Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Fred Astaire / Фред Астер

Американский актёр, танцор, хореограф и певец, звезда Голливуда, один из величайших мастеров музыкального жанра в кино. Его театральная и кинематографическая карьера охватывает период в 76 лет, в течение которого Астер снялся в 31 музыкальном фильме.

Имя Фреда Астера часто упоминается вместе с именем Джинджер Роджерс (Ginger Rodgers), с которой он снялся с 1933 по 1949 в 10 фильмах, перевернувших жанр музыкальной комедии. Первый фильм с совместным участием — это "Flying Down to Rio" 1933. Вторым был фильм "The Gay Divorcee" 1934, причём Фред и Джинджер снялись в нём уже в главных ролях.

Баланчин и Нуриев называли его величайшим танцором XX века. Кроме того, Фред Астер считается танцором, оказавшим наибольшее влияние на жанр мюзикла, в частности в кино и на телевидении. Американский институт киноискусства назвал его пятым в списке величайших кинозвёзд в истории Голливуда.

Астер родился в семье Джоанны "Энн" и Фредерика "Фрица" Аустерлица (родился 8 сентября 1868, как Фридрих Эмануэль Аустерлиц). Его мать родилась в Соединённых Штатах, в лютеранской семье Дэвида Гейлуса и Вильгельмины Клаат, немецких иммигрантов из Восточной Пруссии и Эльзасе. А отец родился в Линце, Австрия, в семье Саломона Стефана Аустерлица и Люси Хеллеровой, чешских евреев, которые приняли католичество.

26 октября 1892 24-летний Фриц Астер прибыл в Нью-Йорк на остров Элис, надеясь найти работу в пивоваренной промышленности, устроившись на работу в пивоваренную компанию Storz, он переехал в Омаху, штат Небраса. Мать Астера всегда мечтала уехать из Омахи, в силу талантов её детей, после того как её дочь Адель, открыла в себе талант к пению и танцам. Энн планировала создать "дуэт брата и сестры", которые были очень распространены в водевиле в то время. Хотя Фред Астер сначала отказался брать уроки танцев, он с лёгкостью передразнивал старшую сестру, а также играл на фортепиано, аккордеоне и кларнете.

Когда, в 1905, их отец внезапно потерял работу, семья переехала в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру детей в шоу-бизнесе. Там Фред и Адель начали обучение в мастер-школе при театре Alviene и в Академии культуры и искусств.

Несмотря на то, что Адель и Фред дразнились и соперничали друг с другом, общественность быстро признала их индивидуальность и талант. Мать Фреда и Адель предложила детям использовать псевдоним "Астер, потому как ей казалось, что "Аустерлиц" ассоциируется у зрителей с битвой. А семейная легенда приписывает имя дяди, которого прозвали Л`Астер. Их учили танцевать, говорить, петь, в рамках подготовки их к театральным номерам. Их первый номер охарактеризовал их как несовершеннолетних артистов, которые представляли собой современные музыкальные, танцевальные новинки. В начале номера Фред носил цилиндр и фрак, потом в долю секунды переодевался в костюм омара.

В своём интервью, дочь Астера, Ава Астер МакКензи, отметила, что её отцу специально надевали цилиндр, чтобы зрительно сделать его более высоким. Дебютное выступление состоялось в Кейпорте, Нью-Джерси, в "пробном театре". После этого в местной газете, было написано следующее: "Астеры — являются самым величайшим детским дуэтом в водевиле".

В возрасте 14 лет, Фред взял на себя музыкальные обязанности в их дуэте. Он впервые встретился с Джорджем Гершвином (George Gershwin), который был аккомпаниатором Джерома Ремика, в его издательской музыкальной компании, в 1916. Фред уже искал новую музыку и идеи для танцев, и их случайная встреча, сильно повлияла на творчество и карьеру обоих артистов. Астер всегда был в непрерывных поисках чего-то нового, и открыто демонстрировал свои навыки и совершенство. Астеры ворвались на Бродвей в 1917, с патриотическим номером "Over the Top", с этим же номером они выступали в США перед Американской армией.

В силу музыкальной направленности нашего проекта оставим за кадром успехи Астера в танцах и кино, и обратим внимание на его вклад в качестве вокалиста и интерпретатора популярных песен.

Астер был чрезвычайно скромен в своих вокальных данных (он всегда говорил, что не умеет петь, хотя критики оценивали его как одного из лучших певцов). Астер сделал свою дебютную запись в 1923, на которой он спел с Adele, и в 1926 сделал несколько записей избранных мелодий Джорджа Гершвина (George Gershwin) с композитором за фортепиано. Астер исполнил множество известных песен, которые вошли в "Great American Songbook", в частности песни Коула Портера (Cole Porter) - "Night and Day" в фильме "Весёлый развод" (1932), Ирвинга Берлина (Irving Berlin) –"Isn't This a Lovely Day?", "Cheek to Cheek", "Top Hat, White Tie and Tails" в фильме "Цилиндр" (1935), "Let's Face the Music and Dance") в фильме "Следуя за флотом" (1936), и "Change Partners" в фильме "Беззаботная" (1938).

Он также исполнил песни Джерома Керна (Jerome Kern) - "The Way You Look Tonight" в фильме "Время свинга" (1936), Джорджа Гершвина (George Gershwin) – "They Can't Take That Away From Me" в фильме "Потанцуем?", "A Foggy Day", "Nice Work if You Can Get it" в фильме "Девичьи страдания", Джонни Мерсера (Johnny Mercer) - "One for My Baby (and One More for the Road") в фильме "Небо – это граница" и "Something's Gotta Give" в фильме "Длинноногий папочка", а также Гарри Уоррена (Harry Warren) и Артура Фрида (Arthur Freed) "This Heart of Mine" в фильме "Безумства Зигфилда" (1946).

Астер также ввёл в ряды множество классических песен через дуэты со своими партнёрами. Например, со своей сестрой Адель он исполнил песню Гершвина "I'll Build a Stairway to Paradise" в пьесе "Хватит флиртовать" (1923), "Fascinating Rhythm" в бродвейском мюзикле "Леди, будьте лучше" (1924), "Funny Face" в одноимённом мюзикле 1927. И в дуэте с Джинджер Роджерс, он исполнил песни Ирвинга Берлина (Irving Berlin) "I'm Putting all My Eggs in One Basket" в фильме «Следуя за флотом», Джерома Керна (Jerome Kern) "Pick Yourself Up" и "A Fine Romance" в киноленте "Время свинга", с Гершвином "Let's Call The Whole Thing Off" в картине "Потанцуем?". С Джуди Гарленд он исполнил песню Ирвинга Берлина (Irving Berlin) "A Couple of Swells" в "Пасхальном параде" (1948), а также с Джеком Бьюкененом (Jack Buchanan), Оскаром Левантом (Oscar Levant) и Нанетт Фабрей (Nanette Fabray) исполнил песню Артура Шварца (Arthur Schwartz) и Ховарда Дитца (Howard Dietz) "That's Entertainment" в фильме "Театральный фургон" (1953).

Хотя он и обладал чистым голосом, и все восхищались его лирикой, дикцией и выражающимися - изяществом и элегантностью в его танцах, которые, казалось, были отражены в его пении. Композитор Бертон Лейн (Burton Lane) описывал его как "величайшего в мире музыкального исполнителя". Ирвинг Берлин (Irving Berlin) считал Астера, одним из лучших исполнителей его песен: "Он так же хорош как и Джолсон (Al Jolson), Кросби (Bing Crosby) или Синатра (Frank Sinatra), и не только из-за своего голоса, но и из-за его стиля исполнения". Джером Керн (Jerome Kern) считал его лучшим мужчиной, который когда-либо исполнял его песни, Коул Портер (Cole Porter) и Джонни Мерсер (Johnny Mercer), также восхищались его уникальностью исполнения их работ. В то время как Джордж Гершвин (George Gershwin), относился весьма критично к вокальным способностям Астера, но он написал для него множество своих самых запоминающихся работ. В начале своей карьеры, на Астера ссылались много композиторов Коул Портер (Cole Porter), Лоренц Харт (Lorenz Hart) и Эрик Машвиц (Eric Maschwitz), а также множество современных композиторов.

Астер был автором музыки "I'm Building Up to an Awful Letdown" (автором текста был Джонни Мерсер (Johnny Mercer), песня достигла четвёртого места в хит-параде 1936. В 1940, совместно с Бенни Гудменом (Benny Goodmen) он написал "It's Just Like Taking Candy from a Baby" и на протяжении всей жизни он стремился стать успешным композитором популярной музыки. Он записывался стабильно, но нечасто в течение 30-х и 40-х, и в 1952 сделал свою первую долгоиграющую запись для продюсера Нормана Гранза (Norman Granz) THE ASTAIRE STORY, на которой ему аккомпанировал джазовый пианист Оскар Питерсон (Oscar Peterson).

Он продолжил делать записи в середине 70-х, обычно это были песни из его фильмов или телевизионных шоу, в это же время были выпущены саундтреки и компиляции из множества его ранних фильмов. Как певец, Астер представлял песни безо всяческих изобретений и никогда не делал ничего, чтобы рассеять впечатление, что он был просто любитель с немногими естественными вокальными талантами.

Всё же, несмотря на всё это, именно его интерпретации популярных песен были часто тем, чего требовали композиторы и поэты песенники, и множество авторов предпочитали его привлекательную манеру, в которой он представлял их материал. Их одобрение и стало ключевым фактором в его решении ограничить свой вокальный диапазон, петь просто и непосредственно, как написано. Среди композиторов, которые высоко ценили его, были мастера Great American Popular Songbook такие как Ирвинг Берлин (Irving Berlin), Джером Керн (Jerome Kern), Коул Портер (Cole Porter), Джордж Гершвин (George Gershwin), Гарольд Арлен (Harold Arlen), Джонни Мерсер (Johnny Mercer) и Гарри Уоррен (Harry Warren).

Как актёр, он был достаточно убедителен, но редко полностью погружался в роль настолько, что переставал быть самим собой и в действительности делал немного, чтобы опровергнуть первые нелестные отзывы о его появлении на экране. Как танцора, однако, невозможно оценить его вклад в развитие сцены, телевидения и особенно музыкального кинематографа без превосходных степеней. Подобно многим великим художникам, непринуждённость, с которой Астер танцевал, заставляла думать, что он делает это безо всякого напряжения. Действительно, это качество и стало частью его популярности. Он выглядел настолько обычно, что любому мужчине из аудитории, даже с двумя левыми ногами, казалось, что будь у них такая возможность, они смогли бы сделать также.

Фактически, непринуждённость его танца на экране была результатом бесчисленных часов трудной работы, обычно наедине или с его давним другом, коллегой, балетмейстером Хермесом Паном (Hermes Pan). Джинджер Роджерс (Ginger Rogers), с которой Астер имел непростые отношения за кадром, однажды была вынуждена прервать репетицию, так как её ноги кровоточили. Медленные номера он исполнял с элегантным изяществом и даже когда темп ускорялся, элегантность оставалась такой же, как и впечатление, что он танцует немного выше земли. В одиночку он создал полностью оригинальную форму танца на экране и после его первых фильмов, все предыдущее восприятие танца было безвозвратно изменено. В мире шоу-бизнеса, где каждого художника называют "великим" и слова подобно "гений", давно перестали иметь реальный смысл, Фрэд Астер действительно был великим артистом и гениальным танцором.

14:03