George Benson / Джордж Бенсон
Американский джазовый гитарист, композитор, продюсер.
Джордж Бенсон является, пожалуй, одним из самых популярных гитаристов последних десятилетий. Это универсальный музыкант, одинаково хорошо владеющий разными стилями от свинга и бопа, до джаз-рока и smooth джаза. Его особая популярность объясняется ещё и тем, что он является прекрасным вокалистом, создавшим ряд хитов, которые значительно расширили круг почитателей этого многостороннего музыканта.
Бенсон одним из первых стал применять способ исполнения инструментальных соло в унисон с голосом. "Я же не просто играю, я ещё придумал собственную технику, собственные особенные приёмы. И даже если я один такой приём использую, человек, который меня знает, услышав мою игру, скажет: "О, да это же Джордж Бенсон".
Этот гитарист и певец крепко стал на ноги в двух направлениях современной музыки в джазе и популярной музыке easy-listening в середине 70-ых, когда поп-джаз, также как и джаз-рок, приносил наибольшие прибыли. Вряд ли кто-либо мог предсказать Бенсону поразительный уровень успеха и славы, когда он неоперившимся юнцом играл на гитаре в углу различных пабов в своём родном Питтсбурге. Именно тогда у него родилось желание развлекать публику. "Я был прежде всего эстрадным артистом, развлекателем, - с гордостью заметил он однажды. – Ребёнком я пел, танцевал и играл на укелеле (ukelele) в ночных клубах. Когда моя карьера начала развиваться, я имел удовольствие играть с наихудшими джазовыми котами на планете. Но это не изменило моего желания развлекать людей. Вот каков я на самом деле".
Так получилось, что прежде чем взять в руки гитару он уже стал певцом. Его музыкальная карьера началась довольно рано, когда он четырёхлетним мальчиком выиграл любительский песенный конкурс. Первую гитару ему своими руками сделал отчим. В восемь лет он уже пел и играл на гавайской гитаре прямо на улице, в возрасте десяти лет, он записал свой первый сингл "She Makes Me Mad", выпущенный лейблом "Х", компании "RCA". В 1959 чернокожий вундеркинд Бенсон, образовал свой собственный вокальный ансамбль "The Altairs", исполнявший в основном ритм-энд-блюз, как, впрочем, и все другие группы, с которыми ему приходилось сотрудничать в этот период. Тогда же юному Джорджу пришлось впервые взять в руки гитару и серьёзно заняться ею, потому что в рамках данного стиля звучание этого инструмента было необходимо, а пригласить гитариста со стороны у ребят просто не было денег. Так по воле обстоятельств Джордж стал гитаристом.
Огромное влияние на становление молодого Бенсона оказывает музыка Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), который черпал свой репертуар из поп музыки, лёгкой классики и других неджазовых источников, одного из наиболее креативных гитаристов в джазе, чей комплимент подстегнул молодого гитариста продолжать совершенствовать и без того впечатляющую технику. В 1963 он перебирается в Нью-Йорк и начинает выступать в группе органиста Бразер Джека МакДаффа (Brother Jack McDuff), чья свингующая исполнительская манера стала прекрасной основой для ловких, уверенных и смелых гитарных линий. Работа в этом составе позволила ему встретиться со многими выдающимися джазовыми музыкантами, среди которых были Джон Колтрейн (John Coltrane) и Кенни Баррелл (Kenny Burrell). В этом же году записывает сингл "It Should Have Been Me". К 1965 Бенсон становится вполне состоявшимся джазовым гитаристом. "Джек изменил моё отношение ко многим вещам, - размышлял как-то Бенсон. – Многие джазовые мелодии, которые мы исполняли вместе, были танцевальными. И это способствовало тому, что я понял, чего хотят люди. Когда под джаз танцевали – он был королём.
Все эти интеллектуальные штучки, начавшиеся позже – Чарли Паркер (Charlie Parker) и всё такое – повернули джаз к заумному звучанию. Это было хорошо, и я тоже копался в этом. Но мне по-настоящему нравится, когда люди стучат своими пятками и сходят с ума". Монтгомери назвал одну из лучших своих записей BOSS GUITAR. Бенсон уже обладал достаточным признанием, чтобы назвать свой дебютный диск THE NEW BOSS GUITAR (1964). Альбом оправдывал своё название. Звучание Бенсона было сочным, и его блюзовые соло искрились осторожно отточенной логикой. Бойкий фанк и свинг эстетично преобладали. В 1966 легендарный открыватель талантов Джон Хэммонд (John Hammond) помогает Бенсону подписать контракт с Columbia, и имя молодого гитариста засияло в мире развлекательной индустрии. Его работы для лейбла лишний раз подтвердили, что Хэммонд обладал острым чутьём на таланты.
"Меня усадили с великим слепым пианистом из Сан-Франциско Фредди Гамбреллом (Freddie Gambrell), - вспоминал Бенсон. – Он научил меня нескольким прекрасным приёмам изменения аккордов и соединения гармоний вместе. Конечно же, я всё ещё хотел быть, как Чарли Крисчиан (Charlie Christian), Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt) и Хенк Гарланд (Hank Garland) – как мои герои. Мне всегда нравились горячие парни гитары". Когда в 1969 умирает Монтгомери, критики предсказывают, что Бенсон будет его стилистическим последователем. Дальнейшему укреплению престижа Бенсона послужило присутствие на его ранних альбомах Херби Хенкока (Herbie Hancock), Ёрла Клу (Earl Klugh), Джо Фаррелла (Joe Farrell) и других джазовых музыкантов. Исполнение Бенсоном превосходной комбинации джаза и лёгкой поп-музыки позволило ему получить доступ на различные сцены.
В конце 60-х он участвует в сессии с Майлсом Девисом (Miles Davis). Записывает свою интерпретацию альбома группы The Beatles ABBEY ROAD. В 1970 Бенсон подписывает контракт с фирмой CTI, принадлежащей бывшему продюсеру Уэса Монтгомери Криду Тэйлору (Creed Taylor). Это предоставляет Бенсону возможность работать с лучшими джазовыми инструменталистами Стенли Таррентайном (Stanley Turrentine), Роном Картером (Ron Carter) и Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard). На своих концертах Бенсон просто покорял публику такими экстраполяциями, как "California Dreamin'", "Come Together", "Cry Me A River" и "Unchained Melody". Альбом BEYOND THE BLUE HORIZON приносит хит "White Rabbit" из репертуара группы Jefferson Airplane. С этого момента музыкант всё больше уделяет внимания вокальным номерам. Альбом BAD BENSON попадает не только в списки популярности США, но и на танцевальные площадки диско-клубов. Заглавная песня диска SUPERSHIP попадает в европейские чарты.
Но вскоре у Бенсона появляются совершенно новые идеи, и он понимает, что окружающая обстановка совершенно не способствует их развитию. Бенсон покидает CTI и подписывает выгодный контракт с Warner Brothers. "Я буквально кричал о звуке моей гитары многие годы, но никто не хотел слышать об этом. Мне хотелось играть со своей группой в студии, просто расположиться поудобней и попробовать поиграть различный материал. Но это было равносильно удалению зуба. Первый раз, когда я попробовал спеть под гитару, все в студии неодобрительно замычали. Все они сказали, что это не сработает. Но когда я начал работать с Томми ЛиПумой (Tommy LiPuma), всё изменилось. Он сказал: "Конечно, давай попробуем немного вокала и посмотрим, что получится". И вы знаете, что получилось после этого". Получился альбом BREEZIN' – первая джазовая запись, получившая статус платиновой и первый диск, за который он получает премию Grammy. Одноимённая композиция звучит на многих радиостанциях. Душевное исполнение Бенсоном песни “This Masquerade” из репертуара Леона Расселла (Leon Russell), где он поёт скэтом в унисон со своим гитарным соло, становится поп хитом, а Бенсон становится суперзвездой.
Многие старые поклонники Бенсона были возмущены его успехами на поприще популярной музыки. "Я полагаю, что это наибольшее преступление, которое я совершил по отношению к любителям джаза, - предположил Бенсон. – Им не нравилось видеть меня, играющего для обычной публики. Им хотелось, чтобы ублажали только их. Но я пробовал этот подход, и он не сработал для меня. Никто не может оставаться без перемен на протяжении 30 лет. Я всегда пытаюсь моим переживаниям дать проявить себя. Если вы учитесь, вы меняетесь. Дверь была открыта, и я вошёл в неё". В этот момент компании, имеющие права на ранние работы Бенсона, решают подзаработать и выпускают в свет альбом THE OTHER SIDE OF ABBEY ROAD - прекрасную интерпретацию альбома The Beatles.
На протяжении 80-х Warner Bros и ЛиПума укрепляют свой успех выпуском нескольких прекрасных записей. По отдельности они доказали, что р-н-б был естественной частью музыкального профиля Бенсона. Все вместе они укрепили его широкую известность. Гитарист становится обладателем восьми премий Grammy, выступает по всему миру и приводит своей игрой в трепет огромные аудитории. Прибыли от композиции "The Greatest Love Of All" из биографического фильма "The Greatest" о Мухаммеде Али, от продавшегося миллионными тиражами альбома GIVE ME THE NIGHT и рекламировавшегося по телевидению THE LOVE SONGS, позволили Бенсону удовлетворить свои артистические прихоти. Выпуском прекрасного диска COLLABORATION с Ёрлом Клу (Earl Klugh) в 1987 и более коммерческой записью с Аритой Френклин (Aretha Franklin) - LOVE ALL THE HURT AWAY, он отдаёт дань джазовым корням. Кроме того, песня "On Broadway" из альбома 1978 WEEKEND IN L.A. попадает в US Top 10, становится хитом и песня "Beyond The Sea (La Mer)" из репертуара Бобби Дарина (Bobby Darin). Успех сопутствует песне "Nature Boy" из репертуара Нет Кинг Коула (Nat King Cole). В 1989 другая песня Коула "Tenderly" в исполнении Бенсона становится хитом, демонстрируя сложный баланс между высоким профессионализмом и осознанной ответственностью перед хитами прошлых лет.
В 1990 начинается длительное сотрудничество с оркестром Каунта Бейси (Count Basie) - после записи альбома последовали успешные гастроли по Великобритании. В середине 90-х вслед за ЛиПума Бенсон переходит под опеку лейбла GRP. Их сотрудничество становится плодотворным как в артистическом, так и в коммерческом плане. В 1996 они создают диск THAT'S RIGHT, на котором предложили новую версию современного джаза и напомнили поклонникам о джазовых корнях музыки Бенсона. Интересы Бенсона в этот период были чрезвычайно широки. Он становится частым посетителем джазовых клубов Манхеттена, где внимательно слушает музыку нового поколения гитаристов. Иногда Бенсона приглашают выйти на сцену и принять участие в джем сешн.
"Молодые коты пробудили что-то во мне из прошлых лет. Мне нравится слушать и играть с такими парнями как Джошуа Редман (Joshua Redman), Рой Харгров (Roy Hargrove) и Кристиан МакБрайд (Christian McBride). Когда они говорят мне, что у меня всё ещё хорошие навыки, я чувствую себя превосходно". Выпуском на GRP диска STANDING TOGETHER Бенсон убеждает его навыки отточены, как и прежде, а его студийная находчивость продолжает совершенствоваться. В этот раз он использует элементы хип-хопа и Карибских ритмов. "Я не против сладкого звучания, - посмеивается он, - но мне хочется быть значительным, а не просто издавать шумы на своих записях. Некоторые композиции на новых записях действительно неплохие. Я использую небольшие яркие детали для того, чтобы украсить звуковые линии моей гитары".
Подобные выражения подчёркивают тот факт, что Бенсон был и остаётся свободно мыслящей творческой личностью, открытой к переменам в своей музыке. Он всегда строил свою карьеру по простому принципу ему приятно играть то, что простому слушателю приятно слушать. "Я должен был разрушить некоторые правила на своём пути, - отметил он. – Лично я всегда следовал неписаному закону быть всегда элегантным, не одеваться слишком неряшливо. Раньше к джазу было несерьёзное отношение. И самый лёгкий путь привлечь людей – это заставить их постукивать ногой. Когда они постукивают в ритм, они идут за вами. И тогда я могу вплетать любые джазовые линии в свою музыку. Когда аудитория знает, что я уважаю её, они позволяют мне быть тем, кем я хочу быть. Я надеюсь – нет, я твёрдо убеждён – что всегда есть шанс".