Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Gato Barbieri / Гато Барбьери

Аргентинский джазовый тенор-саксофонист, получивший известность во время движения свободного джаза в 1960-х годах и известный своими латинско-джазовыми записями 1970-х годов. Его прозвище, Гато, по-испански означает "кот".

Гато Барбьери был вторым аргентинским музыкантом, оказавшим значительное влияние на современный джаз - первым был Лало Шифрин (Lalo Schifrin), в группе которого играл Барбьери. Его история - это длинная зигзагообразная одиссея между его родиной и Северной Америкой. В ранние годы он начинал играть под традиционные латинские ритмы, в 60-е годы отвернулся от своего наследия, чтобы исследовать джазовый авангард, в начале 70-х вернулся к южноамериканским влияниям, в конце 70-х играл поп-музыку и фьюжн, а в 80-е снова вернулся назад.

Североамериканские слушатели впервые услышали Барбьери, когда он был диким быком, с грубым, плаксивым тоном Джона Колтрейна (John Coltrane) / Фароа Сандерса (Pharoah Sanders). Однако к середине 70-х годов его подход и тон стали несколько смягчаться в соответствии с такими балладами, как "What a Diff'rence a Day Makes" (которую он всегда знал как старинное болеро "Cuando Vuelva a Tu Lado") и "Europa" Карлоса Сантаны. Тем не менее, независимо от идиомы, в которой он работал, Барбьери, с его горячей кровью, всегда был одним из самых эмоциональных солистов тенор-саксофона на пластинках, иногда нагнетая напряжение импульсивным вокальным подбадриванием.

Леандро "Гато" Барбьери родился в Росарио, Аргентина, в музыкальной семье. Его дядя был саксофонистом, брат играл на трубе, а сам Леандро начал осваивать кларнет лишь с 12 лет. Желание заниматься музыкой возникло после того, как он услышал запись Чарли Паркера (Charlie Parker) "Now's the Time". В 1945 году семья переехала в Буэнос-Айрес, где Гато продолжил брать частные уроки музыки. Следуя по стопам кумира Чарли Паркера (Charlie Parker), Барбьери вскоре перешел на альт-саксофон, играя бибоп в семейном ансамбле. Познакомившись с музыкой Джона Колтрейна, он взял в руки тенор, и начал развивать мощный тембр, которым он стал известен. Барбьери искал работу в Уругвае, а затем присоединился к биг-бэнду Лало Шифрина (Lalo Schifrin) на альте, сохраняя верность паркеровскому стилю.

Увлечение Джоном Колтрейном (John Coltrane) побудило его перейти на тенор-саксофон. Барбьери несколько лет руководил собственным квартетом, часто участвовал в записях и выступлениях приезжающих американских джазменов. В 1962 году он переехал в Рим со своей женой итальянского происхождения. Он начал выступать в Риме, а в следующем 1963 году в Париже познакомился с ярким представителем фри джаза трубачом Доном Черри (Don Cherry) и, присоединившись к его группе, сильно погрузился в джазовый авангард. Благодаря тому, что Барбиери был физически дистанцирован от музыки своей родины, он смог получить огромный потенциал для развития своих джазовых талантов. Начиная с середины 60-ых и далее его богатый и постоянно меняющийся музыкальный язык был постоянно наполнен всевозможными интерпретациями танцевальных ритмов Южной Америки, которые он мастерски вплетал в свои импровизации на тенор саксофоне.

К этому времени под влиянием поздних записей Джона Колтрейна (John Coltrane), а также других саксофонистов свободного джаза, таких как Альберт Эйлер (Albert Ayler) и Фароа Сандерс (Pharoah Sanders), он начал развивать теплый и жесткий тон, с которым его будут в дальнейшем ассоциировать. С Доном Черри (Don Cherry) Барбьери работал с 1963 по 1966 год, гастролируя по Европе и оставаясь свободным импровизатором авангарда. С Черри Барбьери совершил свою первую поездку в США, записав с участием трубача два студийных альбома COMPLETE COMMUNION (1965) и THE SYMPHONY FOR IMPROVISERS (1966).

Свои эксперименты на этом поприще Гато продолжил на своём дебютном альбоме в качестве лидера IN SEARCH OF MYSTERY (март 1967, ESP Disk), дикой фри-джазовой сессии в квартете с виолончелью, басом и ударными, сосредоточенной вокруг темы "Michelle" и продолжительной сессии "Obsession № 2 \ Cinematheque" (июнь 1967, Affinity), записанной трио с саксофоном, басом и ударными.

После сотрудничества с Долларом Брендом (Dollar Brand) на альбоме CONFLUENCE (март 1968, Freedom), в конце 1960-х годов он начал включать в свою игру элементы музыки из Южной Америки и отметился участием в таких мультиартистических проектах, как Jazz Composer's Orchestra Майка Мантлера (Mike Mantler) (1968); "Liberation Music Orchestra" Чарли Хадена (Charlie Haden) (1969); его яростный тон можно услышать во фри-джазовой эпической опере Карлы Блей (Carla Bley) "Escalator Over The Hill" (1971).

С 1969 года Барбьери начал плодотворное сотрудничество с лейблом Боба Тиля (Bob Thiele) "Flying Dutchman". В пяти альбомах с участием музыкантов такого уровня, как Розуэлл Радд (Roswell Rudd), Лонни Листон Смит (Lonnie Liston Smith), Чарли Хейден (Charlie Haden), Рон Картер (Ron Carter), Нана Васконселос (Naná Vasconcelos), Джон Аберкромби (John Abercrombie), Стэнли Кларк (Stanley Clarke), Рой Хейнс (Roy Haynes) и Аирто Морейра (Airto Moreira), Барбьери зарекомендовал себя как один из самых самобытных саксофонистов начала 1970-х годов, сочетая свободу с латиноамериканскими ритмами, и все это в своем бесстрастном звучании.

Барбьери нашел свою миссию в жизни в альбоме THE THIRD WORLD (ноябрь 1969, Flying Dutchman), который смешал свободный джаз и латинскую музыку в висцеральной, буйной манере. Три из четырех композиций отдавали дань уважения великим аргентинским композиторам, а четвертая была его "Antonio Das Mortes". Барбьери стал больше интересоваться тем, чтобы предложить публике США джазовые версии латинской классики, менее спонтанную, но более элегантную версию концепции Третьего мира, но каждый альбом содержал по крайней мере одну композицию Барбьери, которая также представляла его художественные амбиции: "Carnavalito" на альбоме FENIX (апрель 1971, Flying Dutchman), с участием пианиста Фароа Сандерса (Pharoah Sanders), Лонни Листона Смита (Lonnie Liston Smith), гитариста Джо Бека (Joe Beck), басиста Рона Картера (Ron Carter), барабанщика Ленни Уайта (Lenny White) и бразильского перкуссиониста Наны Васконселос (Naná Vasconcelos), "El Pampero" на концертном EL PAMPERO (июнь 1971, Flying Dutchman), "El Parana" на UNDER FIRE (записан в 1971, Flying Dutchman), с участием Смита, гитариста Джона Аберкромби (John Abercrombie), басиста Стэнли Кларка (Stanley Clarke) и перкуссиониста Аирто Морейры (Airto Moreira).

Всемирный успех чувственного, меланхоличного саундтрека Барбьери к скандальному фильму Бернардо Бертолуччи (Bernardo Brtolucci) "Last Tango In Paris" с Марлоном Брандо в главной роли (ноябрь 1972 года), выпущенного полностью только в 1998 году, стал гораздо более личным заявлением. Партитура для саксофона, аранжированная Оливером Нельсоном (Oliver Nelson), принесла ему значительно большую известность и премию Grammy, что привело к заключению контракта с Impulse! Records. Успешные выступления на международных джазовых фестивалях в Болонье (1965, 1974), Монтрё (1971, 1973), а также на Ньюпортском фестивале в Нью-Йорке (1973, 1974) и других местах, принесли Барбьери широкую известность и сделала саксофониста международной звездой.

Еще более эмоциональной была работа BOLIVIA (записанная в 1973, Flying Dutchman), записанная с теми же исполнителями что и UNDER FIRE (1971, Flying Dutchman), с пьесами "Merceditas" и " Bolivia".

С начала 70-ых Барбиери много времени стал проводить в Южной Америке, где он своим примером и поддержкой способствовал развитию джазовой культуры и более глубокому пониманию своего национального музыкального наследия. В Буэнос-Айресе, куда Барбиери вернулся в 1973, собралась большая группа южноамериканских музыкантов, с которыми он осуществил свой давний замысел – синтез латиноамериканского фольклора и современного джаза (нередко – с элементами политического кабаре, популярной музыки, поп- и рок-стилистики).

Однако после начала следующего десятилетия Барбьери медленно изменил свое отношение к музыке и начал вновь включать в свою музыку южноамериканские мелодии, инструменты, гармонии, текстуры и ритмические рисунки. Такие альбомы, как концертный El Pampero на Flying Dutchman и серия из четырех частей Chapter на Impulse! -- в последнем из которых исследуются бразильские и афро-кубинские ритмы и текстуры, а также аргентинские, принесли Барбьери большое признание в джазовом мире и завоевали ему поклонников в американских студенческих городках.

Несмотря на ярко выраженный этнический колорит создаваемой им музыки, Гато Барбиери признан музыкантом универсального стилевого диапазона, так как его ориентация на этно-фьюжн (прежде всего на лэйтин-фьюжн) не стеснена узкими рамками "фольклоризма", не сводится к имитации простейших народно-музыкальных идиом. Пройдя школу Колтрейна, Паркера и Черри, он остался верен принципам совершенного владения техникой виртуозной инструментальной импровизации, тонко нюансированной тембровой сонорики, изобретательной тематической разработки в духе самых передовых новаций модерн-джаза. При всем этом ему чужд абстрактивизм и эпатажность радикального фри-джаза.

Его стихия — романтическая музыкальная экспрессия, в чём убеждает характерный для него проникновенно-чувственный, близкий пению тембр звучания саксофона, эмоционально окрашенное вибрато, одухотворённость и взволнованность мелодической фразировки. Шутливое прозвище Гато (Gato) — "Кот" Барбиери получил во времена юности, когда с саксофоном подмышкой, бродил по джазовым клубам в поисках возможности сыграть на джем-сейшн с какой-нибудь знаменитостью и старался незаметно прокрасться на сцену, чтобы присоединиться к играющим музыкантам.

На Impulse! Барбьери создал еще одну серию сильных альбомов, на этот раз уделяя гораздо больше внимания народным и традиционным звукам и темам Южной Америки. Выпущенные в четырех "главах", они являются одними из лучших работ саксофониста.

Видение Барбьери латиноамериканских мелодических и ритмических звуковых ландшафтов было полностью реализовано в тетралогии, в которой использовались более крупные составы и латиноамериканские музыканты: LATIN AMERICA (апрель 1973, Impulse!), его творческий зенит, с ENCUENTROS и четырехчастной сюитой LA CHINA LEONCIA, HASTA SIEMPRE (апрель 1973, Impulse!), с ENCONTROS, VIVA EMILIANO ZAPATA (июнь 1974, Impulse!), в сопровождении биг-бэнда в четырех из его коротких пьес (в частности, "Lluvia Azul"), и концертный ALIVE IN NEW YORK (февраль 1975, Impulse!).

С 1976 года, подписав контракт с A&M Records Херба Алперта (Herb Alpert), стилистически Барбьери начал всё больше тяготеть к соул-джазу, поп и смус джазу. Элементы поп/фолка, дополненные пышными аранжировками для биг-бэнда, преобладали в альбоме CALIENTE! (1976), который включал его самую известную тему - исполнение пьесы Карлоса Сантаны "Europa". Диск CALIENTE! и его последующий альбом RUBY RUBY (1977) с участием таких музыкантов, как Рэнди Брекер (Randy Brecker), Бернард Перди (Bernard Purdie), Стив Гэдд (Steve Gadd) и Ли Ритенур (Lee Ritenour), отличавшиеся прекрасным инструментальным исполнением, были спродюсированы коллегой-музыкантом и соучредителем лейбла Хербом Альпертом (Herb Alpert). Остальная часть его карьеры была посвящена поп-балладам.

Барбьери сочинил партитуры к таким менее известным фильмам, как "Firepower" (1979) и "Strangers Kiss" (1983). В 1981 году он вернулся к более интенсивному, рок-индустриальному, южноамериканскому звучанию с концертным альбомом GATO... PARA LOS AMIGOS под эгидой продюсера Тео Масеро (Teo Masero), а затем вернулся к поп/джазу на альбоме APASIONADO. Тем не менее, его популярность в США начала снижаться в связи с расцветом сцены нео-бопа. До конца 1980-х он продолжал записываться и выступать, но после операции по тройному шунтированию и тяжелой утраты в связи со смертью жены Мишель, которая была его самым близким музыкальным соратником, Барбьери большую часть 1990-х годов был неактивен.

Но в 1997 году он вернулся к активным записям и выступлениям, сыграв с прежней страстной интенсивностью, хотя и с ограниченными идеями, на джазовом фестивале Playboy в Лос-Анджелесе и записав несколько безвкусный альбом QUE PASA для Columbia.  По просьбе друга Бахмана Магсудлу (Bahman Maghsoudlou) Барбьери написал оригинальные партитуры к фильмам Амира Надери (Amir Naderi) " Manhattan by Numbers " (1991) и Дарюша Шокофа (Daryush Shokof) " Seven Servants " (1996). Затем последовали альбомы CHE CORAZON (1999) и THE SHADOW OF THE CAT (2002, Peak Records), по-прежнему в попсовом формате, который сильно тяготел к smooth jazz.

В наступившем ХХI веке Барбьери увидел постоянный поток коллекций и переизданий своих работ. Хотя Барбьери несколько сбавил обороты, он ежемесячно выступал в клубе Blue Note в Нью-Йорке до самой смерти 2 апреля 2016 года от пневмонии в возрасте 83 лет.

Личная жизнь

Барбьери женился на своей жене Мишель в 1960 году. Она также была его менеджером и музыкальным вдохновителем. Она умерла в 1995 году после 10-летней борьбы с раком. В это время Барбьери прекратил записываться и гастролировать, чтобы ухаживать за ней. После ее смерти он вернулся к концертной деятельности и встретил свою вторую жену, Лауру, которая родила ему сына Кристиана в 1998 году.

Другие факты

Барбьери послужил вдохновением для персонажа Зута в вымышленной маппет-группе Dr. Teeth and The Electric Mayhem.

13:57