавил по поводу широты своих музыкальных взглядов: "Чувствую, что должен быть разносторонним и держать все свои яйца в разных корзинах. Так что, чтобы я не играл – рок или фанк, или джаз, или латину - или кого бы не продюсировал, или чтобы не делал вообще, я пытаюсь устроить это так, чтобы в результате получить прибыль".
В начале 80-х подписывает контракт с лейблом Elektra, который выпускает 3 альбома и сборник хитов. С 1981 начинает студийную работу с виртуозным басистом Стенли Кларком (Stanley Clarke). Возникает джаз-роковый тандем, который начинает выступать под названием Clark-Duke Project. Они записывают три студийных альбома. В 1982 в программе альбома DREAM ON звучит великолепный easy listening джаз Западного побережья. Кстати, обращение Дюка к подобным музыкальным формам никто не ожидал.
Для концерта на Wembley Stadium в Лондоне в 1988 в поддержку Нельсона Манделы Дюк, приглашённый в качестве музыкального директора, собирает великолепный состав, который аккомпанировал соул вокалистам. Работает с Майлзом Девисом (Miles Davis): как композитор, аранжировщик и продюсер принимает участие в создании двух композиций "Backyard Ritual" (TUTU, 1986) и "Cobra" (AMANDLA, 1989). На протяжении 1989 он периодически заменяет Маркуса Миллера (Marcus Miller) на посту музыкального директора в первом сезоне музыкальной программы Sunday Night на телеканале NBC.
Затем вновь возобновляется сотрудничество с Кларком, и они создают фанковый альбом 3. В разное время Дюк высказывал желание вернуться к джазу. Альбомы, выпущенные в 90-х, в очередной раз продемонстрировали многогранность его таланта. В 1992 он переходит под опеку Warner Brothers и, наряду с успехом его р-н-б записей (таких как IS LOVE ENOUGH, выпущенного в 1997), вновь обращается к джазу. На диске SNAPSHOT (1992) и последующем ILLUSIONS (1995) Дюк смешивает контемпорери джаз с фьюжн и в очередной раз привлекает внимание поклонников джаза. SNAPSHOT поднимается до первого места в списках популярности журнала Billboard в категории контемпорери джаз. В июле 1993 на Montreux Jazz Festival в Швейцарии Дюк знакомит публику с очередным необычным сочинением Muir Woods Suite – сюитой из 10-ти частей, которая была написана для джазового трио и симфонического оркестра. Эту сюиту он посвятил лесам. И хотя подобные произведения редко добиваются коммерческого успеха, в целом сюита получила одобрение критики. Дюк имеет степень магистра по классу композиции, поэтому было вполне правомерно ожидать от него таких масштабных сочинений.
В 1998 появляется его работа AFTER HOURS, которая в 1999 была номинирована на премию Grammy в категории Best Contemporary Jazz Performance. Критик Дон Хекман (Don Heckman) из Los Angeles Times отметил, что альбом "на несколько шагов выше аналогичных произведений". Дюк продолжает пользоваться большим спросом как продюсер даже таких стилей как хип-хоп. Однажды во время очередного перелёта он знакомится с репером Ice Cube и позднее в интервью Los Angeles Times отметит, что "…наибольшей проблемой в музыке сегодня является то, что нет связи между молодыми артистами и артистами моего поколения".
Проявил себя как один из лучших исполнителей на электроклавишных инструментах в области современного джаза и музыки фьюжн. Синтезатор использовал в ограниченной мере, отдавая предпочтение электрофортепиано. Обладает незаурядным техническим мастерством, импровизаторским даром, индивидуальной исполнительской манерой. Успешно занимался аранжировкой и композицией. Внёс значительный вклад в развитие многих современных стилей и направлений, связанных, в первую очередь, с синтезом джаза и рок-музыки (джаз-рок и рок-джаз, фри-фанк-фьюжн), с обращением к латиноамериканским музыкальным традициям (латин-джаз-рок, латин-фьюжн). Работал и в русле соул-джаза, в который ввёл элементы рок-стилистики. Близок по духу креативному джазу (особенно в тех случаях, когда освобождается от влияния специфических рок-идиом и популярной латиноамериканской музыки).