Freddie Hubbard / Фредди Хаббард
Американский джазовый трубач.
В пантеоне джазовых трубачей Фредди Хаббард занимает место одного из крупнейших и наиболее изобретательнейших артистов эры бопа, хард-бопа и пост-бопа. И хотя он испытал влияние таких титанов как Майлс Девис (Miles Davis) и Клиффорд Браун (Clifford Brown), Хаббард в конечном счёте обрёл свой уникальный саунд – осторожный баланс между бравадой и тонкой игрой, которыми наполнены более 50 его сольных записей и бесчисленное множество проектов, в которых он сотрудничал с некоторыми из самых известных джазовых исполнителей своей эпохи. Вскоре после его смерти в конце 2008, Down Beat назвал его "самым мощным и плодовитым трубачом в джазе". Его наследие, представленное во множестве записанных работ, будет вдохновлять трубачей и других джазовых музыкантов будущих поколений.
Как ученик и участник оркестра в Arsenal Technical High School в Indianapolis, Indiana он продемонстрировал ранние таланты на тубе, французском рожке и меллофоне, и лишь затем начал играть на трубе и флюгельгорне. С джазом его познакомил брат Ирмон младший (Earmon, Jr.), который играл на фортепиано и преклонялся перед мастерством Бада Пауэлла (Bud Powell).
Подающие надежды музыкальные таланты Хаббарда привлекли внимание Ли Кацмана (Lee Katzman), бывшего сайдмена в оркестре Стэна Кентона (Stan Kenton). Кацман убедил молодого трубача в необходимости продолжить обучение в Arthur Jordan Conservatory of Music (сейчас Jordan College of the Arts при Butler University) под руководством Макса Вудбери (Max Woodbury), ведущего трубача в Indianapolis Symphony Orchestra.
В юношеские годы Хаббард уже работает и записывается с местными знаменитостями братьями Монтгомери – Уэсом (Wes Montgomery), Бадди (Buddy Montgomery) и Монком Монтгомери (Monk Montgomery). Его первая сессия звукозаписи была для альбома THE MONTGOMERY BROTHERS AND FIVE OTHERS. В это же время он также собирает свой первый состав Jazz Contemporaries, с басистом (и менеджером) Ларри Ридли (Larry Ridley), саксофонистом/флейтистом Джеймсом Сполдингом (James Spaulding), пианистом Уолтом Миллером (Walt Miller) и ударником Полом Паркером (Paul Parker). Квинтет часто выступает в George’s Bar – известном клубе на Indiana Avenue.
В 1958, когда ему исполнилось 20, он перебирается в Нью-Йорк, где быстро заявляет о себе, как об одном из ярких молодых трубачей, изумляя критиков и поклонников глубиной и зрелостью своей игры. За пару лет он знакомится со многими ведущими джазменами Нью-Йорка. Среди музыкантов, с которыми он работает в конце 50-х, были Эрик Долфи (Eric Dolphy) (его сосед по комнате в течение 18 месяцев), Сонни Роллинс (Sonny Rollins), Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones), Слайд Хемптон (Slide Hampton), Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson) и Куинси Джонс (Quincy Jones).
По рекомендации Майлса Девиса (Miles Davis) Blue Note подписывает с Хаббардом контракт и 19 июня 1960 он приступает к созданию своего дебютного альбома в качестве лидера OPEN SESAME (1960). Альбом, в записи которого приняли участие саксофонист Тина Брукс (Tina Brooks), пианист МакКой Тайнер (McCoy Tyner), басист Сэм Джонс (Sam Jones) и ударник Клиффорд Джарвис (Clifford Jarvis), ознаменовал начало его яркой карьеры в джазе. Шестью днями позже Хаббард возвращает долг Бруксу и принимает участие в записи его альбома TRUE BLUE. В течение года Хаббард записывает второй и третий диски – GOIN’ UP (1960) с Тайнером и Хенком Моубли (Hank Mobley), и HUB CAP (1961) с Джулианом Пристером (Julian Priester) и Джимми Хисом (Jimmy Heath).
В декабре 1960 Хаббард получает приглашение от Орнетта Колмена (Ornette Coleman) для записи альбома FREE JAZZ после того, как Колмен услышал игру Хаббарда с Доном Черри (Don Cherry).
В мае 1961 Хаббард играет на альбоме OLÉ COLTRANE Джона Колтрейна (John Coltrane), который становится последним диском саксофониста для Atlantic Records. Наряду с Эриком Долфи (Eric Dolphy) и Артом Девисом (Art Davis) Хаббард входит в число сайдменов, принявших участие в создании двух первых альбомов Колтрейна для лейбла Impulse! - OLÉ и AFRICA/BRASS.
Далее Хаббард присоединяется к Куинси Джонсу (Quincy Jones), с которым отправляется в европейское турне. Вернувшись в Штаты, Хаббард в августе 1961 в сотрудничестве с Уэйном Шортером (Wayne Shorter) создаёт шедевральную запись READY FOR FREDDIE для Blue Note. Позднее в этом же году его сотрудничество с Шортером возобновится снова, когда его пригласят в качестве замены Ли Моргану (Lee Morgan) в группу Арта Блейки (Art Blakey) Jazz Messengers. За короткий период Хаббарду удаётся завоевать авторитет важного голоса в джазе. Он принимает участие в создании таких работ Блейки, как CARAVAN, UGETSU, MOSAIC и FREE FOR ALL.
В этот период он записывает восемь альбомов в качестве лидера для Blue Note, и принимает участие в создании более двух дюжин дитсков как сайдмен. Хаббард играет в Jazz Messengers до 1966 и отлучается лишь для того, чтобы сформировать свой небольшой состав, в котором в течение нескольких последующих лет играют его коллега по Blue Note Джеймс Сполдинг (James Spaulding), пианист Кенни Баррон (Kenny Barron) и ударник Луис Хейс (Louis Hayes). Этим составом они записываются для Atlantic.
В этот период окончательно сформировалось его отличительное звучание и ему удаётся выйти из тени Клиффорда Брауна (Clifford Brown) и Ли Моргана (Lee Morgan). Журнал DownBeat присуждает ему звание "Новая Звезда" ("New Star") среди трубачей.
В течение 60-х он играет в группах различных ведущих джазовых артистов. Вносит весомый вклад в несколько работ Херби Хенкока (Herbie Hancock) для лейбла Blue Note – начиная с TAKIN’ OFF (1962) – дебют Хенкока как лидера – и продолжив в EMPYREAN ISLES (1964) и MAIDEN VOYAGE (1965). В числе других значимых работ Хаббарда в 60-е необходимо отметить участие в записи альбома THE BLUES AND THE ABSTRACT TRUTH (1961) Оливера Нелсона (Oliver Nelson), OUT TO LUNCH (1964) Эрика Долфи (Eric Dolphy), SPEAK NO EVIL Уэйна Шортера (Wayne Shorter). Хотя Хаббард не являлся горячим сторонником идей свободного джаза, тем не менее он принимает участие в двух важных фриджазовых работах: FREE JAZZ (1960) Орнетта Колмена (Ornette Coleman) и ASCENSION (1965) Джона Колтрейна (John Coltrane), как и композиции "New Thing" из альбома Сонни Роллинса (Sonny Rollins) EAST BROADWAY RUN DOWN (1966) с Элвином Джонсом (Elvin Jones) и Джимми Гаррисоном (Jimmy Garrison).
Хаббард укрепляет свой успех в 70-х, выпустив серию кроссовер альбомов на лейблах Atlantic и CTI Records. Его альбомы начала 70-х RED CLAY (1970), STRAIGHT LIFE (1970) и FIRST LIGHT (1971) SKY DIVE (1972) были восприняты особенно хорошо, хотя последующие работы этого десятилетия подверглись критике за их коммерционализм. FIRST LIGHT, в записи которого участвовали пианисты Херби Хенкок (Herbie Hancock) и Ричард Уайяндс (Richard Wyands), гитаристы Эрик Гейл (Eric Gale) и Джордж Бенсон (George Benson), басист Рон Картер (Ron Carter), ударник Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette) и перкуссионист Аирто Морейра (Airto Moreira), получает в 1972 премию Grammy в номинации Best Instrumental Jazz Performance.
В этот период Хаббард поддаётся влиянию Херби Хенкока (Herbie Hancock) и начинает смещаться в сторону джаз фьюжн. Однако он звучит более непринуждённо в хард боповом контексте группы V.S.O.P. - группы, которая объединила его с составом квинтета (Miles Davis) образца середины 60-х: Херби Хенкоком (Herbie Hancock), Тони Уилльямсом (Tony Williams), Уэйном Шортером (Wayne Shorter) и Роном Картером (Ron Carter). Место Девиса занял Хаббард. В конце 70-х выходят несколько концертных работ этой группы: V.S.O.P, V.S.O.P. THE QUINTET, V.S.O.P. TEMPEST IN THE COLOSSEUM (все 1977) и V.S.O.P. LIVE UNDER THE SKY (1979).
Труба Хаббарда звучит и на поп сцене, когда он исполнил соло в песне “Zanzibar” из альбома Билли Джоэла (Billy Joel) 52ND STREET, получившего премию Grammy за лучший альбом в 1978. Звук песни плавно стихает в конце как раз во время соло Хаббарда. Версия без затухания с полным соло была выпущена в 2004 в бокс сете Билли Джоэла MY LIVES.
В 80-е Хаббард вновь руководит своей джазовой группой – на этот раз в составе с Билли Чайлдсом (Billy Childs) и Ларри Кляйном (Larry Klein) в числе других - заслужив чрезвычайно благоприятные отзывы о своих выступлениях на концертах и фестивалях в США и Европе, часто в компании с Джо Хендерсоном (Joe Henderson), исполняя хард-боповый репертуар и произведения модального джаза. Также выступает на сцене Monterey Jazz Festival вместе с Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson), записывает студийный проект с Вуди Шоу (Woody Shaw) (1985), а двумя годами позже записывает альбом STARDUST с Бенни Голсоном (Benny Golson). В 1988 вновь объединяет свои усилия с Артом Блейки (Art Blakey) для выступлений в Голландии, где живьём был записан альбом FEEL THE WIND.
В 1990 он появляется в Японии, возглавив американо-японский концерт, в котором также участвуют Элвин Джонс (Elvin Jones), Сони Форчун (Sonny Fortune), пианисты Джордж Дюк (George Duke) и Бенни Грин (Benny Green), басисты Рон Картер (Ron Carter) и Руфус Рейд (Rufus Reid), певица Салина Джонс (Salena Jones). Принимает участие в Warsaw Jazz Festival. Его выступление было записано и выпущено на альбоме LIVE AT THE WARSAW JAZZ FESTIVAL (Jazzmen 1992).
Очень жаль, но карьера Хаббарда была прервана в 1992 из-за серьёзной травмы верхней губы, что привело к инфекции. Хотя он возобновил выступления и записи после длительного лечения, но он уже не был тем мощным исполнителем, которым был в свои лучшие годы.
В 1994 Хаббард сотрудничает с чикагской джазовой вокалисткой и соавтором Катрин Уитни (Catherine Whitney), с которой создаёт серию стихов к музыке из FIRST LIGHT. В начале 90-х он сформировал новую группу, в которой были представлены восходящие молодые звёзды джаза: Кристиан МакБрайд (Christian McBride), Джейвон Джексон (Javon Jackson), Карл Аллен (Carl Allen) и Бенни Грин (Benny Green). Его поиск и работа с молодыми талантами продолжилась в контексте New Jazz Composers Octet. Хаббард выступал и записывался с этим коллективом, которым руководил его приятель трубач Девид Вайсс (David Weiss), на протяжении последнего десятилетия своей карьеры, сделав с ним свою последнюю запись THE REAL SIDE, выпущенную в 2008.
Несмотря на ухудшающееся здоровье Хаббард продолжал распространять светоч джаза, проводя мастер классы в различных колледжах по всей стране, делясь богатством своих знаний с молодыми артистами. В 2006 Национальный Фонд Искусств (National Endowment for the Arts) присудил Хаббарду высшую награду в мире джаза - NEA Jazz Masters Award.
26 ноября 2008 в Sherman Oaks, California у него случился сердечный приступ и несколькими неделями позже 29 декабря в возрасте 70 лет он скончался.
На пике карьеры Фредди Хаббард был блестящим виртуозным исполнителем с богатым, полным тоном, который не терялся ни в медленных, ни в быстрых пассажах. Как один из величайших трубачей хард-бопа своей эпохи, он создавал страстные блюзовые линии, не жертвуя музыкальным содержанием исполняемых композиций. Хотя его периодические отходы в джаз-рок и расширили его аудиторию, свои лучшие исполнительские качества он демонстровал именно в джазе. Возможно, он был одним из величайших технически одарённых трубачей, когда-либо игравших в джазовой идиоме, и, вероятно, одним из наиболее влиятельных.